Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамика психокоррекционного процесса коммуникативного блока






Компонент личности Психологический механизм Радикалы
Эмоциональный Эмоциональное реагирование Свободное выражение эмоций. Эмоциональное отношение к своим проблемам. Принятие эмоциональ­ной поддержки. Изменение способов * эмоционального реагирования на проблему
Когнитивный Расширение сферы осозна­ния своих проблем Осознание мотивов воспитания.. Осознание причин конфликта и ♦ своей роли в конфликте самим подростком. Понимание и принятие» личностных особенностей подростка
Поведенческий Формирование новых приемов и способов поведения Преодоление неадекватных форм поведения: аффективность, агрессивность, ригидность и др. Закрепление новых форм поведенияи защитных механизмов

Перечисленные выше блоки психокоррекции взаимосвязаны и представляют собой единый психокоррекционный комплекс. Сам психокоррекционный процесс складывается из трех этапов: уста-новочно-диагностический, собственно-коррекционный и закреп­ляющий.

В зависимости от особенностей межличностных отношений в семье и структуры личности подростка ведущие роли участников психокоррекционного процесса распределяются по-разному. ч|

Неадекватное поведение подростка, являясь следствием сфор­мировавшейся личностной дисгармонии, проявляется в различ­ных вариантах, начиная от антидисциплинарных и патохаракте-рологических реакций до девиантного и делинквентного поведе­ния. Все это требует тщательного, аргументированного подбора психокоррекционных методов. Могут быть использованы мето­ды психодинамического, поведенческого, когнитивного и других направлений психокоррекции. Различные теоретические корни, лежащие в основе этих методов и приемов психокоррекционно­го воздействия, никоим образом не обусловливают противоре­чия в их практическом применении, поскольку каждая психо-коррекционная методика и каждый прием имеют свою клинико-психопатологическую и личностно-уровневую направленность. Многообразие психокоррекционных приемов позволяет индивидуализировать их применение в отношении конкретного боль­ного в зависимости от его возраста, личностных особенностей, клинико-психопатологической формы нарушения поведения.

Особый интерес представляет собой уровневый подход к проблеме эмоциональной регуляции поведения, предложенный В. В. Лебе­динскими с соавторами.Взаимодействие с окружающим миром, реализация потребно­стей человека могут происходить на разных уровнях активности и глубины аффективного контакта со средой. Авторы выделяют четыре основных уровня.

Первый — уровень полевой реактивности — исходно связан с наиболее примитивными, пассивными формами психической адап­тации. Аффективные переживания на этом уровне еще не содер­жат положительной или отрицательной оценки, они связаны лишь с общим ощущением комфорта или дискомфорта. В подростко­вом возрасте и у взрослых этот уровень выполняет фоновые функ­ции в осуществлении эмоционально-смысловой адаптации к окру­жающему. Он обеспечивает тоническую реакцию аффективных про­цессов. Роль этого уровня в регуляции поведения чрезвычайно велика, и его недооценка влечет за собой существенные издерж­ки в психокоррекционном процессе. Тоническая эмоциональная регуляция с помощью специальных ежедневных психотехниче­ских приемов позитивно воздействует на разные уровни базаль-ной эффективности. Поэтому различные психорегулирующие тре­нировки с использованием сенсорных стимулов (звук, цвет, свет, тактильное прикосновение) имеют огромное значение в психо­коррекции поведения.

Второй — уровень стереотипов — играет важнейшее значение в регуляции поведения ребенка первых месяцев жизни, в отра­ботке его приспособленческих реакций — пищевых, оборонительных, установления физического контакта с матерью. На этом уровне качественно оцениваются сигналы как из окружающей, так и из внутренней среды организма, аффективно оцениваются ощуще­ния всех модальностей: слуховых, зрительных, тактильных, вку­совых и др. Тип поведения, характерный для этого уровня аф­фективной адаптации, — стереотипные реакции. Аффективные сте­реотипы являются необходимым фоном для обеспечения самых сложных форм поведения человека. Активизация этого уровня достигается при сосредоточении пациента на чувственных (мы­шечных, вкусовых, тактильных и проч.) ощущениях, восприятии и воспроизведении простых ритмических стимулов. Это г уровень, так же как и первый, способствует стабилизации аффективной жизни человека. Разнообразные психотехнические приемы, ши­роко используемые психологами, такие как ритмические повто­ры, ритуальные действия, прыжки, раскачивания, имеют важное значение в психокоррекции поведения ребенка и подростка, осо­бенно на первых этапах занятий. Они имеют как расслабляющее, так и мобилизующее значение в коррекции поведения детей и подростков.

Третий уровень аффективной организации поведения — уро­вень экспансии — это следующая ступень эмоционального кон­такта человека со средой. Его механизмы ребенок начинает по­степенно осваивать на втором полугодии жизни, что способст­вует формированию активной адаптации к новым условиям. Аффективные переживания третьего уровня связаны не с удов­летворением потребности, как это было на втором уровне, а с достижением желаемого. Они отличаются большой силой и по­лярностью. Если на втором уровне нестабильность ситуации, не­известность, опасность, неудовлетворенное желание вызывают тре­вогу, страх, то на третьем — они мобилизуют субъекта на пре­одоление трудностей. На данном уровне аффективной организации ребенок испытывает любопытство по поводу неожиданного впе­чатления, азарт в преодолении опасности, гнев, стремление к уни­чтожению преград. В процессе психокоррекции уровень аффек­тивной экспансии стимулируется под влиянием переживаний, воз­никающих в процессе захватывающей игры, риска, соперничества, преодоления трудных и опасных ситуаций, разыгрывания устра­шающих сюжетов, содержащих реальную перспективу их успеш­ного разрешения.

Четвертый — уровень эмоционального контроля (высший уро­вень системы базальной эмоциональной регуляции) — формиру­ется на основе субординации, взаимодополнения и социализации всех предыдущих уровней. Адаптивное аффективное поведение на этом уровне поднимается на следующую ступень сложности.

На этом уровне закладывается аффективная основа произволь­ной организации поведения человека. Поведенческий акт субъ­екта уже становится поступком-действием, строящимся с учетом отношения к нему другого человека.

В случае неудачи адаптации реакцией субъекта на этом уров­не уже не будет ни уход, ни беспорядочное, суматошное движе­ние, ни направленная агрессия, как это возможно на предыду­щих уровнях, — он обратится за помощью к другим людям. На этом уровне происходит совершенствование аффективной ориен­тировки в себе, что является важной предпосылкой развития са­мооценки. Аффективное переживание на данном уровне связано с сопереживанием другому человеку. Коррекция эмоционально-смысловой организации поведения требует обязательного вклю­чения таких психотехнических приемов, как сотрудничество, парт­нерство, рефлексия, что способствует формированию гуманизма, сопереживания, самоконтроля.

Выделенные уровни аффективной организации составляют еди­ную сложно координированную структуру. Эти уровни разреша­ют качественно различные задачи адаптации. Ослабление или по­вреждение одного из уровней приводит к общей аффективной дезадаптации. А чрезмерное усиление механизмов какого-то уровня может стать причиной эмоциональной дефицитарности. Законо­мерно развиваясь в общую систему регуляции, базальные уровни по-разному акцентуируются при эмоциональной адаптации чело­века. Это способствует формированию индивидуальных эмоцио­нальных отношений с окружающим внешним миром. Например, тенденция к усилению первого уровня аффективной регуляции может проявляться в выраженной потребности к эмоционально­му комфорту, гармонии. Люди с акцентуированным вторым уровнем имеют глубокие эмоциональные связи с окружающим миром, силь­ную аффективную память, они устойчивы в своих привычках. Мощный третий уровень делает людей раскованными, смелыми, легко берущими на себя ответственность при разрешении напря­женной ситуации. Лица с особенно сильным четвертым уровнем сверхсосредоточены на человеческих отношениях. Они сострада­тельны, склонны к общению, соблюдению норм и правил, но они могут испытывать дискомфорт в тех нестабильных, напряжен­ных ситуациях, которые доставляют удовольствие лицам с силь­но развитым третьим уровнем, например в ситуации риска и азарта.

Структурно-уровневое изучение базальной эмоциональной ор­ганизации личности имеет важное значение в разработке про­блемы индивидуального поведения детей и подростков и эффек­тивных способов его коррекции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.