Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН): сущность, значение, условия применения и основные элементы






Тема 6. Специальные налоговые режимы (СНР).

С пециальный налоговый режим представляет собой специально построенную систему налогов и налогообложения для определенных категорий налогоплательщиков, видов деятельности и отраслей, основанную на едином налоге и ограниченном количестве сопутствующих налоговых платежей с целью упрощения процесса налогообложения, более полной реализации его принципов и достижения наибольшего фискального и регулирующего эффекта.

В НК РФ определено, что действуют 5 специальных налоговых режимов:

1) гл. 26.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) - ЕСХН 2002 год;

2) гл. 26.2. Упрощенная система налогообложения - УСНО 2003 год;

3) гл. 26.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - ЕНВД 2003 год;

4) гл. 26.4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции - СРП 2004 год;

5) гл. 26.5. Патентная система налогообложения - ПСН 2013 год

Каждый специальный налоговый режим имеет определенные особенности.

Практически все режимы, за исключением налогообложения СРП, соответствуют принципу совмещения, т.е. возможно их сочетание с традиционной системой налогообложения, и друг с другом.

ЕНВД и ПСН не зависят от результатов финансово-хозяйственной деятельности, а уплачиваются в фиксированной сумме, зависящей от ряда экономических факторов.

Все СНР, кроме СРП, предусматривают замену единым налогом следующих налогов: НДС, налога на прибыль организаций или НДФЛ; налога на имущество организаций или физических лиц.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН): сущность, значение, условия применения и основные элементы

Перейти на уплату этого налога каждый налогоплательщик может добровольно. Те, кто избрал эту систему налогообложения, не вправе отказаться от ее применения до окончания налогового периода.

Для налогоплательщиков, применяющих данный спецрежим, ЕСХН заменяет три налога. Организации не платят налог на прибыль организаций, НДС (за исключением НДС, взимаемого на таможне при импорте товаров) и налог на имущество организаций. Предприниматели, уплачивающие ЕСХН, освобождены от налога на доходы физических лиц (в отношении предпринимательских доходов), НДС (за исключением налога, уплачиваемого на таможне) и налога на имущество физических лиц (по имуществу, используемому в коммерческой деятельности).

Все другие налоги и сборы (в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование) плательщики ЕСХН исчисляют и уплачивают в общеустановленном порядке.

ЕСХН как спецрежим повторяет концепцию главы 26.2 НК РФ об упрощенной системе налогообложения. Главное отличие в том, что ЕСХН предназначен не для широкого круга налогоплательщиков как «упрощенка», а только для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Но существуют и другие отличия - в условиях перехода, порядке применения и отказа от спецрежима, способах определения налоговой базы, порядке ведения бухучета и т.п.

Систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей не вправе применять:

1) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров (перечень подакцизных товаров приведен в п. 1 ст. 181 НК РФ);

2) организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН;

3) организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;

4) казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату ЕНВД, вправе перейти на уплату ЕСХН в отношении иных видов деятельности, при этом установленные ограничения по объему дохода от реализации сельхозпродукции, произведенной из собственного сырья (в том числе прошедшего первичную переработку) определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности. При этом, если они реализуют свою сельхозпродукцию через свои магазины, торговые точки и столовые, то ЕНВД в отношении этой реализации не применяется.

Сельскохозяйственные товаропроизводители для перехода на уплату ЕСХН обязаны подать заявление в налоговую инспекцию по своему местонахождению (предприниматели - по месту жительства) в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, с которого налогоплательщик переходит на уплату ЕСХН.

Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные предприниматели вправе перейти на уплату ЕСХН с момента постановки на учет в налоговом органе. Для этого они должны выполнить одно-единственное условие: подать за

явление о переходе на уплату ЕСХН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе.

При этом следует отметить, что добровольный отказ налогоплательщиков от применения ЕСХН и переход на иные режимы налогообложения до окончания налогового периода не допускается.

Добровольный переход на иной режим налогообложения может быть осуществлен налогоплательщиками только с начала очередного календарного года. Об этом налогоплательщики обязаны в письменном виде уведомить налоговые органы не позднее 15 января года, с которого они предполагают перейти на иной режим налогообложения.

Переход на иной режим налогообложения может быть осуществлен налогоплательщиками и в результате утраты ими права на дальнейшее применение ЕСХН.

Налогоплательщик, утративший право на применение ЕСХН, обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение пятнадцати дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором он утратил право, и в течение одного месяца после истечения данного отчетного (налогового) периода произвести уплату исчисленных в соответствии с общим режимом налогообложения сумм налогов за весь отчетный (налоговый) период. При этом он не уплачивает пени и штрафы за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним.

Налогоплательщики, добровольно отказавшиеся от применения ЕСХН, а также утратившие право на применение данного специального налогового режима, вправе (при соблюдении условий, предусмотренных главой 26.1 НК РФ) вновь перейти на уплату ЕСХН не ранее чем через один год после того, как они утратили право на уплату ЕСХН.

Сельскохозяйственные товаропроизводители вправе перейти на уплату ЕСХН только в том случае, если по итогам 9 месяцев того года, в котором налогоплательщик подает заявление о применении ЕСХН, в общем объеме полученных такими налогоплательщиками доходов от реализации товаров (работ, услуг), доля доходов, полученных от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции (в том числе прошедшей первичную переработку), составляет не менее 70%.

Указанная доля определяется за 9 месяцев того года, в котором налогоплательщик подает заявление о применении ЕСХН. В дальнейшем для подтверждения права на применение ЕСХН налогоплательщик определяет удельный вес доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства (в том числе прошедшей первичную переработку) ежегодно по итогам налогового периода.

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату ЕСХН.

КФХ представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

При этом сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются:

1) организации и индивидуальные предприниматели, которые производят сельскохозяйственную продукцию, осуществляют ее первичную и последующую (т.е. промышленную) переработку, реализуют эту продукцию и у которых в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации сельхозпродукции, произведенной из собственного сырья (в том числе прошедшего первичную переработку), составляет не менее 70%,

2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), у которых доля доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70%,

3) градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, которые эксплуатируют только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда, зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством РФ и у которых объем реализованной ими рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических ресурсов составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема реализуемой ими продукции.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих последующую (промышленную) переработку продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, доля дохода от реализации продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации произведенной ими продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства определяется исходя из соотношения расходов на производство сельскохозяйственной продукции и первичную переработку сельскохозяйственной продукции в общей сумме расходов на производство продукции из произведенного ими сельскохозяйственного сырья.

Если налогоплательщик осуществляет промышленную переработку собственной сельхозпродукции, алгоритм расчета доли доходов, которая дает право на применение данного спецрежима, несколько усложняется. Доля рассчитывается в два этапа. Сначала определяется доля дохода от реализации собственной продукции, прошедшей первичную переработку, в общем объеме продаж сельхозпродукции. Причем особенность расчета такова, что доля дохода определяется через расходы. Это связано с тем, что предприятия АПК, осуществляющие промышленную переработку сельхозсырья, нередко продают только конечный продукт. Поэтому доходов от реализации собственной продукции, в том числе прошедшей первичную переработку, у них может и не быть.

После того как определена процентная доля дохода, приходящегося на продукцию, прошедшую первичную переработку, рассчитывается вес этой доли в рублях. И только после этого можно определить, соответствует ли пороговой величине - 70% - фактическая доля доходов от реализации собственной продукции, в том числе прошедшей первичную переработку, в общем объеме продаж.

При этом такими налогоплательщиками не учитываются общехозяйственные и общепроизводственные расходы (если их невозможно разделить) в составе расходов, непосредственно связанных с производством и первичной переработкой сельскохозяйственной продукции.

К сельскохозяйственной продукции относятся продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания рыб и других водных биологических ресурсов), конкретные виды которых определяются Правительством РФ.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.