Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Агрессивность.






Многим маленьким детям свойственная агрессивность. Переживания и разочарования ребенка, которые взрослым кажутся мелкими и незначительными оказавшимися острыми и труднопереносимыми для ребенка в силу незрелости его нервной системы, поэтому наиболее удовлетворительной для ребенка может оказаться и физическая реакция, особенно при ограниченности способности ребенка к самовыражению.

Выделяются две наиболее частые причины агрессии у детей:

1. Это боязнь быть травмированным, обиженным, подвергающимся нападению, получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх.

2. Это пережитая обида, или душевная травма, само нападение. Часто страх возникает из-за нарушенных социальных отношений ребенка и окружающих его взрослых.

Агрессия может быть физической и вербальной.

Физическая агрессия может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Иногда агрессивность и разрушительность совпадает, и тогда ребенок швыряет игрушки в других детей или взрослых. Такое поведение в любом случае мотивировано потребностью во внимании, какими-то драматическими событиями.

За вербальной агрессией (оскорбляют, дразнят, ругаются) часто стоит не удовлетворенная потребность почувствовать себя сильными или отыграться за собственные обиды. Иногда дети ругаются совершенно невинно, не понимая значения слов. В других случаях ребенок, не понимая значения бранного слова, использует его, желая огорчить взрослых или досадить кому-либо. Бывает и так, что брань является средством выражения эмоций и в неожиданных, в неприятных ситуациях: ребенок упал, расшибся, его подразнили или задели. В этом случае ребенку полезно дать альтернативу брани – слова, которые можно с чувством произнести в качестве разрядки («елки-палки», «пропади пропадом» и др.).

Как работать с детьми, проявляющими агрессивность. Если психолог приходит к выводу, что агрессия ребенка не носит болезненного характера и не свидетельствует о более тяжелом психологическом отклонении, то общая тактика работы состоит в том, что бы постепенно научить ребенка выражать свое неудовлетворение в социально приемлемых формах (Дж. Лешли). Важны постоянство и последовательность в реакции выбранных взрослыми типа поведения по отношению к ребенку.

Первый шаг – попытка сдержать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлениями. В отношении физической агрессии это сделать легче, чем в отношении вербальной. Можно остановить ребенка громкой речью, отвлечь игрушкой или каким-то занятием, создать физическое препятствие агрессии (отвести руку, удержать за плечи).

Если акт агрессии предотвратить не удалось, надо обязательно показать ребенку, что такое поведение абсолютно не приемлемо. Проявивший агрессию ребенок, подвергается суровому осуждению, а его «жертва» окружается повышенным внимание и заботой взрослого. Такое положение может ясно показать ребенку, что сам он только проиграет от таких поступков.

В случае разрушительной агрессии взрослый должен обязательно кратко, но однозначно выразить свое недовольство подобным поведением. Очень полезно каждый раз предлагать ребенку устранить учиненный им разгром. Чаще всего ребенок отвечает отказом, но рано или поздно он может откликнуться на слова: «Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы все порушить, поэтому я уверена, что ты поможешь мне прибрать». Уборка как наказание за содеянное неэффективна; лейтмотивом взрослого должна быть уверенность в том, что «большой (ая)» мальчик (девочка) должны нести ответственность за свои дела. Если ребенок все же поможет убраться, он обязательно должен услышать искреннее «спасибо».

Вербальную агрессию предотвратить трудно, поэтому почти всегда приходится действовать после того, как акт агрессии уже свершился. Если обидные слова ребенка адресуются взрослому, то целесообразно вообще проигнорировать их, но при этом необходимо понять, какие чувства и переживания ребенка стояли за ними. Может быть, он хочет использовать чувство превосходства над взрослым, а может быть, в гневе не знает другого способа выразить своих чувств. Иногда взрослые могут превратить оскорбление ребенка в комическую перепалку, что позволяет снять напряжение и сделать саму ситуацию ссоры смешной. Если же ребенок оскорбляет других детей, то взрослые должны посоветовать им, чем ответить.

Работая с агрессивными детьми, всегда нужно иметь в виду, что любые проявления страха у окружающих перед агрессивными выпадом ребенка может его только стимулировать. Конечная цель преодоления агрессивности ребенка состоит в том, чтобы дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения аудитории. Таким детям очень важно пережить удовольствие от демонстрации нового навыка поведения перед группой детей и взрослыми. Для предупреждения агрессивного поведения у маленьких детей нужно использовать коллективные игры, способствующие вырабатывать у них терпимость и взаимовыражение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.