Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пескотерапия.






Наша память хранит воспоминания об играх с песком. Удивительно то упорство, с которым каждое новое поколение детей строит песочные города. Летом на границе песка и воды ребятишки находят себе самые увлекательные занятия. Строят каналы, замки, подземные ходы, ведут войны, придумывают истории. Взрослые иногда с увлечением им помогают. Останавливает только необходимость соответствовать имиджу взрослого, которому негоже играть как детям.

Причина такого глубокого интереса к песку, наверное, человеку очень важно чувствовать себя Создателем и Строителем. Архитектурное строительство – самая символическая и оттого, может быть, самая творческая работа. А материал для игры – песок - такой шершавый, послушный, текучий и засасывающий – рождает множество ощущений и ассоциаций.

Песок – особая часть земной сферы. Издревле люди особое значение придавали песку. И это неудивительно, еще Фрейд З. писал о том, что, играя в песок, мы прогнозируем свой жизненный сценарий. Основной идеологический противник и ученик З. Фрейда – К. Юнг – развил это учение.

К. Юнг считал, что человек подчас не осознает, насколько сложен и богат его внутренний мир. Не только ярко осознаваемые мысли, чувства, ощущения составляют содержание нашей души, но и образы, рождаемые в сумерках личного бессознательного – то, что было вытеснено. А также существуют общие для всех людей мифологические мотивы, которые таятся в глубине бессознательного – архетипы. Они могут ожить в игре человека с песком наряду с его личными знаковыми понятиями. Занимаясь творчеством человек, ведет активный диалог со своим бессознательным. Вдохновленный он черпает из него идеи и образы. Они получают материальное воплощение – в камне или на холсте, слове или песке. Быть может, человек не поймет – но почувствует, что у него есть проблемы, что необходимы перемены, и захочет перемен – тогда образы могут быть осознаны. Человек поведет диалог со своими творениями. Игра с песком позволяет активизировать воображение и выразить возникающие при этом образы. Образы целительны потому, что они способствуют включению неосознаваемых психических содержаний в сознание. Человек отрабатывает свои символы, свои проблемы и таким образом преодолевает внутренний кризис.

Техника проведения «песочной терапии».

Психологи и психотерапевты еще в начале прошлого века предприняли попытки как-то использовать потенциал игр на песке в лечебных целях. Английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд в 1929 году начинает работать с песком. Разработанная ею «техника построения мира» приобрела известность.

Песочная психотерапия была разработана представительницей юнгианского анализа Дорой Кальфф (1980). Первоначально она использовала этот метод, работая с детьми, затем постепенно перенесла его в работу с взрослыми.

Техника игры с песочницей – одна из форм арт-терапевтической работы с семьями. Песочная терапия может проводиться с людьми любого возраста, начиная с трех летних детей. Поскольку игра с песочницей часто имеет невербальный характер и не требует наличия художественных способностей, она является очень удобным инструментом для работы с семьей. И дети, и взрослые чувствуют себя на равных. Перед началом курса терапии психотерапевт беседует с родителями, разговаривает с ребенком. Семья проходит психологическое тестирование, направленное на выяснение стиля воспитания в семье и «болевых зон» ребенка. Терапевту нужно заранее уяснить для себя, каков характер взаимоотношений членов семьи.

Для проведения песочной терапии требуются 2 ящика с песком и набор миниатюрных фигурок. Для игры не нужны никакие художественные способности или навыки, в некоторых случаях игра в песочнице имеет сугубо невербальный характер. Тем не менее, психотерапевт должен хорошо понимать закономерности и динамику творческого процесса и иметь серьезную теоретическую базу в области психологии символической экспрессии, арт-терапии, драмотерапии и иных психотерапевтических подходов.

Существует перечень необходимых наборов фигурок. Среди них – деревья, фигурки людей, животных и монстров, а также различные постройки, домашняя утварь и природные объекты (камни, семена, ракушки, перья). Игрушки должны быть разными по материалу, фактуре, цвету – это тоже имеет значение.

В процессе «песочной терапии» происходит развитие самосознания пациента. При этом ландшафты, создаваемые взрослыми клиентами, отражают те же стадии психического развития, что и работы детей.

За десятки лет консультирования учениками Юнга был накоплен большой опыт, и в итоге они пришли к выводу, что существуют некоторые оптимальные характеристики, при соблюдении которых лечение проходит наиболее эффективно. К ним относится, например, голубой цвет песочницы, ее размер и высота бортиков.

Рядом с песочницей ставится ведро воды. Ребенок может использовать ее для игры, если захочет. Психотерапевт говорит ребенку: «Прошу тебя построить свой мир, какой ты хочешь, используя песок и фигурки». Создаваемая работа должна рассказать о том, что нельзя передать словами. Психотерапевт не руководит в песочнице, он внимательно наблюдает, как ребенок играет, его задача – создать атмосферу безопасности, благожелательности и доверия во время сеанса. Это необходимо для того, чтобы пациент ослабил сознательный контроль над процессом игры и мог свободно отдаться творчеству. Сама процедура игры с песком носит лечебный характер. Терапевт может делать определенные выводы для себя о том, что происходит, ничего не интерпретируя вслух. Он ведет протокол, в который заносит последовательность обустройства ландшафта, используемые предметы, особенности работы ребенка в песочнице – строит ли он мир в глубину песка или работает по его поверхности, использует ли воду, как использует пространство песочницы. Созданный ландшафт является «рельефом души», во время игры свой внутренний мир пациент выносит во внешнее пространство и обыгрывает его. В течении курса песочной терапии происходит самолечение, самоисцеление клиента. Каждый сеанс длится 40 минут. Когда ребенок закончил свою работу психотерапевт фиксирует картину мира, которую построил ребенок: фотографирует или зарисовывает песочницу. Созданный ребенком ландшафт не сохраняется до следующего занятия. Каждый раз, приходя к терапевту, ребенок создает мир заново.

Техника игры в песочнице мажет быть использована специалистами с различной теоретической ориентацией. В частности, такая техника применяется драматерапевтами, специалистами в области гипнотерапии, наркологами и т.д. для психотерапевта и клиента каждая из используемых фигур может быть связана с определенным лицом, представлением, переживанием или ситуацией. Значение фигур чрезвычайно многообразно. Его понимание является результатом синтеза теоретических воззрений специалиста и его интуитивных способностей.

Все подвергается анализу терапевта – фигуры и постройки, формы и цвета. Анализируется пространство песочницы, в которой клиент строит свой мир. Существует карта, согласно которой песочница разделена на ряд секторов, каждый из которых соотносится с сознанием или бессознательным и архетипами. Именно благодаря такому анализу терапевт наблюдает за динамикой символов своего клиента. Когда клиент говорит, что уже хватит работать, значит, процесс самоисцеления завершен. В результате курса проходит тревога, страхи, искажающие поведение, эмоции устраняются.

В процессе работы с семьей можно встретиться с феноменом сопротивления некоторых клиентов, их участию в психотерапевтическом процессе. Такие клиенты представляют большую сложность для специалиста. Преодолеть их сопротивление можно, лишь тщательно подбирая различные приемы и техники работы. Особое внимание следует обращать на проявление проекций и отрицательного переноса. Они могут быть многообразны.

Сопротивление со стороны некоторых участников игры имеет большое диагностическое значение. Оно является свидетельством того, что у членов семьи имеются гораздо более серьезные психологические проблемы, чем это может показаться на первый взгляд.

Лица, отягощенные определенной психологической патологией (расстройствами питания, вялотекущей шизофренией, перенесшие сексуальное насилие), испытывают страх перед игрой с песочницей, что отражает их неспособность к переживанию состояния психического регресса. Все это следует учитывать при использовании техники.

Использование техники игры с песочницей в работе с семьями позволяет гармонизировать семейные отношения, и скорректировать поведение отдельных членов семьи.

Задачи психотерапии:

- мотивизация «внутреннего ребенка», находящегося в каждом человеке;

- изменение установки членов семьи и оценку ими сложившейся ситуации – благодаря этому они смогут избавиться от дезадаптивных форм поведения, и обратиться к игре как наиболее здоровой форме деятельности;

- а когда складывается игровая атмосфера, становится возможным осознание участниками патологических паттернов поведения, в членах семьи раскрывается творческий потенциал, позволяющий успешно решать имеющиеся проблемы, и укрепить свою автономность.

Такая работа требует от специалиста больших усилий. Психотерапевт сам должен иметь хороший контакт с собственным «внутренним ребенком». Лишь опираясь на собственный творческий потенциал, психотерапевт может вселить надежду в своих клиентов и добиться положительных результатов лечения. Он должен передать членам семьи часть своей творческой энергии.

 

 

Значение:

- метод песочной терапии может быть адаптирован к самым разнообразным теоретическим подходам;

- основная ценность связана не с тем, какие именно композиции создаются, а с тем, какого рода опыт получают участники игры на различных этапах психотерапевтического процесса, постепенно обретая способность свободного манипулирования всевозможными материалами и предметами игровой деятельности и развивая навыки невербальной коммуникации с другими членами семьи.

Имеется определенный опыт применения песочной терапии в работе с группами, парами, семьями. В настоящее время, однако, публикации, посвященные использованию данной методики в этих новых областях практической работы, еще ограничены.

Следующие моменты:

- ящик с песком, имея определенные размеры, выступает в качестве реального и символического пространства творческой экспрессии. Он обеспечивает «удерживание» ПЕРЕЖИВАНИЙ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ В ТЕХ СЛУЧАЯХ, КОГДА ОНИ НЕ ЧУВСТВУЮТ СЕБЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ДОСТАТОЧНО ЗАЩИЩЕННЫМИ. Поэтому они имеют возможность не только выразить свои индивидуальные переживания, но и достичь их интеграции и вступить в невербальное взаимопонимание с другими участниками игры;

- в ходе игры психотерапевт может наблюдать за формированием внутрисемейных альянсов и видеть, кто из участников игры какие фигуры выбирает. Благодаря этому он может использовать определенные интервенции для того, чтобы разрушить одни альянсы и усилить другие, а также прийти к более объективному представлению о семейных отношениях;

- в процессе игры проявляются неосознаваемые переживания членов семьи, которые затем могут стать предметом специального обсуждения и анализа. И на основе такого анализа психотерапевт может рекомендовать участникам игры использовать фигуры.

- техника отвечает потребностям ребенка и других членов семьи. Она является тем средством, благодаря которому себя проявляет «внутренний ребенок», пребывающий во всяком родителе.

- в ходе игры проявляется уникальность семейной системы, с характерными для нее духовными потребностями и коммуникативными паттернами.

Применяемые техники в работе с семьями требует от специалиста хорошего владения как песочной, так и семейной психотерапией. Существуют разнообразные приемы, способствующие раскрытию «внутреннего ребенка» и тем самым разрешению многих внутренних и межличностных противоречий.

С точки зрения семейных системных представлений, реконструктивная работа с детьми, так же как и с «внутренним ребенком» обоих родителей, представляется возможной.

Однако для того, чтобы осуществить ее наиболее оптимально, клиницист должен сохранять баланс, с одной стороны избегая усилия родительского авторитета, а с другой – воздерживаясь вступать с ребенком в «антиродительский альянс».

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.