Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Автор -






Адресат -

  1. Речь осуществляется и воспринимается осознанно.

Основные единицы речи: звуки, морфы, словоформы, высказывания, абзацы, дискурс. Они соотносятся с абстрактными единицами языка как системы речи: фонемой, морфемой, словом, предложением, сложным синтаксическим целым, текстом.

Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) - ряд высказываний, объединенных семантически и синтаксически в единый фрагмент.

Главные компоненты РД:

  1. Предмет речевой деятельности – это мысль, так через мысль отражается реальная действительность.
  2. Средства речевой деятельности – это языковая система (фонетическая, грамматическая, лексическая) и правила оперирования этой системой.
  3. Способы РД – существует три способа речевой деятельности: внутренний (рецепция, думание); внешний устный; внешний письменный.
  4. Продукт РД – при рецептивных видах речевой деятельности (аудировании и чтении) продуктом РД является умозаключение, при экспрессивных видах РД (говорении и письме) – материализация мысли.

В процессе осуществления речевой деятельности вышеназванные компоненты речевой деятельности не осознаются человеком. Человек осознает только цель своей речевой деятельности.

  1. Результат речевой деятельности может носить вербальный характер, тогда это будет речевой поступок, и невербальный характер – неречевой поступок. (Например, в ответ на прозвучавшую фразу «Пойдем домой!» человек может подняться и пойти либо ответить «Я пойду позже»). С точки зрения культуры речи результат должен соответствовать этическим и коммуникативным нормам.

Основные цели речи — информирование, выражение чувств, воздействие — порождают не только типы ситуаций общения, не только жанры, но и тот или иной набор критериев для оценки речевого поведения и результата речевой деятельности.

Главные особенности речи: наличие двух сторон – воспроизводящей и воспринимающей мысли;.

II. Дискурс – многозначный термин, широко распространенный в современных гуманитарных науках.

Основные определения термина «дискурс»:

  1. В современной русистике - социально обусловленная организация системы речи, а также определённые принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и репрезентируется (представляется) в те или иные периоды времени;
  2. Текст, взятый в событийном аспекте;
  3. Речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмов их сознания;
  4. Определенный тип высказывания, присущий определенной социально-политической группе или эпохе.

Дискурс - это речь, погруженная в жизнь, поэтому термин «дискурс», в отличие от термина «текст», не применяется к древним и другим текстам, связи которых с живой жизнью не восстанавливаются непосредственно.

Основные значения, в которых употребляется термин «дискурс»:

  1. Устно-разговорная форма текста;
  2. Диалог;
  3. Группа высказываний, связанных между собой по смыслу;
  4. Речевое произведение как данность – письменная или устная.

Основные 2 формы дискурса:

· Устный;

· Письменный.

Существуют и другие формы дискурса: электронный дискурс, sms-дискурс.

Устный дискурс имеет ряд особенностей:

  1. В устном дискурсе порождение и понимание речи происходит синхронизировано (в письменном -нет);
  2. В устной речи имеет место явление фрагментации (в письменной речи это не так явно), деление речи на кванты;
  3. Устный дискурс подразумевает вовлечение адресата в ситуацию.

 

В отличии от текста дискурс носит интерактивный характер. В устном дискурсе преобладает употребление местоимений 1 и 2 лица, указание на эмоции, использование невербальных средств общения.

III. Текст –единица высшего уровня системы языка, речевое произведение, обладающие признаками связности и цельности - в информационном, структурном и коммуникативном плане. Тексты могут состоять из двух и более предложений, связанных между собой.

Основные признаки текста:

  1. Смысловая цельность и связность;
  2. Линейность, то есть постепенное раскрытие, развертываемость;
  3. Соотнесенность с реальной или воображаемой действительностью;
  4. Наличие определенного коммуникативного задания;
  5. Завершенность;
  6. Объединение единиц текста лексической, грамматической, стилистической, логической связью;
  7. Стилевое единство.

Качества текста и его стилистическая специфика зависит от:

  1. Структуры речи (от какого лица ведется повествование);
  2. От организации речи: монолог, диалог, полилог;
  3. От конкретных функций текста: описание, повествование, рассуждение;
  4. Функционального стиля, к которому принадлежит текст.

Текст понятие двоякое. В тексте заключена речемыслительная деятельность пишущего (говорящего) субъекта, рассчитанная на ответную деятельность читателя (слушателя), на его восприятие. Так рождается взаимосвязанная триада: автор (производитель текста) - текст (материальное воплощение речемыслительной деятельности) - читатель (интерпретатор). Таким образом, текст оказывается одновременно и результатом деятельности (автора) и материалом для деятельности (читателя-интерпретатора).

Единицами текста являются: высказывание (реализованное предложение), сверхфразовое единство или сложное синтаксическое целое (ряд высказываний, объединенных семантически и синтаксически в единый фрагмент). Межфразовые единства в свою очередь объединяются в более крупные фрагменты-блоки, обеспечивающие тексту целостность благодаря реализации дистантных и контактных смысловых и грамматических связей. На уровне композиционном выделяются единицы качественно иного плана - абзацы, параграфы, разделы, главы, подглавки и др.

Построение текста определяется темой, выражаемой информацией, условиями общения, задачей конкретного сообщения и избранным стилем изложения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.