Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эфемерность (свобода толкования права обеспечивает возможность подмены духа права псевдодуховными принципами либо буквой закона).






О виртуализации применительно к праву можно говорить постольку, поскольку право становится похожим на виртуальную реальность, то есть может описываться с помощью тех же характеристик. Виртуализация в таком случае –- это любое замещение реальности ее симуляцией/образом – не обязательно с помощью компьютерной техники, но обязательно с применением логики виртуальной реальности. Эту логику можно наблюдать и там, где компьютеры непосредственно не используются. Например, «виртуальным правосудием» можно назвать то, в котором судебная процедура осуществляется преимущественно через Internet, и то, в котором криминальные структуры восстанавливают справедливость, принимая роль правоохранительной структуры. Виртуальным законотворчеством можно назвать Internet-голосования с помощью web-страниц и посредством очного присутствия депутатов на рабочих местах законодательного органа, когда нет реальной политической воли что-либо улучшить с принятием нового закона.

Использование категории «виртуальное право» уместно в тех случаях, когда субъекты управления обществом занимаются фиктивным нормотворчеством, творят декларативные законы, не обеспечивают реализацию принятых норм, допускают теневое регулирование общественных отношений, замещают собственно правовые ценности деструктивными установками, создают избыточный и противоречивый нормативный массив, осуществляют вместо собственно правового регулирования электронное, идеологическое, психологическое, психотропное, нейролингвистическое и пр. программирование (зомбирование, манипулирование). Виртуализация права предполагает замещение институционально определенных действий и симуляцию институционального порядка. Распространение компьютерных технологий в правовой сфере нередко вызывается стремлением компенсировать с помощью компьютерных симуляций искажение и отсутствие социальной реальности.

Отчужденный от собственный природы человек ищет забвения и удовольствия в виртуальной реальности. Для огромного числа современников смыслом жизни стало погружение в миры компьютерных симуляции и " бродяжничество" по сети Internet. В этой виртуальной реальности человек-пользователь имеет дело не с вещью (располагаемым), а с симуляцией (изображаемым). Человек, погруженный в виртуальную реальность, увлеченно " живет" в ней, сознавая ее условность, управляемость ее параметров и возможность выхода из нее. Перспектива того, что отношения между людьми примут форму отношений между образами, и есть перспектива виртуализации права. В этой перспективе появляется возможность трактовать общественные связи и изменения с помощью дихотомии " реальное/виртуальное". Виртуализация права выступает как единый эталон новой юридической революции.

А. Турен фиксирует ту же тенденцию " исчезновения" социального, когда пишет, что общество ныне предстает не как " институционально регулируемое целое", а как " арена конфликтов из-за использования символических благ" [83]. В такой ситуации право переопределяется. С переходом к глобализации мира, при которой духовно-нравственные ценности не актуальны, право, которое изначально является духовной реальностью утрачивает устойчивость и определенность. И тогда правоведы начинают говорить об эфемерности, нестабильности, неопределенности, парадоксальности, иррациональности или вовсе об исчезновении права. Право не исчезает, хотя при глобализме перестает быть реальным. Ведь отнесение к праву тех или иных правил, принципов и институтов определяется вовсе не свойствами нормативности или плюрализмом толкования, а отношением к ним как жизненно важным, вечным, абсолютным.

В силу того, что право есть, по сути, проявление Духа, деактуализацией духовных ценностей право виртуализируется: оно становится эфемерным, абсурдным, ирреальным, но продолжает существовать как феномен правосознания целого ряда субъектов. Говоря об утрате реального права при переходе к глобализации мира, заметим, что дефицит реальности права – не просто дефицит нравственных принципов и добрых поступков. Можно видеть нарастающее перепроизводство морализаторских и псевдо-моральных учений в качестве знаков реального права. Вызывает опасение ценностное наполнение юридических учений и поступков. Утрата реальности права – это утрата различения знака-образа и реального духовного явления. И если при переходе к глобализации мира действующее законодательство маскирует и извращает подлинную реальность права, то по завершении этого процесса законы уже не будут иметь никакой связи с подлинным правом и с какой бы то ни было реальностью права.

Распредмечивание права предстает как симуляция, скрывающая отсутствие " подлинной реальности" права. Дефицит права компенсируется на современном этапе интенсивной знаковой манипуляцией. Отсюда – " перепроизводство" законодательных актов и типов правопонимания.

Распредмечивание права – это сугубо негативная характеристика. Она указывает на отрицание правовой традиции и характеризует новое лишь как отсутствие традиции. Но право, распредмечиваясь, не исчезает. Как особое духовное явление и проявление Духа право способно на " бесплотное" существование в неписанном виде. В этом случае право воплощается не в законодательстве и деятельности правоохранительных органов, а в чувствах и мыслях целого ряда людей, архетипах правового сознания и стереотипах поведения. Будучи выраженным в правосознании хотя бы части общества, право остается реальностью. Нереальным право становится в случае игнорирования и замалчивания его духовно-нравственных оснований.

Постмодернизм дает желающим право игнорировать правовую реальность. Плюрализм правопонимания означает возможность уходить от истины – видеть действительность не такой, какой она есть. Превращение в первое десятилетие XXI в. правовой реальности в эфемерную, нестабильную, описываемую постмодернистским принципом anything goes, явно коррелирует с возрастанием в жизни людей роли различного рода симулякров – образов реальности, замещающих саму реальность. Необозримая масса нормативных актов, принимаемая многочисленными субъектами нормотворчества, призвана симулировать правовое регулирование и дезориентировать общественное мнение.

Виртуализация права предполагает взаимодействие человека не с духовно-нравственными принципами, служащими абсолютными критериями разрешения правовых споров, а с законодательными, ведомственными и судебными симуляциями. Под виртуальными нормами права можно понимать массив юридичесих установлений, имеющих спекулятивный источник происхождения, оторванный от реальных общественных отношений и не преследующий цели упорядочения общественной жизни.

В эпоху глобализации мира человек погружается в виртуальную реальность симуляций и во все большей степени воспринимает право как игровую среду, сознавая ее условность, управляемость ее параметров и возможность выхода из нее. Различение традиционного и нового типов правопорядка с помощью дихотомии " реальное/виртуальное" позволяет ввести понятие виртуализации права как процесса замещения институционализированных практик симуляциями. Таким образом, термин " виртуализация права" оказывается адекватным феноменам, описываемым как постмодернизм и распредмечивание права.

Применительно к праву в целом, виртуализация предстает не как единый процесс, а скорее – как серия разнородных, но однонаправленных тенденций в государственно-правовой сфере. Ориентация юридической практики не на реальные общественные отношения, а на образы оборачивается симуляцией социальных институтов, поскольку следование социальным ролям становится виртуальным. Институты сами становятся образами, превращаются в своего рода виртуальную реальность.

Если экономический либо политический успех больше зависит от образов, чем от реальных правоотношений, если образ более действенен, чем реальность, то можно сделать вывод о том, что социальные институты – рынок, корпорация, государство, политические партии перестают быть социальной реальностью и становятся реальностью виртуальной. Традиционные правовые институты как совокупности правил, регулирующих взаимодействие людей в той или иной сфере жизнедеятельности и превращающих это взаимодействие в систему социальных ролей существовали автономно от индивидов, представляли собой " социальную реальность": была система норм, с которыми необходимо было считаться, статус индивида однозначно был привязан к той или иной социальной роли – предпринимателя, наемного работника, государственного служащего, избирателя. Теперь же, когда следование нормам и исполнение ролей может быть виртуальным, правовые институты, теряя свою власть над индивидом, становятся образом, включаемым в игру образов.

Правовые институты виртуализируются. Их нынешнее существование вполне адекватно описывается тремя характеристиками виртуальной реальности: нематериальность воздействия, условность параметров, эфемерность. Эффект следования институциональным нормам достигается за счет образов – симуляций реальных вещей и поступков; образы стилизуются в зависимости от того, как трактуется участниками взаимодействия институциональная принадлежность ситуации взаимодействия; выбор (и борьба за право выбора) институциональной принадлежности превращает каждый отдельный институт в периодически " включаемую" и " выключаемую" в контекст взаимодействия.

Виртуализация права – суть ложное бытие права. Ложное бытие права выдавливает духовно-нравственные абсолюты, оставляет перевернутые нормативы. Пребывая в такой юридической системе, человек испытывает постоянное чувство абсурда и беззащитность.

Институциональный строй общества симулируется, а не ликвидируется, т.к. он, сохраняя атрибутику реальности, служит своего рода виртуальной операционной средой, в которой удобно создавать и транслировать образы и которая открыта для входа/выхода. В этом смысле современное общество похоже на операционную систему Windows, которая сохраняет атрибутику реальности, симулируя на экране монитора нажатие кнопок калькулятора или размещение карточек каталога в ящике. Сохраняется образ тех вещей, от реального использования которых как раз и избавляет применение компьютерной технологии.

Компьютерные технологии и, прежде всего технологии виртуальной реальности, вызванные к жизни императивом рационализации общества, оказались эффективным инструментарием симуляции права. И теперь императив симуляции ведет к превращению компьютерных технологий в инфраструктуру всякого человеческого действия и к превращению логики виртуальной реальности в парадигмальную для этого действия. Действует императив виртуализации, своего рода воля к виртуальности, которая трансформирует все сферы жизнедеятельности, как они сложились в процессе модернизации. Таким образом определяется роль микропроцессорных технологий: они представляют собой инфраструктуру распредмечивания/виртуализации права.

Микропроцессорные технологии обеспечивают свободу входа/выхода как возможность для индивида уходить из-под контроля правовых институтов. Так, например, Internet, интегрирующий все микропроцессорные технологии в глобальную сеть, позволяет избавить коммуникации от контроля любых правовых институтов и расширяет практику неинституционализированных взаимодействий. Internet – это средство и среда существования без и вне общества. Общество как система, то есть как нормативная структура, не функционирует в процессе коммуникаций, осуществляемых через Internet.

Глобальным и историческим социокультурным феноменом Internet стал только тогда, когда через Сеть хлынули потоки неинституционализированных, неподконтрольных обществу коммуникаций. Неинституциональность коммуникаций, осуществляемых в Internet, служит причиной постоянных конфликтов, в основе которых уход пользователей-хакеров, киберпанков и просто обывателей из-под социального контроля.

В сети Internet традиционные правовые институты не могут функционировать в виде нормативных структур, но они существуют в Сети как образы, которые можно транслировать и которыми можно манипулировать. Институциональность в Internet симулируется: коммуникациям придается образ институционализированных действий в том случае, если этого требуют привычки и стандарты восприятия партнеров по коммуникации.

Коммуникации, осуществляемые через Internet, не ориентированы на институциональные и групповые нормы, направляющие деятельность людей в их не-сетевой жизни. Более того, Internet – среда развития виртуальных сообществ, альтернативных реальному обществу. Общение через Internet как раз и привлекательно обезличенностью, а еще более – возможностью конструировать и трансформировать виртуальную личность.

Потеря объективизированного критерия истины многократно усиливает стремление к комфорту индивидуального правосознания. Утратив возможность преследовать истину, оно жаждет хотя бы ее эрзаца и получает заранее приготовленный эрзац правовых ценностей. Субъект права начинает игнорировать реальность, которая по каким-либо причинам его не устраивает. Современное право структурируется волей к виртуальности. Новые нормы возникают как следствия конкуренции образов-стилизаций. Эти виртуальные нормы трансформируют привычную структуру права во всех правовых семьях мира.

Итак, на основе анализа тенденций, характерных для права в эпоху глобализации, можно сделать вывод, что ориентация юридической практики не на реальные общественные отношения, а на образы ведет к симуляции правовых институтов (виртуальное следование ролям). Правовые институты сами становятся образами, превращаясь в своего рода виртуальную реальность.

 

 

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Определите понятие виртуализации права.

2. Назовите проявления виртуализации права.

3. Чем реальность отличается от виртуальности в правовой сфере?

4. Каков механизм виртуализации права?

5. Охарактеризуйте роль компьютерных технологий

для виртуализации права.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.