Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вероятностный подход к исследованию плавности хода автомобиля






Проведенный выше анализ предполагал заданную определенной функцией характеристику расположения неровностей дороги. В рассматриваемом примере неровности дороги описывались косинусоидой. Такой подход к исследованию колебаний автомобиля называется детерминированным.

В реальности расположение неровностей на дороге носит случайный характер. В этом случае имеет смысл вероятностный подход к исследованию плавности хода автомобиля.

Введем понятие случайной функции

y = f(t)

Математическое ожидание mд этой функции в интервале ∆ t имеет вид:

 

mд = (∫ y dt)/ ∆ t

Дисперсия этой функции имеет вид:

 

δ 2 = ∫ (y - mд)2 dt)

Дисперсия определенным образом связана с частотой следования неровностей λ. Эта связь характеризуется так называемой спектральной плотностью Ф (λ) и определяется выражением:

 

δ 2 = ∫ Ф (λ) d λ

Когда профиль опорной поверхности рассматривается, как случайная функция, его можно охарактеризовать функцией спектральной плотности.

Было установлено, что взаимосвязь между спектральной плотностью и пространственной частотой для различных дорог может быть аппроксимирована выражением

 

Фg (λ)= Сs λ N

В этой формуле:

- Фg (λ)- функция спектральной плотности профиля дороги

- Сs и N – постоянные, характерные для различных видов дорог.

В табл. 10.1. приведены значения Сs и N для функций спектральной плотности различных дорог.

Таблица 10.1

Описание дорожных условий N Сs
  Ровный трек 3, 8 4, 3 * 10-11
  Неровный трек 2, 1 8, 1 * 10-6
  Ровная автомобильная дорога 2, 1 4, 8*10-7
  Автомобильная дорога с гравием 2, 1 4, *10-6
  Пастбище 1, 6 3, 0*10-4
  Вспаханное поле 1, 6 6, 5*10-4

 

Для анализа колебаний транспортного средства более обычным является выражение спектральной плотности профилей поверхностей в виде временной частоты в герцах, чем в виде пространственной частоты, поскольку колебания машины являются функцией времени. Преобразование пространственной частоты λ во временную частоту f (Гц) осуществляется с учетом скорости движения транспортного средства:

 

f (Гц) = λ (цикл /м) V (м/с)

 

Преобразование спектральной плотности профиля дороги, выраженной через пространственную частоту Фg (λ) во временную частоту Фg(f) также выполняется с учетом скорости транспортного средства V:

 

Фg(f) = Фg (λ)/V

 

Взаимосвязь между входными и выходными сигналами, характерная для любой системы, для транспортного средства представляет собой передаточную функцию, преобразующую входной сигнал, представляющий собой неровность поверхности в выходной сигнал, представляющий собой колебания машины

Передаточная функция, или функция частотной реакции определяется, как отношение выходного сигнала к входному в установившихся условиях.

Рассмотрим для примера порядок определения передаточной функции для одномассовой модели, изображающей свободные колебания подрессоренной массы при наличии амортизатора

Дифференциальное уравнение, описывающее колебания такой массы, получено выше:

 

m d2z/dt + c (z-q) + h(dz/dt – dq/dt) = 0

 

Здесь: m – колеблющаяся масcа

z – перемещение подрессоренной массы;

q – вертикальная координата неровности дороги;

d2z/dt – ускорение подрессоренной массы;

dz/dt – скорость перемещения подрессоренной массы;

dq/dt – скорость изменения высоты неровности под колесом

В данном уравнении q представляет собой возмущение системы, вход, а z – перемещение подрессоренной массы – выход.

В такой интерпретации полученное уравнение можно представить в виде зависимости выхода от входа:

 

m d2z/dt + h dz/dt + c z = h dq/dt + c q;

Введем понятие «оператор дифференцирования «p» = d/dt

Тогда d2z/dt = p2 z; dz/dt = p z; dq/dt = p q

Уравнении е колебаний подрессоренной массы в этом случае будет иметь вид:

m p2 z + h p z + c z = h p q+ c q;

 

Представим полученное уравнение в виде зависимости выходного сигнала (z = zвых) от входного сигнала (q = qвх):

 

(m p2 + h p + c) z = (h p+ 1) q

 

Перейдем к записи полученного уравнения в относительных формах, поделив оба члена на жесткость c:

 

[(m/ c) p2 + (h/ c) p + 1] zвых = [ (h/ c) p + 1] qвх

 

Обозначим: m/ c = Т1; h/ c = Т2;

Тогда полученное ранее уравнение примет вид:

 

1 p2 + Т2 p + 1] zвых = [Т2 p + 1] qвх

 

Передаточная функция Wпер по перемещениям представляет собой отношение выходного сигнала zвых к входному qвх

 

zвых Т2 p + 1

Wпер = ------- = -----------------

qвх Т1 p2 + Т2 p + 1

 

Спектральная плотность перемещений подрессоренной массы связана со спектральной плотностью неровностей дороги через передаточную функцию следующим образом:

 

Фg( z ) = │ Wпер2 Фg( q )

 

Аналогично можно составить передаточную функцию и определить взаимосвязь ускорений, дисперсий третьих производных колебаний подрессоренной массы и дороги.

Для примера приведем модуль передаточной функции по частоте от входного сигнала в виде перемещения к выходному сигналу в виде ускорения подрессоренной массы:

 

/ 1 + (2 ς f / fп)2

│ Wпер│ = │ (2 π f)2 √ ---------------------------------- │

[1 – (f / fп)2 ]2 + [2 ς f / fп]2

Здесь: ς – коэффициент демпфирования;

f – частота возмущения

fп – собственная частота системы

После получения функции спектральной плотности для ускорения машины можно провести анализ в связи с выбранным критерием комфортабельности езды. Например, при принятии в качестве критерия утомляемости водителя или снижения пределов профессиональных навыков для вертикальных колебаний, предложенных Международным стандартом ISO 2631 необходимо преобразовать функцию спектральной плотности в корень среднеквадратичных значений ускорений в функции от частоты. Среднеквадратичное значение ускорений в определенной полосе частот можно определить интегрированием соответствующей функции спектральной плотности в том же диапазоне частот.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.