Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности психологической защиты у детей






Я на всех обижусь. В Африку уеду,

Конь мой деревянный отвезет меня.

Будут апельсины в Африке к обеду,

Я совсем не буду ни о ком скучать.

 

Конь заржет тихонько. Плакать мы не станем,

Если и взгрустнется нам когда-нибудь.

Радужные бабочки пролетят над нами

И расскажут сказки. Тихие, как сны...

Витезслав Незвал (пер. И. Токмаковой)

У ребенка каждый защитный механизм вначале фор­мируется для овладения конкретными инстинктивными побуждениями и связан, таким образом, с определенной фазой индивидуального развития. Побудителем их фор­мирования выступают возникающие в онтогенезе много­образные типы тревоги, типичные для детей. Сюда отно­сят реакции беспокойства на физический дискомфорт, страх разлуки и самостоятельности (одиночества, темно­ты, замкнутых пространств), страх смерти (нападения, заболевания, смерти родителей, сказочных персонажей, стихии и пр.), страх подчинения (быть наказанным, быть пристыженным, утратить расположение), страх измене­ния [38]. П. Куттер связывает формирование защитных механизмов с попыткой ребенка справиться с архаиче­ским, примитивным страхом, который сопровождает раз­витие каждого ребенка и проявляется в типичных для детей фобиях темноты, одиночества, привидений и пр. [54]. На каждом возрастном этапе — свои страхи, и каж­дый из них может быть как полезным для дальнейшего развития ребенка, так и вредным. Однако упоминание о пользе не относится к устойчивым страхам, т. е. к такому субъективному опыту преодоления объективных обстоя­тельств, навыков справляться с которыми ребенок в про­цессе своего развития еще не приобрел.

Подобно всем другим психическим процессам, за­щитные механизмы имеют свои объективные проявле­ния — внешне наблюдаемые и регистрируемые признаки на уровне действий, эмоций или рассуждений человека. (Например, со стороны заметно, что ребенок не обраща­ет внимания на тревожное для себя сообщение, все вре­мя забывает дома учебник по нелюбимому предмету или постоянно выгораживает себя.) В этой связи хочется об­ратить внимание на следующий момент. Для некоторых современных исследователей защитный механизм — это, в первую очередь, именно прочный защитный поведен­ческий рисунок: внешне наблюдаемые действия, эмоции и проявления мышления, которые функционируют как обходные маневры для избежания тревожащих сведений или как преобразователи того, что порождает чувство или ощущение тревоги. Для других авторов такие наблюдае­мые и регистрируемые виды защитного поведения явля­ются всего лишь внешними, иногда даже частными, про­явлениями скрытого психического процесса, который как раз и выступает как истинный защитный механизм [88]. Во втором случае идет разнесение понятий «защитная (поведенческая) реакция» и «защитный (интрапсихический) механизм». На базе такого разнесения выделяют три основные формы адаптации человека к внешней среде:

• поиск человеком той среды, которая благоприятна для его функционирования,

• изменения, которые он совершает в среде для приве­дения ее в соответствие со своими потребностями,

• внутренние психические изменения человека, с по­мощью которых он приспосабливается к среде [32].

Эти формы можно также рассматривать как своеоб­разные этапы в формировании системы защитного при­способления ребенка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.