Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сознательное и бессознательное






Мышонку снился странный сон,

Что не мышонок он, а слон,

Что в Африку приехал он,

В слоновью лег кровать.

Григорий Остер

Как говорил К. Юнг, сознание подобно пленке на поверхности бессознательного с его неведомыми глуби­нами. Сознанию свойственна некоторая узость. В каж­дый конкретный момент времени оно способно работать лишь с ограниченным объемом материала. Все остальное при этом оказывается бессознательным [130]. Анализи­руя в предыдущей главе эффективные с точки зрения са­мих детей и, значит, осознаваемые ими стратегии совла­дения с внутренним напряжением и беспокойством, мы постоянно отмечали, что каждая из них включает, поми­мо осознанных, бессознательные защитные механизмы. Действительно, трудно понять содержание детской стра­тегии «смотрю телевизор» без учета подсознательного механизма идентификации, а стратегии «стараюсь за­быть» — не касаясь психических автоматизмов подавле­ния и отрицания.

В этой главе мы рассмотрим, как дети защищаются от внешней и внутренней опасности не отдавая себе в этом отчета, то есть на уровне их бессознательного. В этом случае в основе такой адаптации к новой реаль­ности лежат внутренние изменения человека (подсозна­тельная обработка поступающей информации), а не изменения во внешней среде или поиск такой среды, которая в этих условиях более благоприятна для функ­ционирования.

Проиллюстрируем взаимодействие сознательного и бессознательного уровней психики с помощью примера [75]. Психолог попросил детей нарисовать картинку на тему «Если бы у меня была волшебная палочка, я бы превратилась в...» Ученица 4 класса Оля К. нарисовала «бабочку-человека», рассказала о ней и ответила на во­просы психолога:

«Если бы у меня была волшебная палочка, я бы пре­вратилась в бабочку-человека. Звали бы меня Людочка. Я бы жила в бутоне розы. Я бы дружила с мотыльками и бабочками. Меня бы любили за то, что я была веселой и доброй».

Психолог: «Почему бы ты превратилась именно в бабочку-человека?» — Оля К.: «Мне нравятся бабочки. Я хочу сохранить свое лицо. Бабочки очень красивые, легкие, беззаботные».«Ну и что?»«Уних все бес­платно, и когда хочешь, тогда и ешь. В каждом-каж­дом цветке есть пыльца».«Что бы ты ела?»«Пче­линый мед, сок с деревьев, пыльцу с цветов».«Но это едят бабочки. А что бы ты ела как человек, ведь ты превратилась в бабочку-человека?» — «Мороженое, ар­буз, ягоды. Фрукты. Овощи: огурцы, помидоры, сладкий перец, чеснок, лук, капусту, морковь. Сладости, мясо, макароны, мучное».

В этом примере проявляется действие установки — готовности человека совершить определенное действие или реагировать в определенном направлении. Установ­ка возникает при встрече двух факторов: потребности, или внутренней нужды человека в чем либо, — и ситуа­ции, в которой эта потребность может быть удовлетворе­на. Тема «Если бы у меня была волшебная палочка» яви­лась в данной ситуации лишь внешним пусковым раздра­жителем конкретной деятельности ребенка —'рисования. Однако содержание этой деятельности было обусловле­но не темой рисунка, а внутренними психическими де­терминантами в виде двух разных установок — осознан­ной и неосознанной. На сознательном уровне готовность превратиться в бабочку была связана с привлекательностью для ребенка ее внешних признаков («бабочки очень красивые, легкие, беззаботные»). Неосознанная установ­ка была спровоцирована скрытым доминантным, суще­ствующим помимо сознания, состоянием голода. По-ви­димому, желание бесплатно и беспрепятственно «есть тогда, когда хочешь» и явилось тем бессознательным пси­хическим стимулом, который определил целостное пове­дение ребенка.

Этот пример иллюстрирует также действие психиче­ского защитного механизма идентификации (неосозна­ваемое отождествление себя с другим, перенос на себя чувств и качеств желаемых, но недоступных). Благодаря идентификации можно изменить свое «Я» таким обра­зом, чтобы оно было лучше приспособлено к социально­му окружению. Содержание такого процесса психологи­ческой адаптации выражается формулой: конфликт — тревога — защитные реакции. Конфликт выступает как результат несоответствия актуальных потребностей лич­ности условиям и нормам окружающей социальной сре­ды. Следствием же конфликта является состояние трево­ги, субъективное переживание которого сигнализирует о нарушении внутреннего равновесия. Разрешение кон­фликта происходит на бессознательном уровне за счет работы системы психологической защиты. В рассматри­ваемом нами примере не осознаваемое девочкой внут­реннее состояние голода, которое не могло быть удовле­творено в момент рисования в реальности, заставляет ее с помощью фантазии превратиться в бабочку, т. к. ба­бочки всегда могут поесть — у них, во-первых, «все бес­платно», а во-вторых, «в каждом-каждом цветке есть пыльца». Такое изменение идеального представления о себе частично нейтрализует внутренний дисбаланс и смягчает переживаемый ребенком внутренний конфликт между неосознаваемым желанием и отсутствием возмож­ности его осуществить.

Система психических защитных механизмов, выпол­няющая роль ограждения внутреннего мира человека от информации, которая может разрушить его душевное равновесие, формируется с накоплением жизненного опыта. Она включает в себя входной контроль (цензуру) и несколько форм переработки травмирующей инфор­мации, позволяющих убрать или снизить ее травмирующее влияние (отрицание, подавление, вытеснение, про­екция, идентификация, рационализация и др.) Цензура, как страж на посту, инспектирует все поступающее на входы сознания, тщательно контролируя каждое ответ­ное душевное движение, и не пропускает, блокирует опасные сигналы. Таким образом устраняются или сво­дятся к минимуму отрицательные эмоции, встают барьеры на пути удовлетворения антисоциальных, инстинктивных потребностей, заставляя их искать обходные пути, час­тичные или символические способы реализации.

Как уже отмечалось выше, в защитных процессах уча­ствуют все психические функции, но каждый раз одна из них может доминировать и брать на себя основную часть работы по преобразованию травмирующей информации. Это могут быть восприятие, внимание, память, вообра­жение, мышление, эмоции. Очень важно, что психологи­ческая защита срабатывает автоматически, обуславливая непредставленность в сознании смыслового материала, под­вергшегося воздействию защиты, и бессознательность са­мого защитного процесса.

Поскольку общая черта всех видов защиты — их не­зависимость от сознательных желаний и намерений, то наблюдать можно только внешние проявления. В пове­дении могут появиться немотивированная робость, не­уверенность в себе, мнительность или, напротив, демонстративность и неоправданный оптимизм. Бессознатель­ное удивляет, расстраивает и даже ошеломляет нас своими эмоциями, воодушевлением, настроением, обмолвками, сновидениями, фантазиями, видениями, психосоматиче­скими расстройствами. Каждое воздействие бессозна­тельного на поведение и сознание, кроме того, сопрово­ждается физическими явлениями, такими как покрасне­ние, заикание, изменение ритма дыхания, мускульные спазмы, изменение положения тела и т. п.

Организация защитного процесса — важная и необ­ходимая составная часть развития личности ребенка. Рас­сматривая детское развитие как процесс постепенной со­циализации, подчиняющийся закону перехода от прин­ципа удовольствия к принципу реальности, А. Фрейд подчеркивала, что шансы ребенка стать здоровым во многом зависят от того, насколько его «Я» способно вы­нести лишения, то есть преодолеть неудовольствие и быть способным самостоятельно принимать решения, ребенок является незрелым до тех пор, пока его ин­стинктивные желания и их осуществление разделены ме­жду ним и его окружением таким образом, что желания остаются на стороне ребенка, а решения об их удовле­творении или отказе от удовлетворения — на стороне внешнего мира. По мнению А. Фрейд, почти все нор­мальные элементы детской жизни, такие как жадность, корысть, ревность, желание смерти кому-то, толкают ре­бенка в направлении десоциальности. Социализация — это защита от этих естественных желаний. Под ее влия­нием некоторые инстинктивные желания вытесняются из сознания, другие переходят в свою противополож­ность или направляются на другие цели. Становление принципа реальности и развитие мыслительных процес­сов открывает путь для новых механизмов социализации, таких как идентификация и интеллектуализация. Ребе­нок теперь способен не только подчиняться моральным требованиям своего социального окружения и сам при­нимать в них участие, но также имеет возможность пере­оценить нежелательную информацию удобным для себя образом [146].

Единой классификации механизмов психологической защиты до настоящего времени не существует, однако наиболее изученными и общепринятыми являются: от­рицание, подавление, вытеснение, проекция, идентифика­ция, рационализация, отчуждение, замещение, сновидение, сублимация. Анализируя рисунки и рассказы детей млад­шего школьного возраста, нам удалось, в большей или меньшей степени, зафиксировать действие практически всех перечисленных выше механизмов. Рассмотрим их действие более подробно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.