Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Содержательный блок. 1. Целевые ориентации и концептуальные положения.






1. Целевые ориентации и концептуальные положения.

2. Содержание образования.

3. Особенности методики традиционного обучения.

 

Традиционное обучение (ТО) подразумевает классно-урочную организацию обучения (XVII в., принципы дидактики Я.А.Каменского).

Отличительными признаками ТО являются:

- формирование класса с учащимися одного возраста и уровня подготовки с сохранением основного состава на весь период обучения;

- наличие единой программы и единого расписания;

- основной единицей занятия является урок;

- урок посвящен одному предмету, учащиеся работают по одной теме и с одним материалом;

- наличие педагогического руководства на всех этапах учебного процесса;

- применение учебных пособий для домашней работы, которая является обязательной.

1. Целевые ориентации и концептуальные положения.

Цели обучения – подвижная категория, включающая в зависимости от ряда условий те или иные составляющие. В советской и российской педагогике цели обучения формулировались так:

- формировать систему знаний, умений и навыков, овладевать основами наук;

- формировать основы научного мировоззрения;

- осуществлять всестороннее и гармоническое развитие каждого ученика;

- воспитывать сознательных и высокообразованных людей, способных к физической и умственной деятельности.

Традиционное обучение представляет процесс воспитания личности с заданными свойствами. По содержанию цели ТО ориентированы на усвоение знаний, умений, навыков, а не на личностное развитие. В современной массовой российской школе цели несколько видоизменились, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств осталась прежней.

Массовая школа с традиционной технологией остается «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее базовой культурой. В процессе обучения преобладает рационально-логическая сторона познания над чувственно-эмоциональной стороной учебной деятельности.

Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я.А.Коменским.

2. Содержание образования

Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось еще в годы советской власти и по сей день остается технократическим:

- знания адресуются к рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности;

- содержание образования остается единообразным;

- планирование содержания образования централизованно;

- учебные дисциплины определяют «коридоры», внутри которых предоставлено двигаться ребенку;

- обучение преобладает над воспитанием;

- учебные и воспитательные предметы не взаимосвязаны;

- клубные формы работы финансируются в размере 3% от общей статьи образовательных расходов;

- в воспитательной работе процветает педагогика мероприятий.

3. Особенности методики традиционного обучения.

Каждый современный россиянин способен самостоятельно оценить результаты педагогического воздействия методики преподавания в системе традиционного обучения (ТО).

Педагогическая деятельность оценивается следующими фактами:

- требовательность – учение слабо связано с потребностями ученика, его внутренней жизнью, с проявлением индивидуальных способностей и творческих проявлений;

- авторитаризм – проявляется в регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур, централизации контроля, ориентации на среднего ученика;

- отсутствие самостоятельности – слабая мотивация учебного труда, отсутствует самостоятельное целеполагание, планирование деятельности ведется извне, итоговый анализ и оценивание производится взрослым.

Положительные стороны ТО:

- информация готовая к усвоению;

- систематический характер обучения;

- упорядоченная передача учебного материала;

- организационная четкость;

- эмоциональное воздействие учителя;

- низкие экономические затраты на групповое обучение;

- обеспечение ориентировки в материале;

- большой поток информации за короткое время.

Отрицательные стороны ТО:

- шаблонное построение урока, однообразие;

- высокий уровень не возможен без самостоятельного выполнения домашнего задания;

- формирование умений и навыков выходит за рамки урочной деятельности;

- слабая речевая деятельность, изолированность от общения, взаимодействия;

- слабая обратная связь.

К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарскую систему обучения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.