Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индусское право




Древнейшие произведения индусской литературы, часть которых можно охарактеризовать как юридические справочники, называются " смрити", что в переводе с санскрита означает " запомненная" мудрость старых жрецов и ученых. Создание " смрити", они же " дхармасутры" предположительно относится к периоду между 800 и 300 г. до н.э. Это - первые книги по вопросам права, детально разъясняющие, как члены различных каст должны вести себя по отношению к богам, царю, жрецам, своим предкам, родственникам, соседям и животным. Эти правила (на санскрите - дхарма) не проводят четкого различия между требованиями религии, морали и права. Их выполнение, по представлениям индусов, обеспечивает счастливое переселение души после смерти. Дхарма допускала следование обычаям, а также рекомендовала индусам руководствоваться в поведении совестью и справедливостью. Дальнейшее развитие права связано с " дхармашастрами" - обширными сводами правил, которые приписывают легендарными мудрецами. Наиболее известны из них " Законы Ману" - составленный в форме стихов сборник правил II в. до н.э., приписываемых царю Ману. Здесь содержится относительно упорядоченная сумма правил, которые можно назвать юридическими. Дхармашастры обычно называют кодексами или законами, употребляя при этом эпитет " священные", " брахманские", хотя, по сути, они являлись сборниками религиозно-правовых и обычно-правовых предписаний, санкционированных государственной властью. От дхармашастр неотделимы и другие сборники - нибандхазы, которые являются как бы комментариями дхармашастр. Цель нибандхаз - разъяснить смысл дхармашастр, сделать их понятными простым людям, разрешить явные противоречия между различными дхармашастрами. Одни нибандхазы охватывают целый комплекс дхарм, другие рассматривают только отдельные институты. Даты составления нибандхаз находятся где-то между XI и концом XVII в. В отличие от европейских государств, где право по мере развития освобождалось от религиозного содержания, в Древней Индии правовые институты и нормы, как и в мусульманском праве, развивались в религиозной оболочке. В XI-XII вв. постепенно сформировались школы индусского права, отличающиеся различным подходом к регулированию: права наследования, правового режима имущества членов нераздельной большой семьи и раздела семейного имущества. Основными в индусском праве были школа Даябхага в Бенгалии и школа Митакшара в Западной Индии с несколькими ответвлениями. Основным источником классического индусского права доколониального периода оставались не законы светских властителей и даже не решения судов, а труды правоведов, в частности " смрити", комментарии к ним и юридические сборники. По содержанию это было всеобъемлющее и систематизированное обычное право, действующее среди индусов. В качестве источников права признавались также старинные местные обычаи, которым с давних времен следовали определенные касты, роды или семьи. Эти обычаи не только должны были учитываться судьей при толковании норм " смрити", но и могли иметь приоритет. Мусульманское господство, которое установилось в Индии в XIII в., затормозило развитие индусского права. Обычное индусское право применялось тогда лишь панчатами каст, но не могло развиваться и укреплять свое влияние посредством деятельности судебных и административных органов государства. Это право оставалось, таким образом, в сфере религии, приличий и нравов.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.