Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Сможет ли Индия преодолеть неприкасаемость?






Алевтина Богданова

Сможет ли Индия преодолеть неприкасаемость?

МОСКВА 2004

 

https://indira.mgimo.ru/pub/Paper1.pdf

 

Содержание

Введение

Глава 1. История явления

Происхождение варн................................................................................................. Устойчивость каст..................................................................................................... Неприкасаемые.......................................................................................................... Глава 2. Кастовая и правовая системы Индии

Индусское право......................................................................................................... Британское правление............................................................................................

Глава 3. Кастовое разделение труда и индустриализация

Экономическая взаимозависимость.................................................................... Профессии.................................................................................................................

Глава 4. Культурное, социальное

Глава 5. Борьба с кастовой системой

Махатма Ганди......................................................................................................... Бхимрао Рамджи Амбедкар................................................................................... Заключение

Список использованных источников и литературы

Литература................................................................................................................ Ресурсы Интернета..................................................................................................

 

 


Введение

Кастовая система – социальный институт, возникший в Индии в глубокой древности. В силу специфических условий и развития индийского общества институт каст сохранил многие свои пережитки до наших дней, продолжая играть весьма значительную роль в самых различных сферах социальной, экономической, политической и культурной жизни страны. В задачу данной курсовой работы входит рассмотрение явления неприкасаемости в контексте истории с проецированием проблематики на настоящее время и ответ на вопрос, сможет ли Индия преодолеть неприкасаемость. Данная проблема весьма актуальна для внутренней политики самой Индии, 16% населения которой подвергается социальной дискриминации, это не маленькая цифра для страны, чье население превышает миллиард. Ведь неприкасаемость – постоянный источник конфликтов и напряженности, отрицательно сказывающийся на моральном здоровье общества. В то же самое время, низшие касты представляют важный фактор с точки зрения расстановки политических сил. Причем активность этой части населения и их роль в политике возрастает с каждым годом, по мере роста их культурного и экономического уровня. Правительство Индии предприняло немало важных шагов в политике по искоренению неприкасаемости, однако большая часть далитов (неприкасаемых) продолжает терпеть притеснения со стороны “чистых” индусов. Хотя далиты и живут в самой большой демократии мира, их собственная жизнь проходит в условиях сегрегации, освященной религиозной традицией. В работе использованы некоторые источники, такие как Конституция Индии 1950 года, India: Human Rights and Human Development, Dalit Human Rights Violations. Конституция утверждает о запрещении и уничтожении

кастовой дискриминации и любой ее формы (статьи 15, 16), запрещение принудительного труда (статья 23), запрещении отказа о приеме в любое учебное заведение на основе касты (статья 29, п. 2), однако India: Human Rights and Human Development, Dalit Human Rights Violations приводят множество статистических данных о том, что продолжается притеснение неприкасаемых. В ряде приложени к этим источникам на сайте www.hmr.org приведены статистические данные по зарегистрированным кастам и племенам. Основой курсовой работы послужили многочисленные работы и статьи Е.С. Юрловой. «Неприкасаемые» в Индии», М. Наука, 1989 г., «Индия от неприкасаемых к далитам», М., ИВ РАН 2003г. (это самая современная книга по данной проблематике), «Тяжелое наследие «неприкасаемых» //Азия и Африка сегодня, 2002 г., №4, «Индия между двух миров: трагедия далитов» //Азия и Африка сегодня, 2003 г., №4 и др. Работы дают объемное представление о масштабе и существе проблемы неприкасаемости, о ее истоках. Много внимания уделено политике М. Ганди по отношению к неприкасаемым и Б.Р. Амбедкару видному общественному и политическому деятелю периода национально-освободительного движения. Важно отметить особое отношение Юрловой к Амбедкару, фактически, ни одна ее работа не обходится без анализа его деятельности. Достаточно широко освящена современная политика правительства Индии в данной области, но работы автора наполнены чрезмерным сочувствием и состраданием к неприкасаемым. Очень интересна работа М.К. Кудрявцева «Неприкасаемые. О некоторых особенностях кастовой организации в Индии», «Советская этнография», 1951г., №2. В статье приводятся данные о месте неприкасаемых в традиционной индийской иерархии и их положение в колониальной Индии, исследуется проблема генезиса кастовой системы, ее специфика и динамика в условиях социальной эволюции. В книге «Касты в Индии», М., Наука, 1965г. целый ряд советских исследователей, такие как К.З. Ашрафян, Г.М. Бонгард-Левин, А.Х. Вафа, Л.А. Гордон, М.К. Кудрявцев, Т. Ф. Крючкова, Е.М. Медведев и другие, разработали комплекс вопросов истории кастовой системы и ее современного состояния. В 1953 году опубликована обстоятельная статья Г.Г. Котовского «Социально-экономическое содержание проблемы «неприкасаемых». В ней дается подробная социальная характеристика низших каст – неприкасаемых, их численность, размещение и профессиональные занятия. Большое внимание уделяется экономическому положению неприкасаемых, специфике форм их эксплуатации в сельском хозяйстве, основных форм оплаты труда и роли в социально-экономической структуре общества. В статье О. Осколовой и Ю. Гусева «Индийские касты сегодня» // Мировая экономика и международные отношения, 1966г., №6 можно встретить базовые понятия и историю кастового строя, а также и историю борьбы против кастовой системы со второй половины XIX века до 60-х годов. Авторы уделили немало внимания систематизации каст в Индии. Но, на мой взгляд, самый интересный раздел статьи посвящен отмиранию кастового строя и живучести кастовых традиций. По словам авторов, в условиях крупных промышленных предприятий кастовая принадлежность соседа может быть неизвестной. Но представители высших каст работают, как правило, на квалифицированных или полуквалифицированных должностях, а низшие как чернорабочие. Отмечен тот факт, что на разложение кастового строя влияет рост политической активности

населения. Несмотря на силу кастовых традиций, даже реакционные партии не могут позволить себе выдвинуть программу сохранения кастового строя. Авторы считают, что процесс изживания кастового строя таит в себе много противоречий. Законодательные акты, которые должны способствовать искоренению кастовых предрассудков, часто используются в целях усиления кастового разобщения. Но в условиях экономического развития каста претерпевает значительные изменения, однако, ее ликвидация – долгий и противоречивый процесс. То, что культивировалось несколько столетий вошло в плоть и кровь каждого индуса, не может быть упразднено в законодательном порядке и отмереть за короткий срок. Здесь перечислены только основные работы, но список использованной литературы в моей работе на этом не исчерпан. Кроме того, большую помощь оказали материалы с таких сайтов в Интернете как: www.india.ru, www.indianembassy.ru, www.indiatimes.ru, www.akipress.org, www.dalits.org, www.dalitstan.org.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.