Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Содержательный блок. 1. Определение педагогической технологии.






1. Определение педагогической технологии.

2. Технология модульного обучения.

3. Контекстное обучение как вид учебной деятельности.

1. Определение педагогической технологии.

Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

В современном понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных источников. Это понятие может быть представлено тремя аспектами:

- научный — часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

- процессуально-описательный — описание алгоритма процесса в совокупности целей, содержания, методов и средств, для достижения планируемых результатов обучения;

- процессуально-действенный — как осуществление «технологического процесса», направленного на функционирование всех личностных, инструментальных, методологических и педагогических средств.

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях.

1. Общепедагогический уровень характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. В данном контексте технология выступает как синоним педагогической системе.

2. Частнометодический уровень употребляется в значении «частная методика».

3. Локальный, или модульный уровень употребляется в значении преобразования отдельных частей учебного процесса.

2. Технология модульного обучения.

Блочно-модульная организация обучения в педагогическом процессе может быть синтезирована с программным обучением как чередование последовательных блоков в компьютерном варианте, которые предусматривают гарантированное усвоение материалов темы.

Модульное обучение на локальном уровне выглядит как учебная программа, составленная из учебных модулей. Каждый модуль может представлять содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном, углубленном.

Одним из авторов данной технологии является П.М. Эрдниев, академик РАО, Заслуженный деятель науки РСФСР. Он обосновал эффективность укрупненного введения новых знаний, позволяющего применять обобщения на каждом уроке, устанавливать максимальное количество логических связей. Его ученики выделяли главное и существенное в информационном потоке, учились понимать значение материала в общей системе знаний, умений, навыков. Автор добивался выявления межпредметных связей, старался эмоционально подать материал, работал над повышением эффективности закрепления материала.

Концептуальные положения и ведущие принципы технологии. Понятие «укрупнение единицы усвоения» достаточно общее, его можно представить как интеграцию конкретных подходов к обучению, которая позволяет:

- совместно и одновременно изучать взаимосвязные действия, операции, функции, теоремы и т.п.;

- обеспечивать единство процессов составления и решения задач;

- рассматривать различные взаимопереходы;

- использовать как прием обратимость структуры упражнения;

- выявлять особенность природы математических знаний;

- использовать принцип дополнительности в системе упражнений (сознательных и подсознательных компонентов).

П.М.Эрдниев объединил в одном учебнике «Математика» все предметы математического цикла, а также теорию и упражнения. В едином учебнике осуществляется синтез планиметрии и стереометрии, при этом разделы геометрии получают новую характеристику. В едином учебнике широко используются умозаключения по аналогии – важнейшему этапу творческого мышления. Упражнения приводятся по каждому параграфу, уроку, занятию.

Особенности содержания методики:

- изучение взаимообратных действий;

- сравнение противоположных понятий;

- сопоставление родственных и аналогичных понятий;

- сопоставление этапов работы.

Ключевые компоненты технологии – исходная задача, обращение (не повторение, а преобразование выполненного задания), обобщение.

3. Контекстное обучение как вид учебной деятельности.

В тексте темы 1.10., в содержании первого вопроса мы уяснили, что уже на основе традиционного обучения (т.е. в его контексте) возникли и уже успешно применяются новые подвиды обучения:

- объяснительно-проблемное;

- проблемно-программированное;

- проблемно-компьютеризированное;

- объяснительно-игровое;

- проблемно-игровое и мн. др.

Моделируя учебный процесс как синтез технологических компонентов, преподаватель добивается активизации и интенсификации учебной деятельности. Принцип активности ребенка был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое количество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям относятся: проблемное обучение, игровые, коммуникативные технологии, системы В.Ф.Шаталова, Е.Н.Ильина, Н.А.Зайцева, А.А.Окунева и мн. др.

На примере использования игровых технологий в контексте традиционного обучения мы можем представить существующую связь и их взаимодействие в технологическом процессе.

Игровая деятельность в учебном процессе выполняет ряд известных функций: развлекательную, коммуникативную, терапевтическую, диагностическую, коррекционную, социальную.

Педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игра как метод обучения передачи опыта старших поколений использовалась с древности. Широкое применение игра находит в народной, дошкольной и внешкольной педагогике. В современной школе игра используется в качестве самостоятельных технологий для усвоения:

- понятий, темы, раздела учебного предмета;

- как элемент, входящий в состав другой технологии;

- в качестве урока или отдельной его части;

- как вид внеурочной деятельности.

Концептуальные основы игровых технологий:

- механизмы психического развития опираются на потребности личности в самореализации;

- игра является формой психогенного и социогенного поведения;

- в процессе игры проявляется свобода личности в воображении;

- в игровой деятельности не существует ограничения возрастных пределов;

- учитель выстраивает процесс, опираясь на предмет коммуникаций, и ведет личность к общей социализации;

- игра является ведущей деятельностью личности на многих этапах развития.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – задача практикующего учителя. В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира. Особенностями игры в старшем возрасте является нацеленность на самоутверждение в обществе, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.