Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Речевой этикет.






I. Речевой этикет – разработанные правила речевого поведения, система устойчивых формул общения, принятых в данном обществе.

К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для знакомства, прощания, просьбы, извинения, а также принятые в данной культуре способы выражения жалобы, сочувствия, вины, горя и т.д. Речевой этикет делает любой акт коммуникации наиболее успешным для всех его участников.

Речевой этикет связан с понятиями социальной нормы речевого поведения и вежливости. В речевом этикете выделяют 2 основных типа нормы:

  1. Языковую – основные правила построения высказываний в соответствии с литературными нормами;
  2. Ситуативно – ролевую – правила поведения, характерные для конкретной ситуации общения.

Основные нарушения речевого этикета:

  1. Неисполнение ритуала речевого этикета в соответствующей ситуации (не поздоровался, не поблагодарил и т.д.);
  2. Выбор неверных для данной ситуации и партнера выражений.

Основные коммуникативно-значимые смыслы речевого этикета:

  1. Социальный смысл, включающий информацию о говорящем, адресате, их ролевых отношениях, официальной/неофициальной тональности общения («Доброго здоровьица…» - характерно для пожилого жителя деревни; «Привет» - для равных по статусу партнеров);
  2. Интенциональный смысл отражает коммуникативное намерение (речевую интенцию) говорящего: установление или поддержание речевого контакта, извинение, предложение и др.;
  3. Эмоционально-оценочный смысл отражает характер личностных взаимоотношений коммуникантов, оценку ситуации и партнера, его качеств, действий и т.д. (Как я рад Вас видеть! Счастлив познакомиться!).

Каждая ситуация вступления в контакт, его поддержания и завершения обслуживается коммуникативно-семантической группой (КСГ) стереотипных высказываний. Например, в ситуации благодарности это такие единицы как: Я благодарю Вас… Спасибо Вам… Я Вам так благодарен…

Речевой этикет связан с понятием речевого акта или речевого воздействия – это конкретное воздействие с помощью языка/речи. Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную.

Основные функции речевого этикета:

  • Коммуникативная;
  • Контактоустанавливающая;
  • Призыва;
  • Привлечения внимания;
  • Вежливости.

Основные предназначения речевого этикета:

  1. Помогает обозначить важные параметры собеседников в рамках: свой/чужой, близкий/далекий, приятный/неприятный и т.д.;
  2. Помогает соблюдать рамки вежливости и уважительности, что способствует благоприятной атмосфере и успешной коммуникации;
  3. Речевые стереотипы этикета выражают положительный, благоприятный смысл высказывания;
  4. Способствует установлению контакта между собеседниками;
  5. Привлекает внимание слушателя (читателя), выделяет его среди других потенциальных собеседников;
  6. Помогает определить статус происходящего общения (дружеский, деловой, официальный и пр.).

Все это делает речевой этикет необходимым элементом культуры народа, поэтому в речевом этикете ярко проявляется национальная специфика речевого поведения. Это обусловлено использованием в речевом этикете национальной специфики как элемента фоновых знаний, которая связана с употреблением устойчивых формул и выражений, большим количеством фразеологичных стереотипов: «Ни пуха, ни пера»; «Сколько лет, сколько зим!». В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.

  • Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
  • Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
  • Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.
  • Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Для речевого этикета также характерны сигналы невербального общения: замещающие и сопровождающие жесты. Например, приветствие может осуществляться только улыбкой или кивком головы.

Особую речевую форму, свидетельствующую о высокой культуре речи, представляют собой эвфемизмы – нейтральные в эмоциональном отношении слова и выражения, употребляемые вместо синонимичного слова или выражения, которое представляется говорящему неприличным, грубым или бестактным. Например: она беременна – она в положении.

II. Этикет тесно связан с этикой. Этика предписывает правила нравственного поведения (включая общение), этикет предполагает определенные манеры поведения и требует использования внешних, выраженных в конкретных речевых действиях формул вежливости.

С этической точки зрения в процессе коммуникации недопустимы никакие высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, его национальной принадлежности, культуре, религии, расе и т.д.

Основные этико-речевые ошибки:

  1. Присвоение словесных ярлыков: фашисты, маргиналы, экстремисты;
  2. Использование жаргонных слов и оборотов, делающих речь вульгарной;

Неэтичным является речевое манипулирование – неявные попытки навязать адресату с помощью неэтичных или любых других приемов идею, точку зрения, оценку и т.д.

III. Речевой этикет занимает важное место в культуре речевого поведения и общения в целом. Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Владение речевым этикетом способствует приобретению уважения, авторитета и доверия, а также позволяет человеку чувствовать себя уверенно в процессе общения. Более того, неукоснительно следование правилам речевого этикета в организации помогает повысить ее авторитет и оставить приятное впечатление.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.