Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ранний детский аутизмом






Искаженное развитие — это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психического недораз­вития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдель­ных психических функций, что приводит к ряду качественно но­вых патологических образований. Одним из клинических вари­антов этого типа дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА). Аутизм от латинского слова (autos) сам, т. е. отрыв от реальности, отгороженность от мира.

Специфика раннего детского аутизма проявляется в первую очередь в дефиците потребности в общении. В зависимости от степени тяжести РДА имеют место различные формы нарушения этой потребности, от отрешенности или отвержения, до замеще­ния и повышенной ранимости при контактах. При всех степенях тяжести детей с РДА наблюдается аффективная дизадаптация.

Психокоррекционная работа с аутичными детьми прежде все­го базируется на том, что в клинике РДА основное место при­надлежит аутистическим нарушениям поведения, речи, мотори­ки, задержкам психического развития. Эти расстройства способ­ствуют вторичному углублению психического дефекта.

Психокоррекционная работа должна проводиться комплекс­но, группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, педагогов-воспитателей, музыкального работника и других специалистов.

Вторым важным принципом является поэтапность психокор-рекционной работы с учетом степени выраженности дефекта у ребенка с РДА.

При разработке этапов психокоррекции очень важным явля­ется онтогенетический подход. У большинства аутичных детей, относящихся к первой и второй группе, запас знаний, характер игровой деятельности значительно отстают от возрастной нор­мы. У них преобладает манипулятивная игра, наблюдаются сла­бые реакции на новые игрушки и ситуации. Поэтому на первых этапах занятий необходимо формировать у ребенка реакции ожив-* ления, слежения за предметами, слухомоторные и зрительномо-торные координации. На последующих этапах можно предложить ребенку разнообразные манипуляции с предметами, что способствует развитию зрительного и осязательного восприятия. Очень важно формировать у ребенка представление о собственном теле, его частях, сторонах.

На следующем этапе психокоррекции можно перейти от ма-нипулятивной игры к сюжетной. Важным является формирова­ние игровых штампов у детей с помощью многократных повто­рений игр с последовательным включением новых игровых дей­ствий.

На последующих этапах происходит усложнение деятельно­сти ребенка. Любые задания должны предлагаться ребенку в на­глядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяю­щимися по нескольку раз, с одной и той же последовательно­стью, одними и теми же выражениями. Речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением внима­ния на тональность.

В дальнейшем должны по-прежнему решаться задачи услож­нения деятельности, с постепенным переходом от индивидуаль­ных к направленным групповым занятиям, еще позднее к слож­ным играм, упражнениям в группах по 3-5 и более детей.

Итак, основные направления психокоррекционной работы с аутичными детьми определяются спецификой данного синдрома и заключаются в следующем:

— ориентации аутичного ребенка вовне;

— обучение его простым навыкам контакта;

— обучение ребенка более сложным формам поведения;

— развитие самосознания и личности аутичного ребенка.

Третьим принципом является четкая организация занятий с аутичными детьми. Сложная специфика аффективной дезадапта­ции аутичного ребенка требует специальной организации психо­коррекционной работы.

1) В связи с легкой возбудимостью ребенка, импульсивностью, хаотичностью его деятельности необходимы специальные ме­роприятия по обеспечению безопасности детей в процессе за­нятий. Занятия должны проходить в специально оборудован­ном зале, где обязательно должно быть мягкое освещение, палас или ковер на полу. В зале не должно быть острых и тяжелых предметов.

2) Необходима строгая организация режима в группе. Обязатель­ным является идентичность обстановки занятий и постоянст­во состава группы, так как аутичные дети трудно приспосаб­ливаются к новой обстановке и новым людям.

3) Психолог должен бережно относиться к любой, даже самой примитивной активности ребенка.

4) Необходимо создание индивидуальных психокоррекционных программ для каждого ребенка.

5) Необходимо активное привлечение родителей к психокоррек-ционному процессу.

В работах В. В. Лебединского с соавторами рассмотрены основные задачи психологической коррекции детей с РДА.

1. Преодоление негативизма при общении и установление кон­такта с аутичным ребенком.

2. Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмо­ционального дискомфорта.

3. Повышение психической активности ребенка в процессе об­щения со взрослыми и детьми.

4. Преодоление трудностей организации целенаправленного по­ведения.

5. Преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, нега­тивизм и пр.).

6. Организация целенаправленного взаимодействия психолога с ребенком в процессе доступной ему игры или другой формы деятельности.

Основные этапы психологической коррекции и специфика пси­хокоррекционных воздействий заключаются в следующем.

Первый этап — установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятия. Это достигается с помощью спо­койной негромкой музыки в специально оборудованном помеще­нии для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребен­ком негромким голосом, даже в некоторых случаях, особенно ес­ли ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать пря­мого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться с прямыми вопросами к ребенку. Установление контакта с аутич­ным ребенком требует достаточно длительного времени и явля­ется стержневым моментом всего психокоррекционного процес­са. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается с помощью создания по­стоянной устойчивой обстановки занятий, поощрением любой, даже минимальной активности ребенка. На данном этапе занятий не рекомендуются директивная игровая терапия. Психолог присут­ствует в качестве наблюдателя за ребенком в процессе его игр, фиксирует реакции ребенка, отмечает, что вызывает у ребенка отрицательные и положительные эмоции.

Коррекционных воздействия на данном этапе должны быть направлены на собственные резервы и механизмы базальной аф­фективной сферы ребенка. Это достигается с помощью разнооб­разных приемов, направленных на изменение аффективного со­стояния. Например: общая релаксация, снятие патологического напряжения, уменьшение тревожности, увеличение активности ре­бенка. На данном этапе очень важна роль родителей, их поло­жительная установка на занятие и активность в его организации.

На втором этапе психокоррекции детей с РДА важной зада­чей является усиление психической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умение почувствовать настрое­ние больного ребенка, понять специфику его поведения и ис­пользовать это в процессе коррекции. Например, у многих детей с РДА наблюдается тяга к ритмическим раскачиваниям. Психо­лог должен использовать эти особенности детей в процессе вы­полнения специальных упражнений (танцевальные ритмические упражнения и пр.). Необходимо уловить момент аффективного подъема у ребенка и придать ему реальный игровой эмоциональный смысл.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. Это достигается с помощью музыкального сопровождения занятий и специальных игр, направленных на длительное положительное сосредоточение ребенка. Например, игра «Мыши, тише-тише», «Мо­ре волнуется», «Глаза в глаза» и пр.

Кроме общих задач в процессе коррекции детей с РДА высту­пают и частные задачи, направленные на преодоление негатив­ных аффективных переживаний и патологических форм поведе­ния. Необходимо помнить, что такие реакции ребенка, как аг­рессия, неативизм, имеют защитный характер, и для преодоления их нужны комфортные условия для ребенка. Запрещается осуж­дение поведения ребенка в присутствии взрослых и других де­тей, рекомендуется использовать разнообразные прожективные ме­тоды и методы переключения. Например, ребенок с РДА в про­цессе занятий с кубиками постоянно разрушает постройки у других детей. Психолог вместе с ребенком строит и разрушает построен­ное и при этом эмоционально реагирует на падение кубиков воз­гласами «ух», «бух» и пр. Второй пример: у мальчика с РДА имели место навязчивые желания схватить за волосы присутствую­щих в группе. Когда он входил в группу, психолог предлагала ему погладить по голове себя и других детей и обращала внима­ние на то, что он так по-особенному приветствует присутствую­щих. Важно, чтобы ребенок не застревал на своих агрессивных действиях. Не рекомендуется делать прямые замечания ребенку,

удалять его из группы. Все эти директивные действия могут только усугубить его агрессивные проявления.

Четвертым, не менее важным этапом психокоррекции детей с РДА является работа с родителями, которая заключается в це­ленаправленных консультациях родителей о воспитании ребенка, в присутствии родителей на занятии и активное участие в нем. В зарубежной психологической практике при работе с детьми-аутистами особой популярностью пользуется холдинг-терапия. Хол­динг-терапия (от англ. hold — удерживать, выдерживать, владеть) была разработана доктором Мартой Вельч (М. Welch) и впервые внедрена в Материнском центре в Гринвиче США в 1978 году. В основу холдинг-терапии положена концепция, которая рассмат­ривает ранние детские эмоциональные расстройства как резуль­тат нарушения эмоциональных связей между матерью и ребен­ком (Rank В., 1949; Bowiby J., 1986). Авторы подчеркивали по­ложительную роль первого контакта с матерью. Привязанность ребенка к матери основана на чувстве безопасности, которое он испытывает в общении с ней. Если чувство безопасности нару­шено, то социальное и эмоциональное развитие ребенка идет в неправильном направлении и в крайних вариантах ведет к ау­тизму. При аутизме холдинг-терапия имеет характер принудитель­ного контакта, так как эти дети отвергают физическое и эмоцио­нальное взаимодействие с матерью. Перед тем как рекомендо­вать холдинг-терапию родителям, психолог предварительно изучает семью ребенка и перед началом сеанса объясняет матери ее зна­чение. В процессе холдинг-терапии перед матерью стоит задача взять ребенка на руки и, преодолев его сопротивление, как мож­но дольше удержать его. В некоторых случаях, когда ребенок более взрослый или активно сопротивляется, рекомендуется лечь на него, обнять его, прижать к себе и постараться удержать как можно дольше, пока ребенок не успокоится. В процессе сеансов роль психолога заключается в следующем:

— психолог помогает матери преодолевать затруднения во вре­мя сеанса;

— после окончания сеанса психолог анализирует поведение ре­бенка, его реплики, интерпретирует символику сопротивления ребенка и другие особенности его поведения.

Опыт нашей работы показал высокую эффективность данного метода, особенно для тех детей, которые испытывали существен­ную эмоциональную депривацию со стороны родителей, и осо­бенно матери.

Целесообразно проводить холдинг-терапию не только с матерью, но и с отцами и другими членами семьи больного ребенка. Эффективность этого метода обусловлена тем, что с помощью его удовлетворяется основопологающая потребность ребенка в социальных контактах, которая базируется на чувстве безопасности. Холдинг-терапию целесообразно использовать пе­ред началом занятий. В специально оборудованном помещении для занятий родители садятся вместе с детьми, причем каждый выбирает удобную позу для контакта и в течение некоторого вре­мени на фоне расслабляющей музыки проводят холдинг-терапию. Элементы холдинг-терапии целесообразно использовать и в про­цессе второго и третьего этапа занятий с целью усиления психи­ческой активности и выработки целенаправленного поведения). Для этого используются игры «Подкидыш», «Качание в одеяле», «Угадай на ощупь, кто это» и др. При проведении холдинг-тера­пии необходимо использовать следующие правила.

1. Сеансы должны проводиться родителями ежедневно, по край­ней мере в течение двух первых месяцев.

2. Первые 3-4 сеанса необходимо проводить в присутствии пси­холога.

3. Необходимо добиваться полного расслабления ребенка по край­ней мере на 3-4-м сеансе.

4. Не рекомендуется прерывать сеансы, особенно в первые два месяца.

Итак, основной задачей психологической коррекции детей с РДА является вовлечение их в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. Необходимо проводить занятия с жесткой последовательностью игровых действий с их многократным проиг­рыванием, особенно с детьми первой и второй групп. Освоение системы игровых штампов способствует формированию у детей с аутизмом познавательных процессов. Особое значение в системе психокоррекции детей с аутизмом имеет работа с семьей ребен­ка, направленная на активное привлечение родителей к пробле­мам ребенка и обучение их взаимодействию с ним. При разра­ботке психокоррекционной программы для детей с аутизмом пси­холог должен обязательно учитывать степень тяжести аффективной и интеллектуальной патологии, время возникновения заболева­ния, особенности социальной ситуации развития аутичного ре­бенка. Работа с аутичными детьми предъявляет высокие требо­вания к личности и уровню профессионализма психолога.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.