Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: «Работа практического психолога с дошкольниками «группы риска».






Практические психологи, работающие с детьми, достаточно часто сталкиваются со случаями осложнений психического развития, большая часть из которых является лишь отклонением от нормы, а не симптомом психического заболевания.

Нельзя забывать и о том, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием ребенком одного из кризисов развития (1 год, 3 года, 7 лет). Эти периоды в жизни ребенка, несмотря на видимую трудновоспитуемость, свидетельствуют о нормальном ходе психического и личностного развития. Воздействие на ребенка, переживающего кризис, должно быть направлено не столько на коррекцию его поведения, сколько на перестройку сложившейся системы отношений взрослого и ребенка.

Лечение тяжелых психических и нервных заболеваний не входит в компетенцию практического психолога, работающего с дошкольниками. Мы остановимся на характеристике только тех нарушений развития, которые можно считать типичными для психически здоровых детей.

Как определить степень тяжести имеющегося у ребенка психического расстройства. М. Раттер предлагает критерии оценки отклонений в поведении ребенка:

1. Нормы, соответствующие возрасту и полу ребенка.

2. Длительность сохранения расстройства (страхи, припадки и т.д. – часто, если длительно (месяцы и годы) – должны вызывать тревогу).

3. Жизненные обстоятельства (рождение младшего брата, сестры, перемена детского сада, группы, как следствие нарушение в поведении).

4. Социокультурное окружение. Культурные различия в обществе значительно влияют на поведение детей.

5. Степень нарушения. Отдельные симптомы нарушений встречаются чаще, чем целый ряд симптомов одновременно. Более пристального внимания требуют дети со множественными эмоциональными и поведенческими расстройствами, особенно если они касаются различных сторон психической жизни.

6. Тип симптома. Одни симптомы бывают обусловлены неверным воспитанием ребенка, другие – психическими расстройствами. Например, грызение ногтей – привычка, одинаково часто встречающаяся у нормальных и у психически больных детей, поэтому сам по себе этот симптом ни о чем не говорит. В то же время нарушения отношений со сверстниками чаще бывают связаны именно с расстройством и требуют более пристального внимания.

7. Тяжесть и частота симптомов. Умеренные, изредка возникающие трудности поведения для детей более обычны, нежели серьезные, часто проявляющиеся расстройства. Важно выяснить частоту и длительность проявления неблагоприятных симптомов.

8. Изменение поведения. Анализируя детское поведение, следует сравнивать его не только с возрастными нормами, свойственные детям этого возраста вообще, но и с теми, которые обычны для данного ребенка. Следует внимательно относиться к изменениям в поведении ребенка, которые трудно объяснить закономерностями нормального развития.

9. Ситуационная специфичность симптома. Симптом, проявление которого не зависит от ситуации, отражает более серьезное расстройство, чем симптом, возникающий только в определенной ситуации.

Наиболее часто встречающиеся трудности в поведении и развитии детей дошкольного возраста можно разделить на следующие группы:

1. Нарушение поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность).

2. Отставание в развитии (педагогическая запущенность, ЗПР, умственная отсталость).

3. Различные формы детской нервозности (невропатия, неврозы, страхи) – не входят в компетентность детского практического психолога, однако психолог должен уметь дифференцировать подобные случаи, чтобы своевременно направить ребенка к детскому психоневрологу.

Осложнения психического и личностного развития ребенка обусловлены, как правило двумя факторами: ошибками воспитания и определенной незрелостью или типичными поражениями нервной системы Зачастую оба эти фактора действуют одновременно, так как взрослые нередко недооценивают или игнорируют (или не знают) те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей поведения и пытаются «исправить» ребенка различными неадекватными воспитательными воздействиями.

Очень важно, поэтому уметь выявить истинные причины поведения ребенка, тревожащего родителей и воспитателей, и наметить пути коррекционной работы с ним. Для этого психолог должен хорошо представить себе симптоматику нарушений психического развития детей, знание которого позволит психологу не только правильно построить работу с ребенком, но и определить, не переходят ли те или иные осложнения в болезненные формы, требующие помощи медиков.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.