Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гендерные особенности детской одаренности.






Давно замечено, что при тестировании на уровень интеллекта и креативности, при определении развития познавательных способностей наблюдаются не только индивидуальные отличия, но и отличия, обусловленные полом. Мальчики и девочки, мужчины и женщины по­казывают разные результаты.

Среди девочек старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, как отмечают некоторые исследо­ватели, одаренных чуть больше, чем мальчиков. Но в бо­лее старшем возрасте (на этапе полового созревания) данное соотношение меняется в пользу мальчиков. А зна­чительная часть девочек, ранее опережавших сверстни­ков в развитии, «выравнивается» и уходит из разряда одаренных. Но ответ на вопрос о том, чем это обуслов­лено, не так прост. Может быть, срабатывают какие-то генетические программы, а может быть, это объясняет­ся внешними воздействиями.

Известны попытки объяснить этот факт средовым влиянием, представив его как результат определенных «социальных ожиданий». Нельзя не признать, что эти утверждения не лишены оснований. Ведь в мальчике на­ши культурные традиции требуют пробудить активность, энергичность, инициативу, стремление к самоутвержде­нию. Традиционные представления о мужском поведе­нии заставляют нас учить мальчика бороться с внеш­ними обстоятельствами, быть лидером, «победителем», сильным, смелым, отважным и при этом обязательно уметь скрывать свои чувства (в особенности боль, обиду и др.).

Девочку мы, в соответствии с теми же традициями, должны воспитывать практически в прямо противопо­ложном духе. В нашем понимании девочка должна быть, и, как правило, оказывается более чувствительной и к по­ощрению и к порицанию, более склонной к сострада­нию, сопереживанию. В обществе не всегда поддержи­вается ее интеллектуальная инициатива, обычно не це­нятся ее лидерские порывы, она должна быть покорной, она может поплакать и т. п. В этих условиях, конечно, трудно ожидать, что она вырастет выдающимся лидером, политиком или руководителем производства, ученым или режиссером. Если это и произойдет, то благодаря значительно превосходящим средние генотипическим задаткам и вопреки влиянию среды.

Современные методики измерения познавательных способностей не фиксируют существенных различий в среднем уровне их развития у представителей разных полов. Вопреки эмоциональным высказываниям, осно­ванным преимущественно на умозрительных заклю­чениях ряда крупных ученых прошлого (Ч. Дарвин, Ф. Гальтон и др.), познавательные возможности женщин и мужчин в целом примерно равны. Но это не исклю­чает наличия специфических особенностей, связанных с полом.

Замечено, что женщины лучше справляются с теста­ми на вербальную беглость, скорость чтения, понима­ние прочитанного и правописание. У них обычно лучше кратковременная вербальная память. У девочек раньше, чем у мальчиков, развиваются речевые и языковые спо­собности.

Физиологи утверждают, что в языковых центрах го­ловного мозга женщин сосредоточено на 17 % больше нейронов, чем в соответствующих зонах мозга мужчин. У женщин головной мозг менее латерализован, волокна, связывающие два полушария и делающие возможной коммуникацию между корой обоих полушарий, толще.

У женщин выше способность к эмпатии. Вне зависи­мости от типа культуры, в которой им пришлось расти, женщины лучше мужчин интерпретируют лицевую агрес­сию и другие виды социальной, эмоциональной инфор­мации.

При этом мужчины превосходят женщин в понима­нии и мысленном манипулировании пространственны­ми отношениями (лабиринты, пространственные тесты и т. п.), чаще демонстрируют высокие математические способности, линейное мышление.

Специальные исследования свидетельствуют о том, что по показателям IQ у женщин отмечается меньшая вариативность, чем у мужчин. Иначе говоря, мужчины чаще демонстрируют очень высокие и очень низкие показатели по тестам IQ. Вероятно, поэтому среди мужчин (в любой культуре, в любой популяции) и гениев, и ум­ственно отсталых всегда оказывалось больше, чем среди женщин.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.