Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Акмеология как наука о вершине развития профессионализма и личности.






Акмеология (от древнегреческого «акме» - острие, вершина, высшая степень чего-либо и «логос» - наука о человеке) изучает факты и закономерности, механизмы и способы развития человека на этапе его зрелости, включая профессиональное самосознание, самосовершенствование и саморегуляцию личности. [80, с.12 ] «Акме» - система смысложизненных вершин (социальных, духовных, профессиональных), достигнутых человеком и воспринимаемых им как «чувство жизни», «самореализация», воплощенная собственная уникальность. [81] Немаловажную роль на пути развития профессионализма у взрослого человека внимание как психический процесс. Ведь он не имеет собственного содержания, но сопровождает все познавательные процессы, которые, в свою очередь, и обеспечивают возможность профессионализма личности.

В России понятие «акмеология» было впервые введено Н.А. Рыбниковым в 1928 г. и развито Б.Г.Ананьевым в концепции онтопсихологии, сутью которой являлось психологическое исследование бытия человека как индивида и личности, субъекта и индивидуальности в онтогенезе. [82] Конечным продуктом онтогенетического развития человека, полагал Б.Г.Ананьев, является обретение им собственной индивидуальности, когда он становится субъектом своего жизненного пути. Такая индивидуальность представляет собой полисистемное образование, интегрирующее важнейшие свойства личности, субъекта и индивида, присущие конкретному человеку, в том числе и свойства внимания. Сознание и самосознание индивидуальности – это внутренний мир человека, который, по выражению Б.Г.Ананьева, постоянно работает и опосредует деятельность и поведение в заданных ему или созданных им самим обстоятельствах. Важно отметить, что индивидуальное развитие Б.Г.Ананьев рассматривал как внутренне противоречивый процесс, зависящий от множества факторов: наследственности, среды воспитания, собственной практической деятельности и т.д. Сложность структуры и факторность развития объясняют неравномерность изменений и гетерохронность (разновременность – от гр. heteros – другой – часть сложных слов, синоним русского «разно», chronos – время) развития человека на всех его стадиях. [83] Эти процессы характеризуют и индивидуальную изменчивость свойств человека как личности в процессе социализации и развития, и в процессе становления человека как субъекта различных видов деятельности. Б.Г. Ананьев и его ученики рассматривали все аспекты развития индивидуальности в комплексе психо-биосоциальных факторов, выявляя громадное число взаимосвязей между индивидными, личностными и субъектно-деятельностными особенностями человека, широко используя для достижения комплексности математические методы обработки данных (особенно корреляционный и факторный анализ).[84; 85] Ананьев Б.Г. призывал изучать личность и индивидуальность, отталкиваясь от органических и психофизиологических процессов по направлению к психическим и духовным.

Комплексный подход и развитие акмеологического направления продолжили последователи Б.Г.Ананьева. Так, Н.В.Кузьмина исследовала закономерности педагогической деятельности, она определила изучение целостного человека в период самореализации его зрелости, создание человеком самого себя средствами выработанных в опыте субъективных интегральных схем. Она рассматривает акмеологические закономерности как устойчивые связи между уровнем продуктивности специалиста, результатами, которых он достигает в той или иной области, и факторами, которые обусловливают этот уровень.[94]

Сегодня появляется все больше работ, посвященных изучению роли внимания в профессиональной деятельности и развитию специфических свойств внимания с целью наиболее успешного достижения высоких уровней профессионализма.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.