Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 11. Социальное функционирование искусства






Художественное творчество индивидуализировано. Как и с помощью каких институтов общества происходит переход авторского видения мира, его фигурации в социально-значимое событие и фактор, ориентирующие внутренний, эстетический мир множества людей – эти вопросы являются предметом данной лекции.

1. Хронотоп культуры. Инфраструктура социального функционирования искусства в условиях постсоветской России

Для социологического измерения высокой культуры применяется понятие хронотоп, сопрягающий пространственно- временное бытие культуры, в нашем случае – искусства. Хронотоп может быть понят и применен в анализе в двух разновидностях: субьективном и обьективном. Субьективный хронотоп – понятие, выделяющее сектор ментального субьекта, иначе –внутренне осмысленный пространственно-временной континуум субьектов художественного творчества104.Объективный хронотоп – внешний пространственно-временной континуум, в котором разворачивается бытие исследуемого объекта (в теме термин “хронотоп” будет использован в этом варианте).

Хронотоп, параметры которого измеряемы, можно развернуть в нескольких плоскостях: а)как геокультурный процесс, б) культурный потенциал и в) как культурная инфраструктура.

Например, литературный процесс как геокультурный может быть проиллюстрирован следующей статистикой: если в начале ХIХ века книги издавались в 15-20 российских центрах, то к началу 60-х г.г. уже в 42-45 городах, а концу века число последних возросло до 160-170.

Метод геокультурного анализа позволяет провести сравнительный анализ, опровергающий даже некоторые стереотипы в сфере литературного процесса: 105

Число книг(наименований), издаваемых в некоторых странах мира (тыс.ед., %)

СТРАНА 1890 % 1913 %
Россия 8, 64 16, 8 34.00 32, 6
Англия 5, 73 11, 1 12, 38 11, 9
США 4, 56 8, 9 12, 23 11, 7
Германия 18, 87 36, 7 35, 08 33, 6
Сумма 6 стран 51, 44 100, 0 104, 45 100, 0

Хронотоп как культурный потенциал может оказать помощь в исследовании, например, процесса локализации художников русской эмиграции 1917-1941г.г.106

  Училось Работало в данной стране более 7 лет Всего работало Всего связан с данной страной
Франция 80 (20%) 227 (52, 3%) 250 (57, 6%) 273 (62, 9%)
США 19 (4, 4%) 93 (21, 4%) 101 (23, 3%) 102 (23, 5%)
Германия 42 (9, 7%) 34 (7, 8%) 56 (12, 9%) 81 (18, 7%)
Италия 70 (1, 6%) 18 (4, 1%) 33 (7, 6%) 41 (9, 4%)
Чехословакия 13 (3, 0) 21 (4, 8%) 24 (5, 5%) 25 (5, 6%)
Англия 5 (1, 2%) 13 (3, 0%) 21 (4, 8%0 22 (5, 1%)
Остальные страны       40 (09%)

Хронотоп как геокультурная инфраструктура может дать картину распределения творческих сил в пространстве СССР

(Пространство производства высокой культуры-ареал креативной деятельности и ареал репродукционной деятельности).

.

Крупнейшие центры СССР по отдельным направлениям культурной инфраструктуры (на середину и конец 80-х г.г.(К сожалению, современные данные отсутствуют).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.