Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вынужденные колебания подрессоренной и неподрессоренных масс двухосного автомобиля с учетом затухания (подвеска с амортизатором в движении)






По-прежнему рассматриваем автомобиль, у которого взаимное влияние подрессоренных масс не велико т.е. ε у ≈ 1, что позволяет рассматривать только одну из подвесок, не обращая внимания на влияние другой.

В первом приближении представим неровности дороги в синусоидальном виде (любые вынужденные колебания можно разложить в гармонический ряд).

Допустим, что контакт колеса с дорогой происходит только в одной точке (справедливо для небольших неровностей, которые автомобиль обычно переезжает на большой скорости – это, собственно, нас и интересует). Тогда текущая координата волны, в которой происходит контакт колеса с дорогой обозначим q:

,

q0 – амплитуда волны; х – абсцисса точки с вертикальной координатой q; lв – длина волны.

При равномерном движении х = V·t получим:

,

где v = 2 π ·V/lв – частота возмущающей силы

В § 10.5 мы получили мат. модель затухающих колебаний подвески:

.

Для проведения анализа упростим модель – избавимся от одной из степеней свободы путем приведения жесткостей упругих элементов, допустив независимость колебаний масс mп и mн:

.

Подставим q и приведем уравнение к каноническому виду:

,

где ; ; .

Общее решение найдено как сумма решений однородного (левая часть) уравнения и частного решений:

.

Часть I – затухающие колебания. Часть II – не затухающие, установившие колебания. Частью I можно пренебречь.

Тогда после преобразования получим

мат. модель установившихся вынужденных колебаний;

– фазовый угол.

Проведем анализ.

Для удобства заменим zv = za/q0 , тогда

.

Зависимость амплитуды колебаний подрессоренной массы от частоты вынуждающей силы имеет две характерные резонансные точки: v = ω 0 и v = ω к. При отыскании решения мат модели мы допустили независимость колебаний масс mп и mн. Это справедливо лишь для v =(0…0, 5) ω к. Тогда, учитывая ω 0 < < ω к первый резонанс мы можем достоверно анализировать по зависимости zv.

При v = ω 0 получим

.

Мы знаем, что ψ 0 = 0, 15…0, 25. Тогда zv = 3, 48 … 2, 23.

При v = ω к зависимость zv существенно занижает результат. Для корректировки zv нужно умножить на коэффициент:

.

Поправочный коэффициент при v = ω к имеет вид 1/(2·ψ k · v).

Учитывая ψ k = 0, 25…0, 45, получим поправочный коэффициент 2/ω k 1, 11 / ω k.

 

Амплитудно-частотная характеристика грузового автомобиля (АЧХ)

 

Итак,

Исходные данные, необходимые для составления АЧХ: ω 0, ω к, ψ 0, ψ к :

ω 0, ω к – парциальные частоты колебаний подрессоренной и неподрессоренной масс:

и ;

Ср, mп, mн жесткость рессоры и соответствующие массы;

ψ 0, ψ к – относительный коэффициент затухания колебаний подрессоренной и неподрессоренной масс:

и ;

h0, hк – парциальные коэффициенты сопротивления подвески:

и ;

К – коэффициент неупругого сопротивления подвески (коэффициент рассеяния энергии).

 

ВЫВОДЫ

1. Установившиеся (без учета части I, см. мат. модель выше) вынужденные колебания происходят с частотой возмущающей силы. Частота от наличия амортизатора и его характеристик не зависит.

2. Амплитуда установившихся вынужденных колебаний не зависит от времени и от начальных условий. Наличие амортизатора не делает колебания затухающими, а амплитуда колебаний с течением времени не меняется.

3. Амплитуда установившихся вынужденных колебаний подрессоренной массы зависит от соотношения между собственной частотой Ω 0 (≈ парциальной ω 0) и частотой возмущений v.

4. Наибольшая амплитуда колебаний достигается при резонансе. Частота низкочастотного резонанса чуть меньше ω 0 – менее чем на 1 %. Наличие амортизатора несколько увеличивает этот процент.

5. Амортизатор создает смещение фаз перемещений относительно вынуждающей силы, причем величина сдвига зависит от вынуждающей частоты.

6. Амортизатор уменьшает все амплитуды: перемещений, виброскоростей и виброускорений (увеличение ψ 0 в интервале 0, 2 …0, 4 уменьшает z и z`` почти в два раза).

7. Из АЧХ видно, что:

a. амплитуда колебаний подрессоренной массы имеет один экстремум – при низкочастотном резонансе;

b. амплитуда колебаний неподрессоренной массы имеет 2 экстремума – при низкочастотном и высокочастотном резонансе;

c. амплитуда виброускорений подрессоренной массы также имеет 2 экстремума, смещенных по фазе относительно колебаний неподрессоренной массы.

Частота возмущений зависит от скорости автомобиля и длины l

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.