Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типичные ошибки при построении сложных предложений и способы их устранения






Сложное предложение – имеющее в своем составе два или несколько простых предложений, образующих в смысловом и интонационном отношении единое целое.

Сложносочиненное предложение (ССП) – сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами.

Сложноподчиненное сложное предложение (СПП) – сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами.

Ошибки в построении сложного предложения чаще всего связаны с неточным употреблением союзных средств, с нарушением соотношения видовременных форм глаголов-сказуемых, а также с неправильном порядком слов в предложении. Различаются ошибки в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Ошибки в построении сложносочиненных предложений:

  1. Употребление противительных союзов а, но вместо соединительного союза и: Тигр вскочил на спину слона, но задел лапами дрова, но дрова упали на него.
  2. Употребление соединительного союза и вместо противительных союзов а, но: Ундина была огорчена изменой своего возлюбленного, и он ничего не понимал.
  3. Употребление лишнего союза, в том числе постановка рядом однозначных союзов: Всем предприятиям было предложено представить заявки на потребное сырье, но однако некоторые из них своевременно этого не сделали.
  4. Тавтологическое употребление сочинительных союзов: Искали его три дня, но все напрасно, но(лишний союз) потом нашли в степи без чувств.
  5. Неправильное употребление двойных повторяющихся разделительных союзов: То озеро становится черным, вздувается, но (должно быть то) вот оно тихое, ласковое, нежное.
  6. Объединение сочинительной связью разнотипных синтаксических структур (простого и сложного предложения): Ум тогда понимали не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывали представление о вольнодумстве (правильно: но и как вольнодумство).

Ошибки в построении сложноподчиненных предложений:

  1. Одновременное употребление подчинительных и сочинительных союзов: Как только перестал дождь, и мы отправились домой. – Как только перестал дождь, мы отправились домой; Только хозяин откинул руку назад, но вдруг из чащи леса вышел огромный тигр. - Только хозяин откинул руку назад, как вдруг из чащи леса вышел огромный тигр.
  2. Пропуск соотносительных местоимений и наречий в главной части сложноподчиненного предложения: В армии Петя стремился быть в опасных местах, он просился ___, где опаснее. (туда).
  3. Пропуск союза: Преданность его Маше Мироновой проявлялась в том, __ когда маша была в руках злодеев, он спас ее (союз что).
  4. Употребление лишних союзов, в том числе постановка рядом однозначных союзов; автор пишет, что будто бы его теоретические положения проверены на практике (либо что, либо будто бы).
  5. Употребление одних союзов и союзных слов вместо других: Шел третий урок, как (когда) в окно класса заглянуло солнышко.
  6. Тавтологическое употребление союзов и союзных слов и загромождение сложного предложения придаточным: Когда утром встали все казаки, Тарас очень удивился, когда увидел, что среди казаков не было Андрия. - Когда утром все казаки встали, Тарас очень удивился, что среди них не было Андрия.
  7. Употребление разнотипных придаточных частей в качестве однородных: Для замены кислотной линии просим дать указание: а) о выделении труб нержавеющей стали небольшого размера; в) оплата монтажной бригады должна производиться (о выделении, об оплате…).
  8. Объединение сочинительной связью членов простого предложения и придаточных частей сложноподчиненного предложения: Он увидел молодую девушку, пришедшую за водой и которая поразила его своей красотой (пришедшую за водой поразившую его).
  9. Смещение конструкции (конец предложения дается в ином синтаксическом плане, чем начало): Последнее, на чем я остановлюсь, это на вопросе об использовании цитат (это вопрос об использовании цитат).
  10. Нарушение порядка слов (отделение придаточной определительной части от определяемого слова): Состоялся новый спектакль в Доме культуры, какого мы никогда прежде не видели (в доме культура состоялся новый спектакль, какого…).

Общей ошибкой при построении всех типов сложных предложений является несоотнесенность видовременных форм глаголов-сказуемых: Вдруг ударил гром, сверкнула молния и женщины кричали (закричали). В сосновом лесу обычно бывает темно, еле-еле сквозь деревья пробивался луч солнца (пробивается).

Способы устранения ошибок при построении сложных предложений:

Если выбор синтаксической конструкции не связан с проблемой сохранения авторского стиля, редактор вправе упорядочить структуру сложного предложения, уточнить союзную связь, сократить количество придаточных частей: Среди частей и соединений флота, какие отличились на побережье Черного моря, был и артиллерийский дивизион, которым командовал Солуянов. - Среди частей и соединений флота, которые отличились на побережье Черного моря, был и артиллерийский дивизион под командованием Солуянова.

В первом примере потребовалась замена союзного слова: вместо относительного местоимения какие (привносящего добавочный оттенок уподобления, сравнения) употреблено местоимение которые, вторая придаточная часть заменена параллельной конструкцией. Во втором примере редактор сокращает количество придаточных частей, устраняет повторение союзного слова который, соединяющего неоднородные придаточные при последовательном их подчинении.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.