Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучающие игры (игровые приемы работы с тексом)






 

1. Самое главное. Бумага и карандаш. Быстро и внимательно прочитайте учебный текст. Вы познакомились с текстами. Сейчас вы посмотрите текст еще раз, и мы начнем соревнование. Нужно придумать наиболее подходящее слово, характеризующий данный текст, т.е. охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Затем нужно будет охарактеризовать данный материал одной фразой, а после - найти в нем какой-то секрет, особенность, т.е. то, без чего данный текст был бы лишен смысла. Ответы можно записывать. Внимание, начали! Участники по очереди зачитывают слова, слушают и выбирают более точное, оригинальное, остроумное. Отмечается лучший вариант.

2. Опорные сигналы. Бумага и карандаш. Перед нами текст. Прочитаем его, стараясь как можно лучше понять. Теперь законспектируем текст; в ваших конспектах не должно быть слов и предложений, а только рисунки, схемы, какие-то символы (постарайтесь совсем избегать слов). Изобразить текст можно по частям - абзацам, тогда получится несколько опорных сигналов. Итак, прочитаем текст еще раз. Начали! Чтение закончили. Теперь изобразите текст на листках. Схемы демонстрируются по очереди, объясняются и оцениваются.

3. По ролям. Внимание! Перед вами текст. Прочитайте его за данное время. Распределяются роли: ведущий, автор, критик, главный герой и т.д. Какие еще могут быть роли? После того, как роли распределены, текст читается еще раз, а затем воспроизводится по ролям. Оценивается, кто больше соответствовал своей роли, был более оригинальным.

 

4. Вопрос-ответ. Перед вами текст. Быстро и внимательно прочитайте его. Теперь разделимся на две команды. Пусть левая команда будет задавать вопросы, правая - отвечать. Соревнование на лучший ответ и лучший вопрос по учебному тексту. Учитывается активность участников команд и количество и глубина заданных вопросов и качество ответов, а также юмор, находчивость. Команды, еще раз внимательно прочитайте текст. Теперь за 1-2 минуты левая команда придумает свои занимательные вопросы, а правая - обсудит текст, выделит в нем главное, чтобы оценить качество задаваемых вопросов. Команда задает вопросы, другая - отвечает. Игра оценивается.

5. Викторина. Перед вами текст. Прочитайте его, пожалуйста. Разбейтесь на две команды. Сейчас левая команда должна обозначить абзацы цифрами и придумать вопрос-загадку к каждому абзацу текста. Затем эта команда в разбивку задаст свои вопросы-загадки правой команде. Правая команда должна ответить на вопрос и сказать, к какому абзацу он относится. Итак, еще раз посмотрите текст, договоритесь о нумерации абзацев и сформулируйте вопросы-загадки. Правая команда в это время обсудит текст, выделив в каждом абзаце главную мысль. Начали! Оценивается оригинальность вопроса-загадки и оригинальность ответа.

6. Пантомима. Перед вами учебный текст. Прочитайте его быстро и внимательно. Теперь разделите этот текст на условные части, например, на абзацы. Образуем две команды. Сейчас вы еще раз прочитайте текст, а затем участники правой команды должны каждый абзац текста изобразить пантомимой. Участники левой команды должны догадаться, какой это абзац и о чем в нем говорится. Итак, читайте внимательно текст. Сейчас вам дается время на подготовку: правая команда готовит пантомиму для каждого абзаца, а левая, не теряя времени, повторяет текст, выделяя в каждом абзаце основную мысль. Начали! Подготовка закончилась, Приступим к показу и обсуждению. Пожалуйста, команды, ваши пантомимы!

 

7. Конспект. Перед вами учебный текст, разделенный на абзацы. Прочитайте его, пожалуйста. Возьмите бумагу и ручку. Нужно коротко законспектировать на отдельном листочке каждый абзац текста, выделяя в нем главную мысль, но не проставляя номера абзаца. Давайте еще раз для этого просмотрим текст. Внимание! Теперь перемешайте листочки и передайте их своему правому по кругу соседу. Теперь внимательно посмотрите конспекты своего соседа и поставьте сверху на каждом листочке цифру - номер абзаца учебного текста, к которому, по вашему мнению, относится конспект. Пожалуйста, внимательно смотрите конспекты и проставляйте номера. Опять передайте конспекты правому соседу. Теперь проставьте номера абзацев на других конспектах. Будем передавать их по кругу, пока к каждому не вернутся его конспекты. Пожалуйста, продолжим. Каждый в своих конспектах проверяет правильность номеров абзацев. Посчитайте ошибочно проставленные номера в конспектах. Выигрывает тот, у кого номера абзацев проставлены правильно всеми участниками игры.

8. Ученый совет. Перед вами учебный текст. Пожалуйста, прочитайте его внимательно в течение заданного отрезка времени. Теперь давайте распределим роли: редактор, автор, критик, незнайка, специалист. Кто еще может выступать на ученом совете? Подсказывайте. Каждому - свою роль. Сейчас каждый в своем амплуа должен изложить учебный текст. Остальные члены ученого совета оценивают выступления. Выигрывает самый оригинальный выступающий, наиболее интересно изложивший учебный материал. Члены ученого совета имеют право добавить и дополнить выступления друг друга.

9. Существительные. Перед вами учебный текст. Прочитаем его. Теперь, пожалуйста, сядьте в круг. Мы сейчас будем пересказывать текст коллективно. Слева направо, по порядку, вы будете говорить существительное, которое наиболее точно соответствует каждому маленькому кусочку текста в его естественном порядке. Причем каждый последующий называет существительные, произнесенные перед ним другими игроками, далее добавляет свое. Т.о., мы должны восроизвести учебный текст существительными, его основную идею. Еще раз внимательно прочитаем текст от начала и до конца. Теперь начнем слева направо воспроизводить учебный текст существительными, повторяя по очереди все, сказанное перед нами и добавляя далее свое. Начали!

10. Найди ошибку. Перед вами учебный текст. Давайте познакомимся с ним. Читаем текст быстро и внимательно. Тепрерь вам будет предложен этот же текст, но с несколько измененным содержанием, т.е. некоторые утверждения текста будут изменены. Ваша задача - найти и исправить все неправильные утверждения. Это лучше сделать письменно. Каждый работает самостоятельно, а затем все вместе обсудим текст. Приступим к просмотру вновь предложенного текста. Начали! Давайте обсудим исправления. Кто сколько неточностей нашел и как они были исправлены? (Обсуждение по кругу.)

11. Моментальное фото. Внимание! Разделитесь на две команды. Приготовьтесь к соревнованию команд. Возьмите для каждой команды бумагу и карандаши. Сейчас вам в течение очень короткого времени будет продемонстрирован текст. Вы должны сосредоточить все сврое внимание и воспринять из текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают, какая команда воспроизведет больше текста. Итак, приготовьтесь к восприятию, начали! Обсуждение.

12. Лучший вопрос. Перед вами учебный текст. Давайте его прочитаем. Теперь каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста. Вопрос, ответ на который показывает, совершенство овладения материалом, дает возможность увидеть его с самой интересной стороны. Итак, еще раз прочитаем текст и придумаем интересный вопрос. Пожалуйста! Теперь немного времени на обдумывание, свой вопрос можно записать. Ну, а теперь послушаем вопросы. Команды по порядку будут их задавать, а остальные - отвечать на них как можно полнее. Начали! Кто задал самый интересный вопрос, кто лучше всех ответил и был самым активным?

13. Пересказ по кругу. Давайте прочитаем текст. Внимание! Теперь встанем в круг. Ведущий, стоящий в центре, закрывает глаза, кружится на месте и указывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее, по часовой стрелке, каждый говорит по одной фразе из учебного текста. И так до его конца. Теперь еще раз прочитаем текст. Давайте исправим ошибки, если они есть, и дополним пересказ текста, поскольку, наверно, было что-то упущено. Также по часовой стрелке. Определим самого активного ученика.

14. Запрещенные вопросы. У всех нас есть любимые занятия - хобби. Давайте представим, что все мы - общество охотников или филателистов. Какое у нас будет общество? Теперь прочитаем заданный учебный текст как бы глазами выбранного специалиста. Теперь по очереди задаем ему вопросы по тексту, исходя из того, что мы являемся членами этого общества. Т.е. вопросы задаем по тексту, но специальные термины текста использовать нельзя, можно использовать только тематику, термины нашего общества. Кто задает вопрос с нарушением правил - выбывает из игры. Старайтесь придумать как можно больше вопросов по существу текста, используя тематику общества, к которому мы относимся. Выигрывает тот, кто останется. Начали!

15. Упражнения машинописи. Если вы хотите печатать вслепую 10-ю пальцами с достаточной для работы скоростью, очень полезно следующее упражнение. Сядьте за пишущую машинку или клавиатуру компьютера. Если ее нет под рукой, можно просто нарисовать изображение клавиатуры. Задание очень простое. Вслепую 10-ю пальцами, набираете слова и фразы, предлагаемые в упражнении. Половину каждой строки печатайте, глядя на левое изображение клавиатуры, вторую половину строки печатайте, глядя на правое изображение клавиатуры. Старайтесь постепенно увеличивать скорость работы.

16. Мнемоника. Посмотрите, пожалуйста, учебный текст. Постарайтесь мысленно выделить в нем ключевые слова. Просьба выписать на листок, в столбик эти ключевые слова. Пусть их будет 10, 20, сколько нужно. Теперь такой конкурс. Каждый попробует придумать забавную историю, в которой все эти слова, последовательно, одно за другим завязаны в какую-то осмысленную (не очень вероятную) историю. История может не иметь никакого отношения к теме текста. Потом проводится конкурс. Время на придумывание историй - 1 минута. Заслушиваются все желающие. Давайте проведем другой конкурс. Кто желает попробовать, не глядя в текст, а пользуясь только своими ключевыми словами, воспроизвести этот текст? Побеждает тот, кто пересказывает текст наиболее близко к оригиналу; остальные проверяют и оценивают способности выступающего.

17. Текст наизусть. Давайте разобьемся на две команды. Проведем такое соревнование. Предлагаем всем посмотреть учебный текст так, чтобы потом его воспроизвести наизусть. Надеемся, первое слово все запомнят, а дальше - у кого сколько получится. Итак, минута, чтобы прочесть и запомнить учебный текст. Продолжим. Пусть каждая команда выделит всех желающих посоревноваться. Сначала выходит игрок из первой команды, воспроизводит текст наизусть, а все следят по тексту и смотрят, где он запнулся, допустил неточность, и засекают время. Затем выходит игрок из другой команды, начинается все сначала. Все следят и, как только замечают ошибку, говорят: " Стоп! ". Какая команда победит? Кто лучше рассказал?

18. Скорость чтения. Кто как умеет читать? Организуем соревнование. Пусть каждый возьмет книжку. Книга должна быть небольшого формата, с хорошим шрифтом и желательно интересной для вас. Откройте эту книгу где-то вначале, найдите несколько страниц " гладкого" текста, т.е. без рисунков, цифр, формул. Положите книгу обложкой вверх. Сейчас, когда вы все готовы, определите вашу скорость чтения. По команде ведущего начните читать так, чтобы можно было пересказать текст друг другу. На чтение будет отведена одна минута. Начали! Стоп!

Отметьте место, на котором вы остановились. Подсчитайте количество слов, которые вы прочли. Для упрощения можно подсчитать количество слов в одной строке, считая предлоги, и умножить на количество строк. Так вы определите, сколько слов в минуту вы прочли. Теперь определим коэффициент усвоения этого текста. Для этого разделитесь на пары. Каждый задает другому примерно десять вопросов по прочитанному тексту, а затем оценивает коэффициент усвоения. Это может быть, например, - 0, 4; 0, 6; 0, 8 и т.д. Конечно, каждому сначала нужно ознакомиться с текстом. Запишите, пожалуйста, показатели коэффициента усвоения и скорость чтения. У кого показатели наилучшие?

19. Ускоренное чтение. Постараемся читать быстрее. Это не так уж сложно. Ведущий через каждые 30 секунд будет подавать звуковой сигнал (хлопок, удар карандашом). Будем читать минут 15-20, а затем проверим вашу скорость чтения и посмотрим, насколько она изменилась. Все читают, переворачивают страницу точно по сигналу, независимо от того, закончили ли вы чтение страницы или нет. Начали! Теперь определим вашу скорость чтения. Найдите несколько новых страниц гладкого текста где-нибудь в конце книги. Переверните книги обложкой вверх и ждите команды.

По сигналу ведущего в течение минуты читаете выбранный вами текст так, чтобы потом можно было пересказать вашим напарникам. Начали! Теперь оценим коэффициент усвоения по парам. Перескажите друг другу текст и определите коэффициент усвоения. Начали! Запишите у себя на листочке ваши конечные результаты: количество прочитанных слов за минуту и коэффициент усвоения, данный вам по оценке напарника. Кто победитель?

20. Приемы скорочтения. Давайте освоим несколько приемов, позволяющих увеличить скорость чтения. Выберите для чтения текст, по возможности в узких колонках. Постарайтесь читать этот текст, фиксируя взгляд не на каждой букве, а только в центре каждого слова, последовательно. Итак, читайте текст, фиксируя взгляд не на каждой букве в отдельности, а только в центре каждого слова.

Теперь освоим следующее упражнение. Фиксируя взгляд на каждом слове, старайтесь не возвращаться к ранее прочитанному. Двигать можно глазами только слева направо в каждой строке. Начали! Следующее упражнение. Читая текст, старайтесь не проговаривать его мысленно. Попытайтесь при этом про себя напевать какую-нибудь мелодию. Фиксируя взгляд на каждом слове, не возвращайтесь к ранее прочитанному. Начали! Следующее упражнение. Постарайтесь читать текст, водя пальцем сверху вниз в центре страницы. Итак, фиксируя свой взгляд у кончика пальца, водите этим пальцем сверху вниз по центру страницы. Начали!

Следующее упражнение. Стараясь читать текст целиком в объеме каждой строки, фиксируйте взгляд в центре строки, попытайтесь предугадать, чем закончится абзац, который вы только начали просматривать. Если ваша догадка подтверждается, то на отдельном листочке можете ставить себе плюс. Кто наберет больше плюсов? Начали! Продолжим. Сейчас текст будет предъявляться всего на доли секунды. Закройте глаза, откройте книгу (любую страницу). По команде ведущего открываете глаза и через секунду их закрываете. Постарайтесь вспомнить и воспроизвести текст, который вы видели в течение этой секунды. Тот, кто может воспроизвести хотя бы основную мысль, поднимите руку. Итак, закрыли глаза, ждем команду ведущего. Начали! Соревнование для тех, кто смог уловить содержание страницы. Кто точнее?

 

Использованная литература.

1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учись быть внимательным. Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1996, 160 с.

2. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1996, с. 7-29, 88 - 139

3. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989, 255 с.

4. Обухова Л.И. Возрастная психология. М., 1988.

Рубежный контроль знаний:

 

1.Перечислить возрастные особенности внимания у детей в юношеском возрасте.

2.Объяснить механизмы формирования внимания в юношеском возрасте.

3.Описать основные способы и стратегии развития внимания в юношеском возрасте.

4. Описать способы коррекции внимания в юношеском возрасте.

 

Задания для самостоятельной работы:

 

1.Подготовить подборку методов коррекции концентрации и устойчивости внимания в юношеском возрасте.

2.Подготовить подборку методов развития свойства переключения внимания в юношеском возрасте.

3.Подготовить подборку методов коррекции распределения внимания в юношеском возрасте.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.