Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей






Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у де­тей — это хорошо организованная система психологических воз­действий. В основном она направлена на смягчение эмоцио­нального дискомфорта у детей, повышение их активности и са­мостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрес­сивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

Значительный этап работы с этими детьми — коррекция са­мооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

В отечественной и зарубежной психологии используются раз­нообразные методы, помогающие откорректировать эмоциональ­ные нарушения у детей. Эти методы можно условно разделить на две основные группы: групповые и индивидуальные. Однако та­кое деление не отражает основной цели психокоррекционных воз­действий.

В мировой психологии существует два подхода к психологи­ческой коррекции психического развития ребенка: психодина­мический и поведенческий. Главная задача коррекции в рамках психодинамического подхода — это создание условий, снимаю­щих внешние социальные преграды на пути развертывания ин-трапсихического конфликта. Успешному разрешению способст­вуют психоанализ, семейная психокоррекция, игры и арт-терапия. Коррекция в рамках поведенческого подхода помогает ребенку усвоить новые реакции, направленные на формирование адап­тивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения. Различные поведенческие тренинги, психорегулирующие тренировки закрепляют усвоенные реакции.

Методы ПК эмоциональных нарушений у детей целесообраз­но разделить на две группы: основные и специальные. К основ­ным методам ПК эмоциональных нарушений относятся мето­ды, которые являются базисными в психодинамическом и пове­денческом направлениях. Сюда входят игротерапия, арт-терапия, психоанализ, метод десенсибилизации, аутогенной тренировки, поведенческий тренинг. Специальные методы включают в себя

тактические и технические приемы психокоррекции, которые влияют на устранение имеющегося дефекта с учетом индиви­дуально-психологических факторов. Эти две группы методов взаи­мосвязаны.

При подборе методов психокоррекции эмоциональных нару­шений необходимо исходить из специфической направленности конфликта, определяющего эмоциональное неблагополучие ребенка. При внутриличностном конфликте следует использовать игровые, психоаналитические методы, методы семейной психокоррекции. При преобладании межличностных конфликтов применяют груп­повую психокоррекцию, способствующую оптимизации межлич­ностных отношений, психорегулирующие тренировки с целью раз­вития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоциональ­ного напряжения. Кроме того, необходимо учитывать и степень тяжести эмоционального неблагополучия ребенка.

В отечественной психологии разработаны и описаны методы групповой психокоррекции преневротических нарушений у детей (Спиваковская, 1988). Рассматривая психокоррекционный процесс как систему, автор выделяет в ней основные блоки: диагностиче­ский, установочный, коррекционный и оценочный.

Диагностигеский блок отвечает за изучение индивидуальных особенностей ребенка, анализ факторов, способствующих его эмо­циональному неблагополучию.

Перед началом психокоррекционной работы психологу необ­ходимо выяснить влияние этих факторов на формирование у ре­бенка невротического конфликта. Отметим, что при анализе при­чины невротического конфликта у ребенка следует учитывать един­ство субъективных и объективных факторов возникновения и развития конфликта. Конфликт занимает центральное место в жизни ребенка, оказывается для него неразрешимым и, затяги­ваясь, создает аффективное напряжение, которое, в свою оче­редь, обостряет противоречия, повышает неустойчивость и воз­будимость, углубляет и болезненно фиксирует переживания, не­гативно отражается на умственной работоспособности ребенка, дезорганизует его поведение.

Содержательный анализ детских конфликтов наиболее полно раскрывается в процессе игровой и продуктивной (рисование) деятельности. Целесообразно также использовать прожективные психологические методики: методика КАТ, Рене-Жиля, Розенц-вейга и др.

Установогный блок включает в себя главную цель — форми­рование положительной установки ребенка и его родителей на занятия. Основными задачами этого психокоррекционного блока являются:

— снижение эмоционального напряжения у ребенка;

— активизация родителей на самостоятельную психологическую работу с ребенком;

— повышение веры родителей в возможность достижения пози­тивных результатов психокоррекции;

формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками психокоррекции (Спиваковская, 1988).

Для реализации этих задач используются разнообразные пси­хотехнические приемы: организация встреч родителей, дети ко­торых успешно закончили курс психокоррекции, с начинающи­ми, проведение веселой, эмоционально насыщенной игры с деть­ми в начале психокоррекции, с привлечением родителей и проч. Особое значение для установочного этапа психокоррекции имеет место, где проходят занятия. Это должно быть просторное, хо­рошо оборудованное помещение, с мягким освещением, где ребе­нок будет чувствовать себя спокойно и безопасно.

Коррекционный блок. Основной целью данного блока занятий является гармонизация процесса развития личности ребенка с эмо­циональным неблагополучием.

Конкретные задачи:

— преодоление внутрисемейного кризиса;

— изменение родительских установок и позиций;

— снятие проявлений дезадаптации в поведении ребенка;

— расширение сферы социального взаимодействия ребенка;

— формирование у ребенка адекватного отношения к себе и к другим.

Внутри этого блока выделяются три основных этапа.

Первый этап — ориентировочный (2-3 занятия), где ребенку предоставляется возможность спонтанной игры. Психолог на дан­ном этапе наблюдает за детьми, а у детей формируется положи­тельный эмоциональный настрой на занятия, что очень важно в процессе сглаживания внутренних конфликтов. Кроме того, на данном этапе продолжается диагностика форм поведения и особенностей общения детей с целью окончательного формирования группы.

Психотехнические приемы здесь состоят из различных невер­бальных коммуникаций, коммуникативных игр.

Второй этап — реконструктивный, когда проводится коррек­ция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций. Пси­хотехническими приемами на данном этапе являются сюжетно-ролевые игры, разыгрывание детьми проблемных жизненных си­туаций. Эти игры способствуют эмоциональному отреагированию и вытеснению негативных переживаний. Ребенок обучается са-

мостоятельно находить нужные способы поведения и формы эмо­ционального реагирования (Спиваковская, 1988).

При оценке эффективности психологической коррекции (оце-ногный блок) просматриваются отчеты родителей о поведении детей в начале занятий. Разбираются поведенческие и эмоциональные реакции ребенка с помощью метода наблюдения, анализа резуль­татов деятельности ребенка до занятий и после. Оценивая эмо­циональное состояние ребенка до и после занятий, целесооб­разно использовать цветовой тест Люшера, методику цветописи, разработанную Лутошкиным, рисуночные тесты, а для оценки зна­чимых межличностных отношений лучше обратиться к цветово­му тесту отношений (ЦТО), адаптированному Эдкиным.

Для детей и подростков с эмоциональными нарушениями на­ми предложены следующие фазы групповой психокоррекции: установочная, подготовительная, реконструктивная, закрепляющая. В таблице 8 представлены фазы групповой динамики у детей с различной направленностью конфликта.

Таблица 8






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.