Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие глобализации






«.. мятутся народы и племена замышляют тщетное»

Псалтырь. 2, 1

Научные издания пестрят понятиями “глобальное мышление”, “геополитика”, “глобальное информационное общество”, “глобальное управление”. Терминология глобализма прочно вошла в обиход международного и внутригосударственного общения.

Термин «глобализация» не избежал, к сожалению, печальной судьбы большинства «модных» слов: почти каждый использующий их вкладывает в них свой собственный, особый и только ему ведомый смысл, как правило, мало задумываясь о том, что слово должно иметь общеупотребительное значение. Поэтому огромное количество литературы, интересующейся проблемами глобализации, подчас противоречивой и внутренне несогласованной, препятствует выявлению объективных закономерностей, идейно-теоретического фундамента этого процесса и не гарантируют качества полученных результатов. Объяснение этому – отсутствие четкости и универсальности в определении глобализации, по причине неизученности, а порой и неопознанности этого явления, его тенденций; что позволяет уйти от определения его сути. В результате дискуссии о глобализации в целом ряде случаев приобретают спекулятивный характер. Оказывается глобализацию трудно определить концептуально и показать эмпирически. Имеющиеся формулировки носят описательный, либо взаимоисключающий характер.

Термин «глобализация» (англ. globalization) стал употребляться в общественных науках сравнительно недавно. Понятием глобализации на концептуальном уровне воспользовался в 1981 г. Дж. Маклин, призывавший " понять и дать объяснение историческому процессу усиления глобализации социальных отношений" [104]. В его современном смысле термин " глобализация" возник в середине 1980-х, и его воздействие на интеллектуальный климат последнего десятилетия ХХ в. оказалось исключительно сильным; в начале 1990-х гг. М. Уотерс, один из наиболее известных специалистов в этой области, отметил, что " подобно тому, как основным понятием 1980-х был постмодернизм, ключевой идеей 1990-х гг.может стать глобализация, под которой мы понимаем переход человечества в третье тысячелетие" [105]. Появление же определения термина «глобализация» связывают обычно с именем американского социолога Р. Робертсона, который в 1983 г. использовал понятие globality в названии одной из своих статей, в 1985 г. дал толкование понятия globalization, а в 1992 г. изложил основы своей концепции в специальной книге[106]. Р. Робертсон определил глобализацию как серию эмпирически фиксируемых изменений, разнородных, но объединяемых логикой превращения мира в единое целое.

Впоследствии данное понятие стало трактоваться как процесс развития политических и экономических отношений в масштабах всей планеты, историческими свидетельствами которого стали многочисленные факты нового этапа развития мира. Накопление эмпирического материала способствовало проблемно-теоретическому анализу общественными дисциплинами новых явлений и тенденций. Постепенно с увеличением объема научных знаний, систематизацией и осмыслением информации о происходящих мировых событиях видимо стало приходить понимание сущности данного понятия, что привело к созданию новых теоретических моделей мирового развития (С. Хантингтон, Ф. Фукуяма, М. Фридман, А. Гидденс и др.). Все явственней обозначилось и проблемное поле «глобализации», составляющими элементами которого стали такие понятия как «глобальность», «глобализм», «глобальные проблемы» и т.п.

Семантически понятие «глобальность» связано с латинским словом globus – земной шар, подчеркивая, что объектом существования «жизненного пространства» человечества является вся наша планета Земля, а проблемы его жизнедеятельности являются общепланетарными и актуальными для всех, то есть глобальными. Это понятие также связано и с миросистемным подходом, в котором центральным является понятие «мир как целое» и который начал активно развиваться в 1970-е гг. Глобализация (от лат. globus – шар, фр. global – всеобщий) – объективный процесс формирования, организации, функционирования и развития принципиально новой всемирной, глобальной системы власти на основе углубляющейся взаимосвязи и взаимозависимости во всех сферах международного сообщества. Глобализация – возрастание роли внешних факторов (экономических, социальных и культурных) в воспроизводстве всех стран-участниц этого процесса, формирование единого мирового рынка (рынков) без национальных барьеров и создание единых юридических условий для всех стран. Как особая фаза международных отношений, зародилась несколько десятилетий назад, но ее формирование не завершилось и к началу третьего тысячелетия. Однако общественное внимание она привлекла лишь в 1990-х.

Понятию «глобальность» придается смысл «транстерриториальности» («сверхтерриториальности»), что означает расширение «жизненного пространства» человека «поверх» территории его национального государства в пределах всего земного шара. То есть с точки зрения данного понятия представление отдельного индивида о его функционировании только на замкнутой жизненной территории конкретной географической местности Земли меняется. С помощью телекоммуникационных, информационных технологий и Интернета каждый человек получил возможность связаться с любой точкой земного шара в соответствии со своими профессиональными запросами и жизненными интересами. Более того, в отдельных регионах мира, сфера хозяйственной, политической, социальной и культурной деятельности человека одного государства оказалась тесно связанной с аналогичными сферами человека другого государства. В начале ХХI века тесная взаимосвязь и взаимозависимость охватила все страны мира, став глобальной. Мир стал доступен для всех и одновременно тесен.

Доступность мира в современных условиях обеспечивается с помощью информационно-коммуникационных технологий. Отсюда выявляется и важнейшая особенность «глобальности» – создание глобального информационного пространства. Созданные технологии коммуникации и информации способствуют новой всеобъемлющей коммуникационной интеграции мира. Данный этап развития характеризуется усилением взаимодействия составных элементов мировой структуры, изменением и преобразованием жизнедеятельности человечества. Мир оказывается опутанным различными информационно-коммуникационными сетями, которые функционируют поверх географических территорий, на глобальном уровне. Это новое технологическое состояние мира несомненно повлияло на трансформацию общественных отношений.

Ученые чаще всего обращают внимание на активизацию международных связей и контактов, на известную условность современных национальных границ; на втором месте оказывается развитие коммуникаций, объединяющих различные части мира; затем отмечаются взаимное обогащение культур, а также тот факт, что многие социальные и политические решения обретают свойство прямо и непосредственно воздействовать на ситуации, возникающие далеко за пределами той общности, решению проблем которой они призваны служить. Таким образом, возникает картина мира, в котором все его части и все происходящие в нем процессы взаимозависимы и взаимообусловлены. Экономисты, со своей стороны, отмечают активизацию международных финансовых трансакций, значительно возрастающую открытость рынков, увеличение объемов международной торговли (достигших почти 6 триллионов долл. в год) и прямых зарубежных инвестиций (общий объем которых превысил 3 триллиона долл.), освоение западных стандартов потребительской культуры и так далее; в результате они приходят к выводу, что в современных условиях крупные компании становятся субъектами процессов, охватывающих весь мир, а принимаемые их руководством решения непосредственно воздействуют на мировую экономику в целом. Глобализация рассматривается как транснациональный подход к организации глобальной системы, в основе которой лежат глобальные тенденции и институты, как процесс распространения информационных технологий, продуктов и систем по всему миру, несущий за собой экономическую и культурную интеграцию. Сторонники этого процесса видят в нем возможности дальнейшего прогресса при условии развития глобального информационного общества. Глобализация – это новая ситуация, характеризующаяся расширением возможностей для связи и обмена во всемирном масштабе, которая делает возможным построение «мировой системы». Глобализация – это экспорт и внедрение современной западной, социально-экономической и культурной модели (которая, в некоторых случаях, объединяет в себе определенные элементы других культур) по всему мируПод глобализацией понимается огромное увеличение масштабов мировой торговли и других процессов международного обмена в условиях все более открытой, интегрированной, не признающей границ мировой экономики. Речь идет, таким образом, не только о традиционной внешней торговле товарами и услугами, но и о валютных потоках, движении капитала, обмене технологиями, информацией и идеями, перемещении людей. В этом заключается экономическая трактовка понятия глобализации мира.

Представители иных наук в определении понятия глобализации тоже проявляют одностороннесть подходов. Глобализация – процесс стремительного формирования единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых, преимущественно компьютерных технологий (М. Делягин)[107]. В. Михеев определяет глобализацию, как «развитие экономической и политической взаимозависимости стран и регионов до такого уровня, на котором оказывается возможной и необходимой постановка вопроса о создании единого правового поля и экономического, и политического управления»[108]. По мнению М. Арчер, глобализация – это процесс, который приводит к охватывающему весь мир связыванию структур, культур и институтов[109]. Глобализацию представляют и как процесс, и как новую идеологию, и как этап развития человеческой цивилизации, и как неизбежную стадию исторической динамики. С.Л. Удовик определяет глобализацию как становление и гармонизацию многомерного и многоуровневого мира, процесс слияния мужского и женского начала, то есть обретение человечеством качественно нового состояния – самости или полноты существования[110]. По мнению министра Великобритании по делам международного развития К. Шорта, «глобализация» означает «растущую взаимозависимость и взаимосвязанность современного мира..., которая отражается в распространении глобальных норм и ценностей, демократии и глобальных соглашений и договоров, включая международные соглашения об охране окружающей среды и защите прав человека»[111]. В данном определении ключевыми словами также являются взаимозависимость и взаимосвязанность, характеризующие развитие международных отношений в планетарном масштабе. Несколько иную точку зрения высказывает хорватский политолог К. Юришич: «Глобализация – отражение феномена, который состоит в невозможности отделить международную политику от политики внутренней. Реальный выбор, перед которым стоят правительства разных стран... не в том, как противостоять глобализации, а как ею управлять»[112]. Подчеркивая усиление взаимозависимости мировой и национальной политики К. Юришич, в тоже время, считает ключевым выражение – управление процессами глобализации. У.Бек считает, что «глобализация» обозначает процессы, «в которых государства и их суверенитет вплетаются в паутину транснациональных международных акторов и подчиняются их властным возможностям, их ориентации и идентичности»[113]. В соответствии с данным образным определением У.Бека, к транснациональным международным акторам следует отнести таких участников глобализации как: национальные государства, ТНК, ООН, МВФ, МВБ и т.д. Устанавливаемые же между ними взаимосвязи и возникающие взаимозависимости образуют «паутину» или иерархию современной мировой структуры. Ключевыми словами в этом определении являются национальный суверенитет, политическая взаимозависимость и власть. Под глобализацией Р.У. Айбазов понимает " втягивание большей части человечества в единую систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на основе новейших средств телекоммуникации и информационных технологий" [114]. С точки зрения социологической составляющей, понятия «глобализации» А. Гидденс считал, что «глобализация» есть интенсификация мировых социальных отношений, сближающих самые отдаленные места и события. Ключевыми элементами данного определения являются: социальные отношения и их интенсификация, взаимосвязь как между географическими регионами так и различными событиями[115]. То есть здесь выделяются такие направления действия глобализационных процессов как регионализация и локализация. Другой исследователь данной проблематики Р.Робертсон считает, что «глобализация относится как к компрессии мира, так и к интенсификации осознания мира как целого... как к конкретной глобальной взаимозависимости, так и к осознанию глобального целого в двадцатом столетии»[116]. Тем самым он акцентирует внимание на целостности мира и осознании глобальности взаимозависимости. Неолибералы рассматривают глобализацию, как процесс постепенного преодоления государствами своих узкоэгоистических национальных интересов и становления «сообщества цивилизованных стран», являющегося результатом взаимопроникновения национальных экономик, интернационализации финансов, усиление роли крупнейших ТНК в мировой экономике, роста непосредственной конкуренции предприятий и фирм, независимо от их национальной принадлежности.

По мнению американского исследователя Т. Фридмана, глобализацией является “неукротимая интеграция рынков, наций-государств и технологий, позволяющая индивидуумам, корпорациям и нациям-государствам достигать любой точки мира быстрее, дальше, глубже и дешевле, чем когда бы то ни было прежде[117]. Глобализация означает распространение капитализма свободного рынка на практически все страны мира. Глобализация имеет свой собственный набор экономических правил, которые базируются на открытии, дерегуляции и приватизации национальных экономик с целью укрепления их конкурентоспособности и увеличения привлекательности для иностранного капитала”. Понимая под глобализацией многоаспектное явление, Б.Бади говорит о трех ее измерениях: 1) глобализация как постоянно идущий исторический процесс, 2) глобализация как гомогенизация и универсализация мира, 3) глобализация как разрушение национальных границ[118]. По М. Элброу, глобализация включает в себя «все те процессы, посредством которых народы земного шара объединяются в одно всемирное или глобальное общество»[119].

Согласно определению Международного валютного фонда глобализация означает “свободное передвижение потоков идей, людей, благ, услуг и капиталов, ведущих к все более возрастающей интеграции экономик и обществ”. С. Фишер, бывший первый заместитель директора-распорядителя МВФ и вице-президент “Сити-Банка”, в своем докладе от 26 августа 2000 года утверждал: “Технологический прогресс сыграл огромную роль в процессе распространения феномена глобализации. Мы сейчас находимся на пути становления единого мира”[120]. Международный банк реконструкции и развития описывает глобализацию как «увеличивающуюся экономическую взаимозависимость стран мира как следствие возрастающего объема и возрастающего многообразия международных перемещений товаров, услуг и интернациональных потоков капитала, а также все более быстрого и широкого распространения технологии»[121].

Можно привести немало определений глобализации, в которых авторы идеализируют это явление. “Глобализация – это процесс объединения и интеграции человечества, сопровождающийся ростом качества жизни и уровня благосостояния человечества, ускорением экономического и политического развития стран, активизацией обмена технологическими, научными и культурными достижениями между различными странами и народами” (В.И. Добреньков); «глобализация – это всемирное распространение либерально-капиталистической модели с присущим ей сочетанием политических и культурных ценностей" (П. Ратленд); «Глобализация – это процесс интенсивного обмена в технической, политической, социокультурной, производственной и финансовой сферах общественной жизни, связанный с интернационализацией экономик на базе научно-технического прогресса и более глубокого международного разделения труда». Московский институт проблем глобализации понимает глобализацию как взаимосвязь «информационной революции», прежде всего развитие интернета, и «интеграции финансовых рынков»[122]. Наконец, полное непонимание сути глобализации, или «нового мирового порядка», демонстрируют новорусские и вообще, говоря шире, либеральные круги России, собирающиеся «поучаствовать» в дележе мирового пирога, не замечая главного - делить будут Россию, Советский Союз уже поделили. Типичным образчиком такой маниловщины можно считать объемистый доклад института географии РАН «Геополитическое положение России: представления и реальность», подготовленный в сотрудничестве с итальянским фондом Дж. Аньелли. Ссылаясь на «представления значительной части политической элиты», авторы доклада утверждают: «Таким образом, Россия не собирается упустить шанс участвовать в формировании нового мирового порядка и стать значимым фактором его развития если не на этой, то хотя бы на следующей его фазе»[123]. Авторы предлагают отказаться от «внешней экспансии» и «глобальной миссии» России.

Опубликованы определения понятия глобализации мира и представителями антиглобалистских сил. Глобализация представляется В.Л. Иноземцеву теоретической конструкцией, призванной отразить формирование однополюсного мира, причем в качестве справедливого, если не идеального, мирового порядка. Понятием «глобализация» обозначается процесс обострения всего комплекса глобальных проблем и нарастания планетарной взаимозависимости различных стран и регионов мира (А.И. Костин). Генеральный секретарь ООН К. Анан в свое время заявил: «миллионы и миллионы граждан убеждаются на собственном опыте, что глобализация не подарок судьбы, а сила разрушения, подрывающая их материальное благополучие или их привычный образ жизни»[124]. По словам известного российского философа и политолога А.С. Панарина, “глобализацию можно определить как процесс ослабления традиционных территориальных, социокультурных и государственно-политических барьеров (некогда изолирующих народы друг от друга и в то же время предохраняющих их от неупорядоченных внешних воздействий) и становления новой, " беспротекционистской" системы международного взаимодействия и взаимозависимости”. К числу бесспорных фактов в определении современного мира как глобального А.С. Панарин относит факт растущей взаимозависимости стран и народов, переплетение их историй, возрастание влияния внешних факторов на внутреннее национальное развитие, постепенное формирование в каких-то измерениях единого экономического, информационного, научно-технического и иных “пространств”[125]. Под глобализацией, по мнению А.Н. Уткина, можно понимать всемирное распространение культурных, социальных, экономических, финансовых, политических, технологических, информационных механизмов западной цивилизации. «Глобализация» означает не что иное, как целенаправленная стратегия монополистического капитала и американского империализма, имеющая целью окончательное закрепление экономического неравенства в мире и эксплуатацию «периферийных» и «полупериферийных» регионов и государств крупнейшими монополиями «мирового центра». Это результат победы Запада во главе с США в холодной войне над СССР и закономерный процесс распространения гегемонии единственной сверхдержавы на остальной мир. А.И. Уткин в книге «Мировой порядок XXI века» дает такое определение этому понятию: глобализация – это слияние национальных экономик в единую, общемировую систему, основанную на новой легкости перемещения капитала, на новой информационной открытости мира, на технологической революции, на приверженности развитых индустриальных стран либерализации движения товаров и капитала, на основе коммуникационного сближения, планетарной научной революции, межнациональных социальных движений, новых видов транспорта, реализации телекоммуникационных технологий, интернационального образования[126].

 

 

Можно заметить что в связи с огромным разбросом политических пристрастий в современной мировой науке единого общепризнанного определения глобализации не существует; имеющиеся формулировки носят описательный, либо взаимоисключающий характер. Приведем еще некоторые определения этого понятия:

 

Глобализация представляет собой процесс преобразования мирового социально-экономического и социокультурного пространства в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются информационные потоки, идеи, ценности и их носители, капиталы, товары и услуги, стандарты поведения и моды, видоизменяя миропредставление, деятельность социальных институтов, общностей и индивидов, механизмы их взаимодействия (Е. Бабосов).

 

Под глобализацией следует понимать втягивание большей части человечества в единую систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на основе новейших средств телекоммуникаций и информационных технологий (О.А. Звонарева).

 

Глобализация представляет собой сознательную политику государств, укрепляющую интеграционную сплоченность мира и в итоге ведущую к возникновению единой мировой экономики (Казаринова Д.Б.).

 

Глобализа́ ция – процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, основными характеристиками которого являются распространение капитализма по всему миру, мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты денежных, человеческих и производственных ресурсов, а также стандартизация экономических и технологических процессов и сближение культур разных стран (Айбазов Р.У.).

 

Глобализация – процесс углубления и уплотнения в масштабах всей планеты многообразных общественных связей, достижения нового уровня интегрированности, целостности и взаимозависимости в мире, прежде всего в экономике, коммуникациях, финансах, политике и постепенно – в других областях общественной жизни (Биндюков Н.Г.).

 

Глобализация – это реально протекающий, сложный и многомерный комплекс различных процессов, включающий интенсификацию межгосударственных экономических, политических, социальных, культурных связей, трансформацию мировой экономики и формирование глобальных рынков, широкое распространение западной системы либерально-демократических ценностей и одновременно их усиливающееся неприятие (Е.Г. Лукьянова).

 

Под глобализацией мы понимаем политику, которая направлена на культурное доминирование какой-либо страны или нескольких стран в мире (В.П. Даниленко).

 

Глобализация – расчеловечивание, тотальная унификация (И.Я. Медведева).

 

Глобализация – обеспечивание жизни своих за счет чужих” (Т.Л. Шишова).

 

Глобализация – мировая война нового типа (А.Зиновьев).

 

Глобализация – это распространение своих интересов на остальной мир, решение своих проблем конфортности за счет остального человечества. Это модель «заметания мусора под чужую кровать» (С. Валянский).

 

Глобализация – это одновременно повод и практическое средство для привилегированных групп избавиться от «стеснительного» национального и социального контроля (А.С. Панарин).

 

Глобализация – это экономический процесс, когда богатые страны богатеют за счет других стран (А.П. Паршев).

 

Глобализация есть формирование нового мирового порядка, характеризуемого слиянием, как правило, принудительно, национальных экономик в одну единую экономическую систему, уничтожением национальных государственных правительств и государственных границ (В.А. Кутырев).

 

Глобализация не одноразовый процесс, протекающий в какой-либо отдельной сфере, а совокупность множественных процессов, происходящих в самых различных сферах жизни общества и государства. Это системная, многоаспектная и разноуровневая интеграция различных существующих в мире государственно-правовых, экономико-финансовых и общественно-политических институтов, идей, принципов, связей, морально-политических, материальных и иных ценностей, разнообразных отношений (М.Н. Марченко).

 

Необходимо признать, что за многогранными проявлениями процесса глобализации его глубинная сущность скрывается настолько, что практически до сих пор не получила четкого определения. Обычно говорят, что глобализация представляет собой " социальный процесс, в ходе которого стираются географические границы социальных и культурных систем, и население все более осознает исчезновение этих границ"; таким образом, даже на этом примере видно, какое значение придают ученые, с одной стороны, чисто количественным измерениям глобализации, с другой – ее субъективному восприятию.

Таким образом, множественность смыслов понятия глобализации свидетельствует о том, что: во-первых, «глобализация» – это социальная действительность, которая характеризуется различными параметрами, а во-вторых, «глобализация» – это сложный и разносторонний процесс, в результате которого происходит усиление взаимосвязей между различными мировыми структурами, культурами, нациями и народами, а также между отдельными индивидами.

Ближайшее по смыслу понятию «глобализация» слово — «глобальный», что означает: 1) относящийся к территории всего земного шара, охватывающий весь земной шар, всемирный; 2) всесторонний, всеобщий, универсальный. Глобализация действительно есть некий процесс, охватывающий весь земной шар, или всемирный процесс. Отсюда же следует, что слово «глобализация» само по себе ничего не значит, ибо лишено всякого содержания. На самом деле слово «глобализация» обретает смысл только тогда, когда указан предмет глобализации. Следует различать духовные, информационно-технологические, политические, экономические, социальные, юридические, культурные и некоторые другие аспекты глобализационных процессов.

Можно заметить, что глобализацию представляют и как процесс, и как новую идеологию, и как этап развития человеческой цивилизации, и как неизбежную стадию исторической динамики. Все эти определения имеют право на существование. С их помощью можно объяснять те или иные процессы в зависимости от задач и методологических установок исследователя. Но уже сейчас становится ясно, что многие определения, которые ставят в основу только экономический аспект, постепенно изживают себя. Сдвиги внутри отдельных дисциплин, развитие междисциплинарного подхода образует предпосылки, необходимые для выработки обобщенного, или наддисциплинарного образа глобализации. Кроме того, необходимо отметить, что различные процессы, характеризующие общее явление – глобализацию, – становятся предметом изучения глобалистики. Глобалистика вырабатывает новейшие способы изучения мира – междисциплинарный и наддисциплинарный познавательный метод, который диктует необходимость рассмотрения мира в различных его измерениях с последующим их синтезом в единой модели глобального мира.

В многообразных определениях сущности глобализации обнаруживаются общие черты, которые сводятся к следующему:

 

а) это объективный естественно-исторический процесс, характеризующий внутренние потребности развития современной цивилизации, с наибольшей интенсивностью проявившийся в последней четверти ХХ века;

 

б) это системный процесс, проявляющийся в умножении и усложнении социальных связей, действие которого приводит к наднациональной и надгосударственной интеграции прежде всего в сфере экономики, техники и технологии, информации, политики, права, управления и возникновению в результате некоей сложной системы, которая начинает функционировать как единый организм со своими структурами и институтами;

 

в) в ходе этого процесса возникают затрагивающие основы существования человечества (социума и отдельного человека) проблемы, решение которых невозможно локальными усилиями (так называемые глобальные проблемы);

 

г) развертывание процесса глобализации в современной цивилизации оказывает влияние на жизнь общества (формирование новых потребностей, условий и форм коммуникации, ценностных ориентации, форм и способов самоидентификации личностей и социальных групп), на образ жизни и менталитет людей;

 

д) складываются особые отношения между глобализацией как качественной характеристикой уровня развития современной цивилизации и государственностью. С одной стороны, появляются новые формы и приемы функционирования государства, С другой – возникают предпосылки для отмирания государственности.

 

В реальности глобализация ни в коей мере не является «естественным» процессом, эволюционно вырастающим при развитии структур мирового капитализма в новых технических условиях. Слово «естественный» в приложении к социальным и особенно международным юридическим процес­сам в принципе является идеологическим штампом, предназначенным для манипуляции сознанием. Глобализацию нередко определяют как стихийный процесс, что также служит дополнительным обоснованием объективности данного процесса.По мнению М.Н. Марченко, глобализация «является объективным, никем не инспирированным «извне», естественным процессом»[127]. А.С. Пиголкин делал категоричный вывод о том, что «глобализация так же объективно неизбежна, как происшедшее в свое время крушение родовой организации общества с ее коллективизмом и всеобщим равенством[128]». В действительности важнейшая системообразующая особенность современной глобализации – ее ярко выраженная управляемость. Хотя глобализационные процессы обусловлены общей интернационализацией жизни на планете и, казалось бы, стихийны, на самом деле они умело направляются в русло рыночной экономики, в рамки ее концептуально капиталистической, неолиберальной модели, а затем – к мировой сверхтоталитарной диктатуре. Глобализация – не объективный, но реальный процесс, перешедший в конце ХХ столетия из разряда тенденции в цивилизационный стандарт эпохи.

Ложь глобализма заключается в том, что процессы глобализации естественны и неизбежны. Но здесь нам необходимо отличать процессы естественной интеграции народов в различных жизненных сферах от процесса глобального сосредоточения власти в руках так называемой «мировой элиты». Р. Кларк прямо пишет: «Как иначе Соединенным Штатам, которым принадлежат 75 % средств в МВФ и ВТО, назвать атаку на чужие земли и народы, которые еще не успели перекопать и искорежить свои земли, богатые природными ресурсами? Старый термин «колонизация» может не понравиться, особенно тем народам, которые уже неоднократно глобализировались… Глобализация – это эвфемизм, и не более того»[129].

«Глобализация далека от того, чтобы оставаться просто “вне контроля”, она, напротив, представляет собой объект новых форм многостороннего регулирования и многостороннего управления… разные и осознанные политические или экономические проекты национальных элит и межнациональных социальных сил», – утверждают Хелд, Гольдблатт, Макгрю, Перратон[130]. Главным проводником глобализации мира являются США – оплот международного мегакапитала.

Глобализация проявляется в том, что политико-юридические и социально-экономические процессы в одной части мира во определяют происходящее во всех других частях мира. При этом мы наблюдаем однонаправленную устойчивую тенденцию диктата со стороны Запада Востоку своей воли. “Все большее влияние на развитие цивилизации оказывает сравнительно небольшое число индустриально развитых государств (Большая семерка, США, Япония), – констатировал А.С. Пиголкин. – Они определяют политику основных межгосударственных объединений, судьбу планеты. Уделом же других государств является приспособление к условиям, формируемым практически без их участия”[131]. Происходит сжатие пространства, время спрессовывается, географические и межгосударственные границы становятся все более прозрачными и легко преодолимыми. Потоки людей, капиталов, товаров, услуг и информации с возрастающей интенсивностью циркулируют по планете. Земля становится совсем «маленькой», а, значит, хрупкой. Необычайно увеличивается скорость и динамика исторических изменений. Отдельный человек в течение своей короткой жизни становится свидетелем и участником таких исторических по своему характеру изменений, которые в прошлом растягивались на века.

Таким образом, глобализация мира – это диалектический процесс социальной действительности, характеризующийся усилением взаимосвязи и взаимозависимости между субъектом и объектом. В тоже время, «глобализация» определяется глубинной трансформацией процессов интернационализации хозяйственной, культурной и политической жизни человечества, их резкое ускорение и глубокое качественное преобразование (Г.В. Рублев). Следовательно, «глобализация» определяет динамику мирового развития, в результате которого формируется единое политическое, экономическое, информационное, социальное и юридическое пространство с новыми уровнями интегрированности, целостности, взаимозависимости и т.п. При таком рассмотрении «глобализация» является переходным периодом человечества к более крупным системообразующим общественным единицам как региональным (континентальным объединениям – конгломератам), так и глобальным (мировому сообществу, Мировому правительству). Результат этого переходного периода во многом зависит от движущих сил, форм, методов и механизмов, через которые он будет реализовываться. На глобализационные процессы оказывают влияние большое число глубинных переходных трансформаций, происходящих в различных сферах: духовно-культурной, политической, экономической, социальной и правовой.

Глобализацию нельзя рассматривать в статике, это динамический, поэтапный процесс, которому присущи временная протяженность, стадиальность и все ускоряющийся темп развития. Человечество вступило в очередную переходную по своему характеру, сверхдинамичную эпоху, кратко именуемую «эпохой глобализации». Этот период насыщен разного рода изменениями, которые в целом носят антисистемный характер.

Следует отметить, что термин «переходность» обозначает преобразование, превращение, которое обусловлено сложным взаимодействием внешних и внутренних факторов развития, свойственного самой природе. Причем данное сложное взаимодействие представляет собой органичную непрерывную взаимосвязь и столкновение различного рода противоречий. Тогда развитие происходит как процесс постепенного накопления количественных изменений, который приводит к коренным качественным изменениям, где последние происходят внезапно в виде системного перехода от одного состояния к другому. Переплетаясь и взаимодействуя, они переводят мировую систему в новое состояние, которое уже будет характеризоваться новыми свойствами, отличными от тех, которые задавали предыдущее состояние. И как справедливо заметил немецкий экономист Л. Эрхард «синтез элементов развития рождает новое качество». Поэтому в общественных науках термин «переходность» стал активно использоваться для описания качественно новой картины происходящих изменений.

На современном историческом этапе развития глубинные трансформации, переплетаясь и тесно взаимодействуя, затрагивают весь общественный спектр мирового сообщества. Они оказывают непосредственное влияние на жизненную среду обитания человечества, переводя ее в новое качественное состояние, которое характеризуется определенными свойствами среды, отличающимися от прежних свойств. Поэтому для анализа трансформаций необходимо изучить причины и механизмы изменения отдельных объектов, эволюционное усложнение всей системы в целом, так как вне зависимости от нашего желания или от наших представлений «глобализация» проявляется в разновекторном развитии мира, изменяя его изнутри. В соответствии с такой постановкой все теоретические модели и эмпирические факты не только фиксируют данные процессы «глобализации», но и помогают анализу и прогнозированию общественных процессов. Следовательно, анализируя глубинные трансформации можно исследовать методологическую сущность «глобализации», выявить амбивалентность и противоречивость ее развития, выделить вертикальную и горизонтальную составляющую ее динамики, изучить влияние пространственного и временного факторов, рассмотреть причинно-следственные связи и взаимодействия между объектом и субъектом.

Глобализацию отличают еще от интернационализации; это взаимосвязанные, но качественно иные процессы. Интернационализация предполагает выход чего-то ранее сугубо внутреннего за начальные рамки; или же объединение действий нескольких субъектов мировой культуры, экономики и политики вокруг общих для них задач, целей, вида деятельно­сти. Она в принципе универсальна по охватывае­мым субъектам и пространству, хотя не вовлекает всех участников международной деятельности. Глобализация отрицает национальное как нечто безнадежно устаревшее и мешающее его победному шествию. Транснациональные корпорации как проводники глобализации – по своей сути учреждения сверхнациональные, наднациональные, вненациональные.

Глобализацию можно назвать процессом тотальной интеграции. Тем не менее, она принципиально отличается от всех форм интеграции, существовавших в мировой истории ранее. Человечество до сих пор было знакомо с двумя формами интеграции:

1. Какая-либо сильная держава насильственно пытается «присоединить» другие страны, и такую форму интеграции мы можем назвать интеграцией с помощью принуждения (силы). Так создавались многие империи.

2. Добровольное объединение стран для достижения общей цели. Это добровольная форма интеграции.

В обоих случаях те территории, на которых осуществлялась интеграция, были сравнительно невелики и не достигали масштабов, характерных для современного процесса глобализации. Преобразование национально-государственных корпораций в транснациональные, в первую очередь, требует единообразного политического и юридического пространства для того, чтобы обеспечить безопасность капитала. Глобализация – есть объединение в интересах «золотого миллиарда», направленное против интересов большинства человечества, против самобытного развития народов.

Глобализацию мира не стоит отождествлять и с процессом унификации, поскольку унификация выступает всего лишь методом глобализации, к тому же используемым не на всех, а на поздних этапах этого процессса.

Термин “глобализация” беспредметен, им намеренно пользуются для затушевывания происходящих в мире процессов. Идея глобализации мира – есть идея узкосоциальная, а не общемировая. Сущность глобализации, на наш взгляд, в самом кратком определении заключается в том, что это не объективный и не естественный процесс подчинения человечества тоталитарной власти Мирового правительства. Сам термин «глобализация» выступает идеологемой, прикрывающей стремления «золотого миллиарда» установить новый мировой порядок с высоким уровнем потребления для себя и изощренной кабалы для остальных. Манипуляторство современных глобалистов выражается в субъективном своеволии, которое прикрывается призывами к признанию фатальной неизбежности конца истории и однополярного мира. На самом деле глобализация представляет собой замысел всех человеконенавистнических сил, выдающих свою деструктивную волю за общечеловеческие ценности. Глобализация – это субъективный фактор, выражающий нетерпение антигуманистических сил в их стремлении к мировому господству. Понятие глобализации фиксирует кульминацию процессов разгосударствления, обезбожения и расчеловечивания мира, который становится все более бесправным и все более субординационным.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

  1. Приведите определения понятия «глобализация мира», предлагаемые сторонниками и противниками глобализма
  2. Попытайтесь сформулировать признаки глобализации мира.
  3. Проведите соотношение понятия глобализации мира с близкими по смыслу – " интернационализацией мира», «интеграцией», «унификацией», «переходностью» и т.п.
  4. Обоснуйте свое понимание процессов глобализации мира.
  5. Насколько глобализация мира является объективным и естественным процессом, на Ваш взгляд?

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.