Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука и религия : проблема диалога.






Наука имеет дело с наблюдаемыми и повторяющимися явлениями и процессами. Она вырабатывает знания – достоверные сведения об объективных свойствах изучаемых фактов. Каждая научная дисциплина, будь то в сфере естественных, социальных или гуманитарных наук, выявляет и выделяет контуры и границы применения своих методов. Научное знание фальсифицируемо – т.е. оно должно иметь оппозиционнное знание, несущее как бы «знание – заблуждение», эрзац-знание. Знание сможет получить статус научного, если будет доказано общественной практикой его достоверность, истинность. Тогда знание-заблуждение уступает предметное поле дисциплины знанию - истине. Шаг за шагом гипотезы сменяются знанием, система знаний формирует теорию, система теорий – научную дисциплину. Однако, кумулятивное развитие знаний может развиваться лишь до тех пор, пока в научной среде господствует та или иная парадигма познания. При смене парадигм прежние теории отбрасываются и наступает полоса накопления нового знания, объясняющего новые факты. Какова при этом преемственность знаний – это пока загадка. Особенно в гуманитарных науках.

Иное дело в религиях. Любая религия основана на вере в сверхъестестенные силы, способные влиять на жизнь человека и социума. Следовательно, критерием обоснования верования служит не практика, а система мифов – целостных коллективных представлений, объясняющих посредством образцов (богов, их посланников) те или иные явления жизни. Следовательно, отношения науки и религии сводятся к взаимоотношениям знаний и мифов.

Знание – рационально. Миф – иррационален. За первым стоят сила логики и убедительность практики. За вторым – жизненное стремление человека к совершенному, лучшему, поиск защиты и покровительства в жизненной борьбе. Религия предстает как «сердце бессердечного мира», милосердно заботящееся о судьбе каждого человеческого существа. Современный мир, полный взаимной и порой жестокой борьбы людей за «место под солнцем» побуждает их искать «спасителя» - «милосердного»и «единственного». Мировые религии привлекают к себе таким образом множество людей – верующих (христианство и ислам – почти по миллиарду человек). Хотя многие из них живут в светских государствах и подчиняются его законам и руководствуются его ценностями, религии не перестают играть регулятивную роль в социальном и индивидуальном поведении этих миллиардов.

Как совместить в одном человеке знание и веру в бога? Этот вопрос заставляет искать пути их совмещения ради достижения целостности человека, ликвидации отчужденности между его душой и телом. Внутренняя гармония человека, как известно, является условием его счастливого состояния. Следовательно, оптимизация взаимоотношений науки и религии – одна из важнейших проблем современности.

Просвещенные представители мировых религий, например, христианские теологи, признают, что невозможно игнорировать научную информацию, оказывающую влияние на представления людей о мире, следовательно, в той или иной степени сознают необходимость взаимодействия науки и религии.

Контакты науки и религии могут, по их представлениям, происходить в следующих пунктах:

-потребность человека в самопонимании, определении своего места в мире может быть удовлетворено только при помощи синтеза науки и религии; при этом признается, что христианская вера ищет знания и понимания. Однако, утверждается, что научное познание способствует устранению неверных представлений о Творце, о его месте и роли в мире.62

люди всегда стремились обрести целостное мировоззрение. Однако, расчленяющее знание (аналитическое) не может, по суждению теологов, ответить на вопросы «Откуда?», «Почему?»и «Зачем?». Лишь «ризнавая божественное основание всего сущего и базирующуюся на этом признании систему ценностей можно будет ответить на эти вопросы».Именно в этом пункте находится сердцевина разногласий науки и религии.

Вера и разум обращены к одной и той же реальности. Религиозные деятели утверждают, что наш мир – это «реализация рационального плана творца и расшифровать этот план, распутать структуру мир невозможно без помощи рациональной науки»63

ХХ и ХХI века самым наглядным образом показали, что наука не в состоянии сама контролировать свое собственное развитие (оружие массового поражения, клонирование человека). За ее пределами остаются вопросы о происхождении таких феноменов как жизнь, человек и универсум. Все эти сферы остаются загадочными и открыты для будущей науки. Однако, сегодня надо признать, что «двадцатый век можно считать веком великих достижений в области знаний о Вселенной и попыток подчинить творение человеческой воле. В это столетие стали явными как сила, так и бессилие человека… Люди познали, что без Бога научный и технический прогресс становится средством разрушения природы и социальной жизни»64.

Последнее утверждение, мягко говоря, пока не доказано. В светском государстве социальный и политический порядок, устанавливаемый самими людьми, является и остается самым действенным основанием для чувства ответственности ученого за социальные последствия своих исследований.

Опрос, проведенный в 56 субъектах РФ (27 областных центров, 43 малых города, 66 сел – 3839 респондентов, 15-25 марта 1997г.) показал, что не верят в бога: среди 17 летних – 37, 8%, 24 летних –49, 1%, 31 летних –49, 5%65

(будущим социологам надо знать, что закон РФ о свободе совести считает, что вероисповедание является личным дело каждого и не подлежит фиксации в каких – либо документах).

Необходимо также отметить, что публичная дискуссия, шедшая по вопросу «Надо ли вводить в государственной системе образования курс «Православная культура»» закончилась в пользу введения курса «История мировых религий», что означает сохранение принципа единства науки и обучения в школах РФ.

Международными социологическими агентствами (Гэллапа и др.) по заказу Министерства образования Японии был проведен опрос молодежи ряда стран по вопросу влияния религии на общественную жизнь их стран. Получены интересные показатели.

Вопрос «Как по Вашему, какую роль играет религия в жизни Вашей страны?».

Ответы 17-24 летних респондентов даны в %%. 66

Оч. важную важную не очень важ. неваж. не знаю

Япония 3, 2 26, 7 42 18, 8 9, 3

США 35, 9 40, 2 14, 5 8, 6 0, 8

Англия 9, 8 26, 8 33, 9 28, 4 1, 1

Германия 10, 0 24, 3 39, 6 21, 8 4, 3

Франция 13, 9 33, 4 22, 5 29, 6 0, 6

Швеция 5, 1 11, 5 31, 6 50, 0 1, 8

Корея 22, 5 38, 6 31, 5 6, 3 1, 1

Филиппины 90, 1 8, 4 -- -- 0, 2

Тайвань 71, 7 25, 4 0, 1 -- --

Бразилия 53, 1 35, 2 7, 8 3, 5 0, 4

Россия 10, 3 37, 0 30, 6 9, 7 12, 5

Обращают внимание на себя такие страны, как Филиппины, Бразилия и Тайвань, где, по мнению опрошенной молодежи, очень сильно влияние церкви на общественную и личную жизнь людей. Как правило, эти страны со слабо развитой экономикой и недостаточно развитой социальной структурой. Интересное исключение составляет Тайвань – эта страна с развитой экономикой оказалась в группе стран, где традиционно сильно влияние церкви на людей. Видимо, здесь мы имеем дело с интересным феноменом серьезного отставания духовной жизни от развития производительных сил.

Вторая группа стран – это Япония, Швеция, Англия, Германия и Франция, Россия. Здесь оценки колеблются между «важную – неважную», т.е. дающие в сумме примерно семьдесят процентов мнений. Надо считать, что эти страны – наиболее «продвинутые» в развитии секулярности, причем безусловным лидером здесь является Швеция – наиболее демократическая страна с либеральным уклоном.

В целях расширения у студентов представлений о мировых религиях современности приведем следующую таблицу.

Основатели основных религий и религиозные реформаторы

(в хронологическом порядке)67

Авраам (монотеизм) ок. 1850 до н.э.

Моисей (иудаизм) ок. 1250 до н.э.

Заратуштра (зороастризм) 650- 583 до н.э.

Лао – Цзы (даосизм) 605-520 до н.э.

Будда (буддизм) 563-484 до н.э.

Конфуций (конфуцианство) 551- 479 до н.э.

Махавира (джайнизм) 540 – 468 до н.э.

Иисус Христос (христианство) 4 до н.э.-30 н.э.

Мухаммед (ислам) 570 – 632 н.э.

Ничирен (буддизм Японии) 1222 – 1282 н.э.

Нанак (сикхизм) 1469 – 1539 н.э.

Лютер (лютеранство) 1483 – 1546 н э.

Генрих VIII(англиканская церковь) 1491 – 1547 н.э.

Кальвин (кальвинизм) 1509 – 1564 н.э.

В ХХIвек начался с тревожного оживления фундаментализма в странах, население которых исповедует ислам. Двойное потрясение, переживаемое исламскими обществами: насильственное вхождение в рынок, пути и темпы которого приобретают столь всеобъемлющий характер, что разрушают внутренне равновесие и иерархическую структуру общества и приход в сферу политики лиц, сменивших традиционную знать и феодальных вождей, увеличивает нестабильность общественного устройства, психическую неуравновешенность личности и непредсказуемость событий. В этих условиях фундаментализм зовет общество к незыблемым ценностям, к основаниям ислама. Однако, эта форма протеста пропитана фанатизмом и как показывают события в мире – неконструктивна.

Фундаменталисты любой религии отвергают диалог с наукой и даже со здравым смыслом. В этом они схожи с тоталитаризмом в политике – их обоих роднит экстремизм68.Демократизация общества и заинтересованный диалог науки и религии – оптимальный путь оздоровления социального и индивидуального существования человека.

Контрольные вопросы

1.Чем объясняется конфессиональный ренессанс в современной России?

2.Можно ли в структуре культуры российского общества выделить самостоятельную православную культуру?

3.Чем объясняется существование религиозных фобий?

4.Почему религиозный фундаментализм может подпитывать экстремизм и терроризм?

Литература

Бартольд В.В.Культура мусульманства.М., 1998.

Волков А.Б. Религиозный фундаментализм в Израиле и палестинская проблема. М., 1999.

Ирвинг В. Жизнь Магомета.М., 1991.Репринт. копия с изд. 1849г.

Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность. СПб, 1997.

Молодежь 97: надежды и разочарования. М., 1997.

Окот п Битек.Африканские традиционные религии.М., 1979.

Пишель Р. Будда, его жизнь и учение.М., 1991.Репринт. копия с издания 1911г

Понятие судьбы в контексте разных культур.сост. Князевская Т.Б. М., 1994.

Религия и закон. Сборник правовых актов с комментариями. М., 1998.

Ренан Э. Жизнь Иисуса.М., 1991.Репринт.копия с издания 1911г.

Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1989.с. 143-222.

Фундаментализм. Отв. ред. Левин З.И. М., 2003.

Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.