Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемное поле социологии культуры. 2 страница






Контрольные вопросы

1.Какие этапы исторического развития культуры общества Вы знаете?:

а) при формационном анализе

б) при цивилизационном анализе.

2.Существует ли самостоятельная евразийская культура?

3.Определите функции повседневной, массовой и высокой культур общества;

4.Дайте характеристику субкультуры современной российской молодежи.

Литература

Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурный словарь). М., 1991.

Викторов А.Ш. История русской культуры. М., 1997

IIВсероссийский социологический конгресс. Материалы секции «Социология культуры». М., 2003.

Ионин Л.Г. Социология культуры. гл.2; М. 1996.

Кармин А.С. Основы культурологии.гл.4, 5.СПб, 1997.

Минюшев Ф.И. Социальная антропология.ч.1, М., 1997.

Михайлова Л.И. Социология культуры. Ч.I, М., 1999.

Человек и современный мир. М., 2002. Раздел 1.

Тема 3. Взаимодействие культур. Духовная практика восточных культур.

В России совместно проживают более ста наций и народностей, поэтому она является поликультурной и поликонфессиональной страной. Попытаемся ответить на вопросы: каков категориальный аппарат анализа взаимодействия культур? Какие процессы порождаются при взаимодействии культур? Что происходит при соприкосновении лиц разных культур? Что мы знаем о восточных культурах?

1. Категории анализа процесса взаимодействия культур.

Обозначим систему категорий, с помощью которых можно анализировать процессы взаимодействия культур – это важно для российского социолога, живущего и работающего в поликультурной стране. Надо знать, что в основе взаимодействия культур лежит обмен жизненным опытом народов.

Диффузия – процесс взаимопроникновения и взаимозаимствования у других культур элементов культуры: речи, письменности, смысловых и инструментальных ценностей, норм поведения, элементов правосознания, эстетических символов и пр.

Аккультурация - процессы взаимовлияния культур, в ходе которых происходит принятие одним народом полностью или частично культуры другого, обычно более развитого в техногенном смысле – для современных условий. В этом процессе различаются «донор» и «реципиент».

Ассимиляция – (этнографический и политический термин) – поглощение господствующей культурой культуры меньшинств, сопровождающееся становлением единой культуры. Ассимиляция может протекать в насильственных или естественных формах. Социокультурными институтами и механизмами ассимиляции являются государственный язык, образование, техническая документация, делопроизводство, судопроизводство, литература, средства массовой коммуникации.

Аккомодация - приспособление одной культуры к другой, более распространенной, например, путем освоения языка «культуры – донора»: (например, английский - в современных условиях).

Культурная экспансия – сознательно организованное вторжение сюжетов, нравственных и политических ценностей и норм одной культуры в иную культуру (иногда такой процесс называют культурным империализмом). Средства: языковая политика, политика в области образования и СМИ.

Культурный изоляционизм - закрытость культур.(например, Япония до эпохи Мэйдзи, или «Железный занавес» в эпоху сталинизма).

Открытость культур – диалогичность культур; понятие применяется особенно при анализе взаимодействия систем «Запад – Восток». При диалоге культур происходит процесс диффузии.

Детерминанты культурных нововведений: а) признаки нового (идеи, материальные продукты, какие-либо действия) б)время, необходимое для одобрения и принятия нововведения; в) индивиды, группы или иные воспринимающие группы; г) каналы проникновения нового к потребителю; д) определенная общественная группа и преобладающая в ней система ценностей (агенты влияния, референтные группы).

Язык есть несущая основа передачи культурного опыта от поколения к поколению, он обеспечивает возможность традиции, а диалог между культурами осуществляется через поиск общего языка.

Что усваивается быстрее при диалоге культур? П. Сорокин выявил, что более близкое одобрение получают те ценности, которые близки к культуре данного общества; Тард утверждал, что в процессе подражания идеи проникают быстрее, чем с помощью материальных субстрат; Линтон Р. делает вывод, что материальные ценности проникают и одобряются быстрее, чем не материальные; Роджерс считает, что основным побудителем восприятия новшества является осознание людьми выгоды, им приносимой;

Ныне актуальны вопросы взаимодействия культур Запада и Востока. К основным ценностям Запада исследователи относят: индивидуализм, иерархия, деньги, пунктуальность, спасение, первенство, агрессивность, уважение (культ) молодости, цвет кожи, равенство женщин, человеческое достоинство, эффективность, религия, образование, непосредственность. Ценности Востока - материнство, иерархия, мужественность, мощь, мир, скромность, карма (судьба), коллективная ответственность, уважение к старшим, гостеприимство, наследуемое имущество, сохранение среды, цвет кожи, святость пахотной земли, патриотизм, религия, авторитаризм (эти ценности определены по сюжетам и оценкам художественной литературы).

Способы восприятия различий между культурами

В условиях глобализации практическое значение имеет установление этнических стереотипов восприятия иной культуры. Существуют два четко различающихся типа такого восприятия: этноцентрическое и этнорелятивное восприятие. Для первого типа характерны либо отрицание различий культур, сопровождающееся подчеркиванием превосходства своей культуры либо минимизация таких различий. В обоих случаях в «центр мироздания» ставится лишь своя культура. Эта позиция препятствует диалогу культур, их взаимобогащению. Для второго типа – этнорелятивного- характерно принятие существования межкультурных различий, способность к адаптации к новой культуре. Для этой позиции характерно понимание естественного равенства культур (Характерные установки: «Нет передовых и отсталых культур», «Культуры могут оцениваться лишь функционально по отношению к своей группе, этносу»). На стыке культур в этом случае рождается слой маргинальных личностей, часто вобравших в себя либо самое прогрессивное либо самое регрессивное из взаимодействующих культур (об этом свидетельствуют биографии гениев или международных преступников).

Носителями культуры являются лишь живые люди. Поэтому всякое взаимодействие культур необходимо начать с анализа «входа» человека в иную культурную среду. В науке существует понятие U-curve(У-кривая), описывающее этапы такого вхождения. Фазами внутриличностных реакций на иную культурную среду являются: а) подготовка к контакту (предварительное накопление компетенции); б) «медовый месяц» - первая реакция на новую для личности культуру (эйфория новизны); в) «культурный шок» - чувство бескомфортности в случаях реальной встречи с неприятными сторонами чужой культуры (нормы, привычки, взгляды и пр.); г) адаптация внутреннего мира к внешнему, к иной культуре. Она может происходить в трех формах: «бегство» в себя (отказ от частого общения), «бегство» в землячество, поскольку в своей культурной среде человеку не нужно постоянно следить за собой, многие поступки автоматизируются, что облегчает жизнь; адаптация в форме естественного вхождения в иную культуру (это возможно в случаях близости культур). Вначале адаптируется интеллектуально-психический мир индивида, связанный с профессиональной деятельностью, ибо требования культуры труда и технологическая культура интернациональны (ввиду того, что законы природы и формы организации совместного труда по обработке природных материалов всюду на Земле одинаковы).

Попытаемся ответить на вопрос: могут ли россияне вести равноправный диалог культур с европейскими народами? Частично на него отвечают данные следующего кросскультурного исследования.

В 1991- 1993г.г. Парижский институт социальных изменений по заказу ОБСЕ провел интересные социокультурные исследования в странах Европы (включая и Европейскую часть России). Данные следующие.

Россия в социокультурном пространстве Европы.

Ниже дана матрица коэффициентов корреляции между ориентациями населения России и стран Западной Европы (умноженные на 100). Измерялась структура ценностных ориентаций. (по координатам: индивидуализм-коллективизм, открытость переменам – закрытость переменам).

Страны Россия Англия Германия Испания Италия Франция

Россия 100 -87 -28 8 93 43

Англия. -87 100 -14 -20 -96 -32

Германия –28 -14 100 -80 -44 -82

Испания 8 -20 -8- 100 26 56

Италия 93 -96 -44 26 100 59

Франция 43 -32 -82 56 59 10025

Ясно видно, что указанные ценностные ориентации россиян наиболее близки к ориентациям французов и итальянцев. Говоря в целом, необходимо подчеркнуть, что все страны Европы развиваются в едином потоке – в русле техногенной цивилизации, а культуры стран являются своеобразными кодами, расшифровывающими и адаптирующими условия цивилизации применительно к исторически устоявшейся ментальности, жизненному и историческому опыту того или иного народа.

2. Духовная практика восточных культур.

Необходимость развития диалога между культурами Запада и Востока (геополитические, экономические и военно-политические причины, полагаем, студенту известны) стимулирует процесс их взаимного познания. Познание облегчает взаимпонимание. Понимание ведет к справедливости во взаимных оценках, позициях сторон. Вникнем в практическую суть восточных культур.

Одним из стержневых категорий любой культуры является понятие «судьба человека». Движение, изменение положения человека в мире в культурах Запада и Востока объясняется различно: либо она зависит в большей степени от него самого, либо она в основном предопределена чьей-либо волей (божеством, роком, предназначением). Получаем следующую картину.

Свобода Источник воли
  Сам человек вне человека
Свобода как возможность выбора «Человек хозяин своей судьбы» «Все от бога»
Несвобода (отсутствие выбора) «Лови случай»(случайность)! Судьбу не изменишь!

В условиях предопределенности жизни и положения человека в мире развивается фатализм – мифологический, рационалистический, теологический.

Традиционные культуры Востока ориентируют человека на проживание жизни в соответствии со своими духовными устремлениями (душевное здоровье, жизнь в согласии с самим собой). Принято считать, что духовная полезность дороже материальной. Все теории личности основаны на внимательном изучении человеческого опыта – даются ответы на вопрос: как воздействуют на внутренний мир людей различное поведение, различные идеи, отношения и упражнения. В основе лежит опыт сверхличного – учтена тенденция каждого человека обрести более интимное отношение с чем-то большим, чем индивидуальная самость. Западные представления понимают рост скорее в смысле усиления самости индивида (возрастания автономности, самоопределения, самоактуализации). Восточные практики касаются сверхличного расширения, учитывают тенденции к расширению границ самости. Западные тенденции к возрастающей автономности выражаются в спонтанности, самоутверждении, в стремлении к свободе, господству (доминированию). Восточная тенденция человеческую жизнь представляет совсем иначе – человек ищет свое место в широком еднстве, частью которого он стремится быть. В западном варианте он стремится быть в центре своего мира и старается формировать и организовать объекты и события вокруг себя, восточная тенденция – человек скорее добровольно подчиняет себя, становясь органической частью чего- то, что он полагает большим, нежели он сам, находит в нем пристанище. Это и есть сверхличное единство.

Указанные начала являются истоками прагматизма Запада и духовности Востока.

Разумеется, данная схема весьма груба и зачастую ведет к формированию противоположных клише о народах. Знание основных норм и ценностей таких восточных культур как дзен-буддизм, йога и суфизм позволяет увидеть более мозаичную картину.

Дзен –буддизм исходит из того, что в жизни человека есть четыре истины: а) страдание неизбежно; б) неудовлетворенность – это результат стремления или желания (большинство людей не могут принять этот мир как он есть – это порождает неустойчивое состояние ума); в) устранение желаний всегда приводит к исчезновению страданий (вспомним Сократа – «Если хочешь Эмпедокла сделать счастливым, то не набавляй ему денег, а сократи его желания!»); г)средний путь – путь устранения желаний и страданий, его идеал –умеренность. Он ведет к прозрению и миру, мудрости и просветлению. Дзен-буддизм стремится активизировать усилия человека в борьбе с своими недостатками: заявляется, что существуют три источника его страданий – жадность, ненависть, обман.

Дзен-буддизм структурирует жизнь человека в виде стадий, по мере прохождения которых происходит психологический рост индивида. Ученик – домохозяин – «уход в лес» (стадия постепенного ухода от домашних и профессиональных дел»), жизненный советник – отшельничество (ритуал, напоминающий похороны). Последняя стадия позволяет человеку быть свободным в следовании самопостижению без внешних требований и ограничений.

Йога (санскрит) – связь, единение. Одна из 6 ортодоксальных систем индуистской философии. Она есть практическое применение системы санкхья – обозначающей реальный причинно-следственный поток (в отличие от него йога- ведант есть иллюзорный поток). С целью высвобождения духа для единения с Абсолютом введена система психического и физического овладения человеком самим собой: а) психическое овладение - упражнения в сдержанном поведении и соблюдении обетов; б) физическое овладение: упражнения в статической гимнастике (вырабатывается умение направлять прану на определенные участки тела), в) управление ритмикой дыхания. Последние три высшие ступени - психические: вырабатываются собранность, удержание мысли и состояния, размышление. Йога раджа (царственная йога) - цель практики: максимальное самоуглубление (смерть есть «великое самоуглубление»). Карма-йога придает человеку стремление к полному отказу от плодов деятельности. Йога - сутра указывает человеку на пять препятствий росту его личности – на невежество, эгоизм, желание, отвращение и страх.

Суфизм происходит от арабского суфи – грубая шерстяная ткань, власяница как атрибут аскета. Аль Бируни (арабс. мыслитель) указывает на греческое происхождение суфизма – от слова мудрец. Учение возникло в исламе. Оно характерно интересом и стремлением к интуитивному познанию, сверхрациональным явлениям (гипноз, телепатия), сопровождающимся отказом от логического рационального познания мира. Основной целью человека считается самопознание, самопреодоление, познание других через самопознание.

Суфизм как учение означает путь любви, путь почитания, путь знания. Основан на преодолении препятствий интеллектуального и эмоционального характера на пути духовного роста.

Структура личности, по суфизму, - тело, социальное отношение (единство с группой), воля, эмоции, интеллект, самость, учитель.

Передача, внедрение учения осуществляется путем установления ритуалов, упражнений, писаний и их изучения, функционированием специальных храмов, особых языковых форм, истории, танцев и движений, молитв.

Суфизм признает три формы (ступени) знания:

интеллектуальное знание (начальное). Усваиваются данные, осуществляется их сбор для формирования интеллектуальных понятий. Это есть интеллектуализм;

знание состояний, включающих как эмоции и чувства, так и особые состояния бытия, в которых человек постиг нечто высшее, но не может сам в себе найти к нему доступ. Это - эмоционализм;

реальное знание (знание реальности). В этой форме человек может воспринимать истинное, правильное за пределами ограничений мысли и чувств. Истины достигаются в трех формах – суфии, мудрости, философии. В конце человеку присваивается звание «дервиш» – «которые достигли». У человека, примкнувшего к суфизму пять обязанностей: 1.Два раза в день утверждать: что «Нет бога кроме бога и Мухаммед- его пророк»; 2.Совершать 5 раз в день молитвы (коленопреклоненно, на коврике); 3. Соблюдать пост (в году один месяц не употреблять пищу и воду от рассвета до заката; ведет не только к очищению организма, но и облегчает самоидентификацию с другими через совместное ощущение чувства голода); 4.Осуществлять благотворительность – отдавать сиротам в своей общине «закят» в виде 10%от годового дохода; 5. Совершить хотя один раз в жизни паломничество в Мекку (паломник удостаивается звания «шейх»).

В условиях глобализации терроризма знание особенностей культур позволяет более разумно подойти к вопросам взаимодействия этно -, гео- и религио- культур. Терроризм часто одевается в религиозные и культурные одежды, он ищет в них вдохновляющие и оправдывающие мотивы, но как социальное-политическое явление он связан с политическим противостоянием групп государств нашего многоликого мира. Поэтому диалог культур – единственный путь к установлению на Земле толерантного мира. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность ведет к гармонии многообразия.

Контрольные вопросы.

1.Какие категории применяются при анализе процессов взаимодействия культур?

2.Что Вы понимаете под диалогом культур?

3.Что такое толерантность – состояние взаимной терпимости или уровень согласованности ценностно-нормативных координат поведения взаимодействующих сторон?

4. В чем заключаются отличие и сходство культур Запада и Востока?

5. Назовите этапы и формы преодоления “культурного шока.”

Литература

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь; часть первая. М., 1992.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Гл.V, ХVII; М., 1991.

Ерасов Б.С. Цивилизации. Универсалии и самобытность. Гл.4; М., 2002.

Иконникова Н.К.Межкультурная коммуникация: специфика и проблемы //Актуальные проблемы бизнес-коммуникаций. М., 1994.

Минюшев Ф.И. Евразийская культура и ее роль в новой архитектуре Европы. // Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. Роль университетов. Часть III, гл.1.; М., 1995.

Реформирование России: мифы и реальность. Тема: духовно-нравственные отношения 1992, 93, 94г.г. М., 1994.

Россия в социокультурном пространстве Европы / Социологический журнал, 1994, №3.

Тойнби А.Дж. Постижение истории. Часть шестая. М., 1991.

Хисматуллин А.А. Суфизм. СПб, 2003.

Человек и современный мир. М., 2002.Разделы 2, 3.

Что такое дзэн? Паломничество в Страну Востока. (Э.Фромм, К.Г.Юнг, А.Уоттс, Р.Х.Блис). Львов, Киев.1994.

Раздел II. Субъекты высокой (специализированной) культуры. Творчество.

Тема 4. Природа и фазы творчества. Творческая личность.

Россия постепенно переходит к информационному обществу. Умножаются вызовы нового времени нашему обществу. Ответы на них все больше требуют творческих решений. Уже недостаточны «вспышки просветления» творческих гениев – инновационные процессы постепенно начинают охватывать все области жизнедеятельности людей, следовательно, и людей, занятых в этих сферах. Появилась общественная потребность в сознательной, систематической ориентации и управлении творческой деятельностью. Как сегодня осмысливается творчество, каковы общественные факторы, стимулирующие ныне творчество и как бы надо формировать творческих людей в стенах высшей школы – проблемы этой лекции.

1. Творчество как атрибутивное явление культуры.

Можно ли дать однозначное определение творчеству – этому самому загадочному явлению в жизни людей? Кажется это невозможным, ибо как многогранность и сложность творчества, так и изменения эталонов оценки нового во времени и месте не дают оснований для формирования единого, универсального понятия. Проследим исторические попытки в философии.

Для античных мыслителей творчество это то, что выступает в двух формах: как божественное – акт рождения (творения) космоса и как человеческое – искусство, ремесло. Гераклит, однако, говорил о подлинном бытии как о вечности изменений, Аристотель доказывал вечность времени и тем самым отрицал божественный акт творения, утверждая, что творчество как создание нового и уникального непричастно к сфере божественного. Платон говорил, что способность творить подчинена созерцанию. В целом античное мировоззрение не отводило творчеству главенствующее место - истинное знание, т.е. созерцание вечного и неизменного выдвигается им на первое место. Отсюда - творческая деятельность ниже созерцания, созидание ниже познания, ибо созидает человек конечное, преходящее, а созерцает бесконечное, вечное. Художник же творит по божественному наитию.

В христианской философии средних веков относительно творчества перекрещиваются две тенденции: а) понимание бога как личности, творящей свободно, а не в соответствии с неким вечным образцом. Творчество есть при этом вызывание бытия из небытия посредством волевого акта божественной личности (Августин). Момент воли присущ и человеку, но ее функции отличны от функций разума: для воли характерны мотивы решения, выбора, согласия или несогласия, не зависящие от разумного усмотрения. Если разум имеет дело с тем, что есть (вечное бытие), то воля скорее имеет дело с тем, чего нет, но что впервые вызывается к жизни волевым актом.

б) вторая тенденция (Ф. Аквинский) утверждает, что бог – это добро в его завершенности, а человеческое творчество есть творение истории – конечные человеческие существа принимают участие в осуществлении замысла божьего на земле. Не разум, а воля связывает человека с богом, поэтому приобретает значение личное деяние, личное, индивидуальное решение как форма соучастия в творении мира богом. Это оказывается предпосылкой понимания творчества как создания чего-то небывалого, уникального и неповторимого. Но сферой творчества оказывается область исторического деяния, деяния нравственного и религиозного. Художественное и научное творчество выступают как нечто второстепенное. Человек обращен к богу и волю свою черпает из него.

Реформация понимает творчество уже не как созерцание, а как действие. Изобретательность и сметливость в ведении дел освящались протестантизмом и тем самым религия перенимала на себя всю нагрузку нравственно – религиозного деяния.

Немецкая классическая философия понимала творчество как деятельность, рождающая мир. Философия жизни рассматривает творчество как творчество культуры и истории. Марксу был близок пафос Возрождения, поставившего человека и человечество на место бога, а поэтому творчество для него выступает как деятельность человека, созидающего самого себя в ходе истории. История же предстает прежде всего как совершенствование предметно – практических способов человеческой деятельности, определяющих собой и различные виды творчества26.

Экзистенциализм видит творчество в выходе за пределы природного и социального и считает, что в мир вносит новое экстатический порыв. Творческий экстаз, согласно Н.Бердяеву («Смысл творчества», М., 1916) и раннему М. Хайдеггеру – наиболее адекватная форма существования (экзистенции). Признание экстатической, интуитивной природы существования в противовес интеллектуальному и техническому моментам объединяет экзистенциализм с философией жизни. Человек есть носитель творческого начала и его личность проявляется именно в творчестве как нечто целое, неделимое и неповторимое. Феноменология (Гуссерль, Гартман…) признает в качестве сферы творческой деятельности науку, но позже культ гения в ней уступает место культу мудреца (античная философия).

В новейшей западной философии для Бергсона творчество выступает как самозабвенное углубление в предмет, как саморастворение в созерцании, для Хайдеггера – как экстатическое выхождение за собственные пределы, как высшее напряжение всего человеческого существа, для Дьюи творчество есть сообразительность ума, поставленного перед жесткой необходимостью решения определенной задачи и выхода из опасной ситуации27.

Другое направление изучения творчества – психология. Выделялись фазы творческого процесса (фазы сознательного труда, бессознательной работы, вдохновения и т.д.), способностей к творчеству (выделялись признаки гениальности, выражающиеся в особенностях перцепции: необыкновенная напряженность внимания, огромная впечатлительность, восприимчивость), интеллекта (интуиция, могучая фантазия, выдумка, дар предвидения, обширность знаний), характера (уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация, колоссальная работоспособность), мотивации и ценностных ориентаций (непреодолимое стремление к творческой деятельности, удовлетворение самого процесса творчества). Ядром творчества признавалась бессознательная работа.

Проницательный читатель увидит, что оба направления исследований творчества совершенно не затрагивают проблем воздействия на творчество человека общественных стимулов и механизмов, социальных потребностей в инновациях, а в психологии знания добывались лишь методом самонаблюдения - сам творец массово «не расспрашивался».

Поэтому в последнее время началось социологическое продвижение в вопросе творчества. Кратко об этом.

Исходным является определение творчества древними: оно есть созидание и введение в бытие того, что не существовало прежде. Современная расшифровка этой формулы – деятельность по созиданию нового и его социальная оценка. Внедрение же нового в бытие – инновационный процесс - обычно рассматривается отдельно. Наряду с научным и художественным творчеством ныне изучается и социокультурное творчество, т.е. творчество в рамках повседневной культуры: рождение и распространение новых ценностей, норм поведения, образцов деятельности, кардинальные политические и экономические решения и нововведения. Такое творчество направлено на обновление и самообновление жизни миллионов.

Расширение сфер творчества требует нахождения «общего знаменателя» для современных видов творческой деятельности. Им является природа (определена выше) и фазы творчества в современном ее понимании, а также основные вызовы времени, требующие ныне творческих ответов.

С

 

оотношение привычного (типичного, банального) и нового (оригинального) можно увидеть в следующей схеме.

Б


анальное оригинальное

На оси абсцисс фиксируется движение сюжетов от банального (профанного) до оригинального (сакрального). Банальное математически может быть выражено формулой а.а.а.а… Оригинальное тоже имеет математическое выражение, например,: б.ю.с.ц… В каждый момент

невозможно предугадать последующий. На оси ординат откладываются показатели доступности банального (профанного) и оригинального (сакрального) наблюдателю, зрителю, читателю.

По диагонали – откладывается мера редактирования в целях популяризации оригинального, нового в целях повышения доступности аудитории авторского языка, мысли и образа.

Фазы творчества выстраиваются в следующей последовательности: подготовка (общее развитие творца) ®инкубация (вызревание идей и образов)®напряжение®озарение (откровение)®завершение (дискурс, т.е. аргументация новой идеи, материализация образа). Этот ряд каждый студент может проверить на себе – всем известны случаи возникновения утром ясных решений задач (например, математических), над которой «мучился» вечером. Интересна в этом смысле русская поговорка «утро вечера мудренее». Существуют легенды об озарении Ньютона о законе земного притяжения после падения яблока ему на голову или об откровении Менделеева, увидевшего во сне свою знаменитую таблицу. Все дело в том, что они имели большой мыслительный опыт в своих областях.

Ныне наибольшего осмысления требует работа подсознания. Думается, что ее продуктом является интуиция, понимаемая как жизненный или профессиональный опыт, ушедший в подсознание в «свернутом» виде. «Свернутость» означает сжатость информации (ее возможность сейчас достигнута и технологически).

Интуиция (intuieri– лат.) – процесс непосредственного получения знания посредством целостного схватывания проблемной ситуации без дискурсивного его выделения и доказательств. Различаются чувственная и интеллектуальная интуиция. Первая выражается независимо от интеллекта в образах и ощущениях. Проявляется в эмоциональных актах аксиологического предпочтения (Шелер). Интеллектуальная интуиция –форма мыслительного схватывания сущности явлений (Гуссерль). Религиозные философы (Маритен) различают также мистическую интуицию, понимаемую как бессознательный процесс божественного откровения, таинственного озарения в общении с абсолютом. В философии жизни интуиция сливается с инстинктом. В психоанализе (Фрейд) - как бессознательный первопринцип творчества. Напряжение возбуждает правое полушарие мозга, контролирующее образные представления и которому приписывается решающее значение в возникновении творческой интуиции в виде смутных невербализованных предчувствий. Предполагается, что одновременно тормозится работа левого полушария мозга, связанного с мыслительной деятельностью.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.