Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Синяя история






Впервые термин ”дети индиго” появился в 70-х годах ХХ века в США. Так последователи учения ”Нью Эйдж” называли особо одаренных детей. Чего только не приписывают детям индиго: и способность разговаривать с Богом и ангелами, и супер-интуицию, которая сможет изменить мир, и память о том, откуда они пришли на эту землю, и знание о том, что творится в так называемых тонких мирах, и прочие феноменальные способности. Появилась масса литературы на эту тему, начиная от откровений самих «индиго» и заканчивая рекомендациями для родителей о том, как же им все-таки следует воспитывать таких необычных детей. И, как и в любом модном течении, к индиго приписывали всех, кто хоть как-то отличался от некоей усредненной нормы. Правда, норма эта какая-то «умозрительная», что ли, с приближениями и допусками, потому что никто никогда еще не установил, что такое «средний человек» и каким он должен быть.

Давайте попробуем разобраться, откуда растут корни этой всемирной легенды о «детях индиго» и не происходит ли с нашими детьми нечто, действительно заслуживающее внимания.

Итак, представление о «детях индиго» впервые увидело свет в двух изданиях. Автор первого – экстрасенс Нэнси Энн Тэпп, которая написала в 1982 году книгу под названием " Как цвет помогает лучше понять твою жизнь". Она считает, что обладает способностью к экстрасенсорному восприятию, в частности, к ауровидению, и на основании собственных эмпирических[6] данных о преобладающем цвете в ауре различных людей предприняла попытку классифицировать типы человеческого поведения в соответствии с преобладанием того или иного спектрального цвета. Именно она ввела термин «индиго» для тех людей, у которых в ауре встречался темно–синий цвет (как у новеньких джинсов).

Дальнейшую разработку этой темы осуществляли Ли Кэрролл и Джейн Тоубер – авторы, издавшие многочисленные книги на тему ченнелинга. Как бы ни характеризовали поклонники ченнелинга этот метод (“слово Духа (или Бога), даваемое Людям для просветления и информации” иликак-либо еще), обозначающий его термин происходит от английского слова «the channel» - «канал», а принцип получения информации ничем не отличается от спиритизма, телепатического контакта и других тому подобных мистических переживаний (кстати, и сам Ли Кэрролл поддерживает постоянную связь с неким сверхъестественным существом по имени Крайон, т.е. является телепатическим контактантом). А в таких ситуациях следует помнить, что информация либо получается телепатически от какого-нибудь источника (если принимающий человек действительно способен к телепатии), либо генерируется самим этим человеком (и в предыдущих главах есть ссылки на подобный механизм). Впрочем, здесь мы не ставим целью обсудить, какой именно механизм работает у Кэрролла.

Авторы второй книги о «новых» детях так определяют причину своего интереса к этой теме: «Все больше и больше мы слышали о каких-то других детях, о детях " нового вида", представляющих проблему для родителей. Трудности касались взаимодействия между взрослым и подобным ребенком. Это было довольно неожиданно, наше поколение с этим не сталкивалось. Мы не придавали этому значения до тех пор, пока о происходящем не заговорили профессионалы, имеющие дело непосредственно с детьми. Сотрудники детских учреждений тоже отмечали, что с детьми происходит нечто странное. Затем случилось самое ужасное: когда эти новые проблемы обострились до предела, большинство заинтересованных решило прибегнуть к медикаментозному лечению таких детей!»

Чем же таким отличались новые дети, что их нужно было лечить? И от чего лечить? Типичный диагноз звучит по-научному сухо: " синдром минимальных мозговых дисфункций", или еще так: «гиперактивный синдром, вызванный дефицитом внимания».

С одной стороны, детям с данным диагнозом свойственны дефицит внимания, (недостаток внимания, неумение быть внимательным - «ворон считает», говорили про таких на Руси), а с другой - импульсивность и резко повышенная активность - т.е. такие особенности поведения, которые не всегда способствуют эффективному обучению и выстраиванию позитивных взаимоотношений с родителями и обществом. Но не синдром сам по себе вызывал беспокойство, а его крайние проявления, когда такой ребенок (ребенок!) становился опасным для общества. Какое-то время диагноз был относительной редкостью, а для лечения применяли риталин - психотропный препарат, психостимулятор с множеством побочных эффектов.

Но человек – существо такое, которое не всегда может вовремя остановиться, и постепенно этот диагноз стали применять гораздо шире, и побочные эффекты стало на себе испытывать гораздо большее количество людей. Ведь действительно, при американской любви к регулярному психоанализу (чуть ли не большей любви, чем к регулярному сексу ) любого достаточно подвижного и имеющего свое мнение ребенка можно записать в «расторможенные» и, соответственно, пичкать лекарственными средствами – очень удобная практика для всех взрослых, кто сам не желает шевелиться и думать, а склонен действовать в соответствии со своими личными шаблонами, привычками, стереотипами и матушкой-ленью впридачу.

Первая волна протеста против такой практики пошла со стороны родителей, закономерно приведя к поиску альтернативных путей решения проблемы, сиречь - альтернативных взглядов на проблему синдрома дефицита внимания - гиперактивности. В соответствии с одним из правил экономики, спрос определяет предложение. В ответ на спрос со стороны общества, такое предложение поступило от авторов «ченнелинговой» литературы и было с удовольствием воспринято спрашивающими.

Хоть Ли Кэрролл и Джейн Тоубер и признаются, что не являются специалистами в области воспитания детей, они все-таки высказали свое мнение по этой теме, и мнение это стало основой почти что всепланетной моды на тему «детей индиго». Вот десять наиболее распространенных качеств, которые, по мнению авторов, характерны для таких детей - своего рода, «десять заповедей индиго» (в скобках – небольшие комментарии по поводу каждого из этих качеств):

Качество 1. Они приходят в этот мир с ощущением своей царственности (и часто ведут себя соответствующим образом). (Вопрос: а что, у остальных детей – врожденное чувство неполноценности и «комплекс Золушки»?)

Качество 2. Они чувствуют, что " заслужили быть здесь", и бывают весьма удивлены тем, что другие не всегда разделяют их мнение. (Прим. – в каком таком странном обществе дети не заслуживают быть?)

Качество 3. Они не сомневаются в своей значимости. Нередко они сообщают родителям, " кто они есть" (Примечание - имеется ввиду информация о прошлых воплощениях этого ребенка и его предназначении, миссии в этой жизни. Ну, так это качество присуще не только таким детям…).

Качество 4. У них нет абсолютных авторитетов, они не считают нужным объяснять свои поступки и признают только свободу выбора. (Прим. – в этом тезисе смешиваются две разные вещи. Отсутствие абсолютных авторитетов – это нормальная черта здравомыслящего человека, а не фанатика и зомби. А нежелание объяснять свои поступки может быть вызвано как собственным непониманием причин этих поступков, так и наплевизмом на других. А свобода выбора не равна вседозволенности, как это трактуется в идеологии индиго, а осознание своей огромной ответственности за каждый свой поступок).

Качество 5. Они вообще не делают некоторых вещей; например, для них невыносимо стояние в очереди. (Прим. – это признак гипертрофированного эгоизма, с одной стороны, и неумения ждать, невыносливости, с другой).

Качество 6. Они теряются, соприкасаясь с консервативными системами, где, вместо проявления творческой мысли, строго соблюдаются традиции (сразу вспоминается добрая старая Англия с ее чопорностью и ритуалами. Но такого консерватизма в мире не так уж и много…).

Качество 7. Они часто видят более рациональный способ сделать что-то в школе или дома, однако окружающие воспринимают это как " нарушение правил" и их нежелание приспосабливаться к существующей системе. (Прим. – если, как считает Нэнси Энн Тэпп, дети индиго стали появляться только в 70-х годах 20-го века, то кто же тогда изменял существующие системы на протяжении всей человеческой истории?)

Качество 8. Они кажутся некоммуникабельными, если не находятся в компании себе подобных. Если рядом нет никого, обладающего подобным же менталитетом, они часто замыкаются в себе, чувствуя, что никто в этом мире их не понимает. Поэтому установление социальных связей в период обучения для них представляет немалую сложность. (Прим. – странно, если они пришли, чтобы изменить наш мир, то в первую очередь они должны уметь контактировать с этим миром, а не изолироваться от него…)

Качество 9. Они никак не отзываются на обвинения в нарушении дисциплины (к заявлениям типа " вот подожди, придет отец, узнает, что ты натворил, тогда увидишь..." они остаются глухи). (Прим. – воспитание, основанное на силе и принуждении, это, конечно, неправильное воспитание. Но абсолютное отсутствие дисциплины, как это принято в «идеологии индиго», граничит с анархией. В историческое время мы уже такое проходили…)

Качество 10. Они не стесняются, давая вам понять, в чем испытывают нужду. (Прим. – стесняется ли маленький ребенок попросить у матери пить или есть?)

Не будем пока более подробно комментировать эти десять качеств, давайте лучше узнаем мнение «первооткрывательницы нового поколения» Нэнси Энн Тэпп: «Индиго - это компьютеризированные дети, а это значит, что в своих поступках они руководствуются больше головой, чем сердцем. Они знают, что, если смогут что-то пометить, это будет им принадлежать. Это технологически ориентированные дети, что наталкивает меня на мысль, что развитие технологии в ближайшие десять лет достигнет такого уровня, о котором мы не смели даже мечтать. В возрасте трех-четырех лет эти дети понимают компьютер так, как не могут иные взрослые в 65. (Прим. – а вот на следующие слова обратите особое внимание!) Все дети, убивавшие своих школьных товарищей или родителей, которых я так или иначе наблюдала, - были из числа Индиго. Из всех Индиго, кого я видела в своей жизни, только один был гуманистом(...) Для них это - форма выживания… они ничего не боятся… потому что они знают, кто они такие».

Это был первый тревожный звоночек, прозвучавший не от кого-нибудь еще, а от самой первооткрывательницы этого особого класса людей. На него тогда не обратили внимания, а новое течение стало развиваться по всем законам массового культа.

Первоначальный и, наверное, единственно правильный признак, позволяющий отнести ребенка к этой категории - преобладающий цвет ауры - оказался практически забыт последователями этого модного учения. К новой категории стали относить всех, кто сколько-нибудь явно отличался от нормы: детей-вундеркиндов, просто талантливых детей, детей с физической или психической патологией (даже социально опасных – мол, дети не виноваты, ведь это же «непродвинутое» общество не прислушалось к их высокому мнению о себе самих, да еще и захотело защитить себя от их агрессии!), детей, с которыми происходили аномальные явления, и т.д., и т.п.

Собственно говоря, такой подход мало чем отличается от подхода, принятого в современной науке, когда вновь сформированная гипотеза проходит экспериментальную проверку на соответствие фактическому материалу, и в целях этой проверки ее пытаются «приладить» ко всем имеющимся в распоряжении фактам (а некоторые факты даже силком в нее вталкивают, подобно тому, как Золушка одевала туфельку своим сестрам, лишь бы угодить «гипотезе» своей мачехи о том, что какая-то из ее сестер должна стать женой принца ).

И вот здесь нужно сделать первое отступление. Ошибочно было бы доверять только лишь мнению ясновидящих (тем более, что критерий оценки установлен только лишь одной ясновидящей): видение-то у всех разное! Это уж как восприятие цвета " откалибровано", а определить, кто точнее ясновидит, почти невозможно. В свое время мы провели небольшой эксперимент: одних и тех же людей показали нескольким сенситивам, каждый из которых считал, что он видит ауру в цвете. Причем визиты наносились с минимальным промежутком во времени, чтобы физическое и психологическое состояние человека не изменилось и в силу этого аура не изменила бы свое состояние. Результаты неутешительные: у одного и того же человека разные сенситивы видели ауру разного цвета.

Можно было бы объективизировать цвет ауры с помощью оборудования, которое сейчас уже разработано. Но и это не абсолютный способ потому, что аппаратура показывает на фотографии псевдо-цвета – результаты компьютерного моделирования денных, полученных через СВЧ-сканирование поверхности ладоней либо через определение напряженности электромагнитного поля человека в некоем заранее установленном диапазоне длин волн.

Например, разработчики одного из видов таких приборов - фазоаурометра, Ю.П.Кравченко и Н.В.Калашченко, сумели выделить определенные частоты из широкой гаммы электромагнитных волн (т.н. фликер-шумов), присущих биологическим объектам, определённые частоты. Вот что они пишут о своем изобретении: " Прибор предназначен для оценки аурального электромагнитного поля человека и позволяет на базе фазоаурометрии из широкого спектра шумовой характеристики " фликер" шума электромагнитного поля человеческого организма методом цифровой фильтрации выделить конкретные частотные составляющие, и на каждой отдельной фиксированной частоте произвести топографические измерения картины поля вокруг человека, фиксируя размеры поля и его геометрию в виде " ауры" человека. При этом контролируется фазовый сдвиг колебаний выделенной частотной составляющей в каждой конкретной точке этого поля, как вблизи от поверхности тела человека (2...3 мм), так и на расстоянии до 1.5 метров и производится построение пространственной топограммы этого электромагнитного поля, которую затем можно использовать для определения состояния здоровья человека ". Пример такой топограммы на рис.51).

Затем данные о напряженности и частоте электромагнитного поля человека с помощью математического аппарата преобразовываются и математически приравниваются к условным цветам, т.е. опять-таки на фотографиях типа (рис.52) мы видим не настоящие цвета, а условные.

Но и с толкованием психологических характеристик того или иного цвета ауры далеко не все так однозначно.

Вот один из вариантов такого толкования, извлеченный из книг Живой Этики: «Так как мыслительная деятельность среднестатистического человека протекает очень быстро (на одно слово десять мыслей), то аура мыслящего человека будет подвижной, т.е. будет наблюдаться живая игра излучений. И, наоборот, у человека с зачаточными способностями мышления аура будет отличаться пониженной динамикой. Самая практичная аура - это радужная, которая представляет собой синтез всех цветов. Эта практичность заключается в способности радужной ауры принимать и/или отражать мысленные лучи всего спектра... Радужную ауру отличает синтетическая работа всех центров. В жизни таких людей отличает добродетельность, указывая на синтез накопленных положительных духовных качеств человека». С этой точки зрения, преимущественно одноцветная синяя аура «детей индиго» недостаточно динамична и недостаточно многопланова, чтобы быть гармоничной и прогрессивной.

А вот еще один вариант толкования цвета ауры: «Светло-желтый цвет ауры, золотой, видимый вокруг головы духовно просветленного человека, говорит о том, что перед нами святой, йог, великий посвященный, сверхчеловек. Синий цвет указывает на религиозные верования, высшие эмоции и чистые чувства». То есть человек с синтетическим высокодуховным мышлением должен иметь золотистую ауру, а вот человек с синей аурой просто физически не должен быть способен наркоманить, кидаться с заряженным автоматом на сверстников… Правда, смотря во что он верит, но это уже вопрос воспитания и общественных идеалов.

То есть определить принадлежность к «детям индиго» (если понимать под ними высшую касту человечества) на основании таких неопределенных свойств человеческого организма сложно, если не вообще невозможно.

Поэтому предпринимались еще и попытки распознать человека-индиго по более объективным, поддающимся инструментальному измерению, критериям.

В массовой литературе можно встретить различные опросники, ответив на которые, человек может определить степень своей «индиговости». Но большинство популярных опросников – вещь не более полезная, чем ежедневные утренние гороскопы по радио (литературное творчество, не имеющее к настоящей астрологии никакого отношения).

Были сделаны попытки найти в литературе об индиго примеры изучения этой проблемы с применением научных методов. Но примеры удалось найти только в прессе и культовой литературе. Давайте попробуем ознакомиться с некоторыми как бы научными аргументами поближе.

Аргумент № 1 из популярной литературы: "...Свое веское слово высказали и генетики, которые также столкнулись с представителями индиго-поколения. Так вот: человеческая ДНК содержит 64 кодона (единица генетической информации, зашифрованная в молекуле ДНК), из которых только 20 постоянно включены, остальные инертны и не работают. У детей Индиго включены 35 и более кодонов! "

Анализ аргумента: действительно, генетический код человека представлен 64 кодонами - последовательностями из трех нуклеиновых кислот. Эти кодоны не " зашифрованы в молекуле ДНК" - они сами являются своего рода шифром. При этом все без исключения кодоны работают, т.к. они ВСЕ задействованы в процессе белкового синтеза. Так что с этим аргументом у идеологов «индиго» ошибочка вышла…

Аргумент № 2 из популярной литературы: "...Удивительно, но некоторые «дети индиго» даже не содержат генетический код своих родителей. Это явление вселенского масштаба. И они нарушают те правила, которые были у нас до сих пор..."

Анализ аргумента: такое иногда случается и независимо от проблемы «детей индиго», потому что использование донорских яйцеклеток и сперматозоидов, равно как и услуги суррогатных матерей, на Западе используются гораздо шире. Существует еще усыновление, удочерение, равно как прочие проблемы с наследственностью. Но не приняли эти явления " вселенский масштаб". И не происходят они только с детьми индиго...

Аргумент № 3: "...Если верить ученым, то у нового вида людей на 2 хромосомы больше (44+2)..."

Анализ аргумента: У генетически нормального человека вне зависимости от цвета ауры во всех клетках, кроме половых, обычно содержится 46 хромосом (22 парных хромосомы (т.е. 44) и 2 половых хромосомы – мужская хромосома Y и женская хромосома Х). Обычно об этом говорят на школьных уроках биологии - хотя, конечно, многие этот простой факт забывают за ненадобностью. Однако, не нужно тогда таким «забывчивым» рассуждать от имени неких " ученых" на тему количества хромосом у " нового вида людей".

Аргумент № 4: "...Получалось, что такой ребенок вообще не способен заболеть! Ученые уже заявляют, что такой организм приобретает полный иммунитет ко всем болезням..."

Анализ аргумента: тема " абсолютного иммунитета ко всем болезням" у «детей индиго» в " желтой" прессе муссируется довольно часто. Ели вспомнить, что такой иммунитет должен быть у 90% нынешних младенцев (ведь именно такой процент " индиговости" новорожденных сегодня приводят " специалисты"), то возникает вопрос – куда отнести 70% детей, которые имеют хоть одно заболевание уже к первому классу средней школы, и те 90% выпускников школы, которые приобретают нездоровье или добавляют его к уже имевшемуся? Кстати, другие «теоретики индиго» противоречат вышеуказанному тезису, говоря, что такие дети «…характеризуются более низкими адаптационными ресурсами, например, слабым здоровьем».

Что же говорят современные российские психологи на эту тему? Их позиции тоже далеко не единообразны. Вот, например, сотрудники кафедры психологии и психофизиологии ребенка РГПУ им. А. И. Герцена провели такое исследование. Они отобрали 150 детей, относящихся приблизительно к одной и той же социальной группе. Первое исследование провели, когда детям исполнилось 5 лет, а затем эти же малыши прошли тест ровно через год. Сначала по тесту Векслера, который разработан для определения уровня интеллекта у детей, по системе ”вопрос — ответ”. Учитывались правильность и скорость ответа. Следующим испытанием стал ассоциативный эксперимент: на заданное слово ребенок должен назвать ассоциацию. На этом этапе важно было измерить уровень и темп развития речемыслительных функций.

Выводы психологов были таковы. У 40% детей, принимавших участие в исследовании, обнаружены более качественные свойства нейрональных сетей. Отсюда ими был сделан вывод: ”…дети–индиго - это эволюционно прогрессивные дети, характеризующиеся высокоразвитым интеллектом и быстрым темпом набора умственных способностей. Сравнительный анализ показал, что такие дети на 20–30% умнее сверстников и опережают их в развитии на полтора–два года”.

Но заметьте – в этом эксперименте нарушена формальная логика. Психологи не сравнивали две ЗАРАНЕЕ отобранных группы – группу «индиго» и контрольную «обычную» группу. Они лишь установили, что около 40% детей, имевших примерно равные стартовые условия, обладают повышенными интеллектуальными способностями. Но то, что из 150 человек какая-то часть будет заведомо умнее, чем другая часть – это, как говорится, и ежу понятно… То есть и этот эксперимент ничего не доказал, кроме очевидного.

Приходилось встречать и такой аргумент: «… детей нового сознания можно определить по внешнему виду. …антропометрические исследования показали, что для юных дарований характерно преобладание роста над весом тела». Вам это ничего не напоминает?

А напоминает вот что. Начало «эры индиго» (середина 70-х гг.) как-то уж странно совпадает с известным в психологии и педагогике феноменом акселерации (от лат. acseleratio — ускорение) - ускоренного физического и отчасти психического развития в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с физиологическим созреванием организма, психологи — с развитием психических функций, а педагоги — с интеллектуальным развитием и социализацией личности и отмечают не столько присущие этому процессу ускоренные темпы физического развития, сколько рассогласование процессов физиологического созревания организма и социализацией личности. Как отмечается в учебном пособии для ВУЗов «Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов», «физиологическое созревание организма начинает опережать темпы умственного, социального, духовного развития. Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растет быстрее, чем созревают психические функции, являющиеся основой социальных, нравственных качеств. К 13— 15 годам у девочек, а к 14—16 у мальчиков, живущих в средних регионах нашей страны, физиологическое развитие организма в основном завершается и почти достигает уровня взрослого человека, чего нельзя сказать о духовном развитии. Выросший организм требует удовлетворения всех «взрослых» физиологических потребностей, в том числе половых, но социальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно прогрессирующей физиологией. Возникающее напряжение приводит к значительным психологическим перегрузкам, подросток ищет пути его устранения и выбирает такие, которые подсказывает его неокрепший ум. В этом основные противоречия акселерации, создающей немало трудностей как для самих подростков, не умеющих совладать с происходящими в них переменами, так и для взрослых — родителей, учителей, воспитателей».

Вот интересно – два одновременных процесса с разных сторон океана. Схожие по признакам и результатам. Разница одна – более спокойное отношение в старушке-Европе и в матушке-России и чуть ли не массовая истерия и гипертрофированное медиа-внимание в США. Только у нас акселератов не лечили психотропными препаратами, как в Америке.

Ну, и так далее. Желающие продолжить анализ этого массового модного течения в его медийном варианте могут сами найти достаточно много литературы на эту тему.

Что же получается? Тема о " детях индиго" - это очередная модная тема, которую используют для привлечения внимания публики и повышения продаж печатной продукции? С одной стороны, да. Причем имеющая явно «американизированный» характер. Характеристика поведения детей индиго, как она встречается в изданиях, чисто американская и показывает, каковы бывают перекосы индивидуалистического воспитания, когда баланс индивидуума и общества нарушен с перекосом в сторону индивидуума. И еще показывает то, что Запад наконец-то достиг своей цели в воспитании Индивидуума, столкнувшись с которым, сам теперь поражается - каков он оказался, этот Индивидуум. За примерами далеко ходить не надо. Все мы уже прекрасно знакомы с тем способом поведения, который взяли для себя американские политики (не американцы, как народ – излишнее обобщение было бы ни к чему). Они, политики, ведь тоже не утруждают себя объяснениями своих действий – им просто «так надо!», и не прислушиваются к моральным нормам – зачем? Им ведь просто «так надо!»… Поневоле становится понятно, что у этой кампании может быть не только паранормальная подоплека, но и вполне нормальная – геополитическая. И это уже становится очевидным.

Вот, например, что думает по этому поводу психотерапевт, доктор медицинских наук Владимир Киреев: «Настораживает энтузиазм некоторых исследователей, слишком превозносящих феномен Индиго. Тем самым они принижают всех, кто не отвечает нужным критериям, фактически снова деля детей на чистых и нечистых, достойных уважительного отношения и таких, кто может и потерпеть, ведь они - серость, балласт, остатки вырождающегося поколения. Следующий шаг эволюции подобной точки зрения известен. Одна из стран объявляет: у нас больше всех в мире рождается детей Индиго, значит, мы - пророки, мы - будущее человечества, мы - высшая раса. Подобное мы уже проходили. Не фашизм ли это, только на гораздо более высоком - духовном - уровне?»

Анализируя рекламную индиго-кампанию, можно сделать еще вот какой вывод. Восхищение таким поведением, которое сквозит в описаниях детей индиго (мол, плевать им на авторитеты и т.д.), свидетельствует, что описание это делали люди, воспитанные в старых нормах авторитарного управления, в котором ребенок был объектом, а не субъектом. И когда взрослые столкнулись с проявлениями такой индивидуалистичности, то, с одной стороны, их это восхитило (самим-то тоже хочется, но воспитание не позволяет!), а с другой стороны, испугало - непонятно, что с этим делать. К тому же традиционная психология и, особенно, педагогика (причем я не имею ввиду отдельных ее представителей, выдающихся даже из среды педагогов, которые к ребенку относились как к человеку, а не как к объекту воспитания и применения педагогических технологий) более привыкла ориентироваться на усредненную норму. Поэтому с уникумами им очень сложно найти общий язык и понять их.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.