Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Современные технологии развития одаренности у детей дошкольного возраста






Детская одаренность - это интегральная, динамическая личностная характеристика, которая определяет возможность достижения ребенком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми, наиболее интенсивно начинает проявляться в дошкольные годы. Детский дошкольный возраст - период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризуют формирование и зрелость самого явления - одаренности. Характер развития одаренности в дошкольные годы - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, художественной, трудовой), а также личностной активности самого ребенка, его способности к саморазвитию.

Анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет сделать вывод, что художественно-творческая одаренность ярче всего проявляется в дошкольном возрасте, так как ребенок, обладая образным мышлением, лучше запоминает все яркое, выразительное (именно этими свойствами наделено искусство) и охотнее стремится реализовать себя в художественно-творческой деятельности. Лучшие достижения дошкольника в области освоения окружающей жизни говорят о том, что его знания появляются в результате сотрудничества с более компетентными взрослыми.

Ребенок, обладающий художественно-творческой одаренностью проявляет самостоятельность, инициативу и любознательность при рассматривании и в обследовании произведения искусства, дает оценку его основным эстетическим характеристикам, отражает понимание выбора средств выразительности художника в соответствии с замыслом в содержании суждений. Такой ребенок демонстрирует в речи, жестах эстетические чувства, является инициатором искусствоведческой беседы, с увлечением занимается творческой (музыка, театр, ИЗО, хореография) деятельностью. Художественно-творчески одаренный ребенок работает самостоятельно, предлагает свои идеи, свободно входит в нестандартную ситуацию, охотно экспериментирует, легко выбирает необходимые для осуществления замысла изобразительные и технические средства, испытывает удовольствие от эстетической деятельности, знает, как сделать работу еще лучше.

Таким образом, под художественно-творческой одаренностью понимается совокупность творческих способностей, направленных на освоение ребенком достижений культуры и искусства, на создание персональных незаурядных продуктов художественного творчества через выражение индивидуальности с учетом нравственных ценностей социума.

Фактором развития художественной одаренности выступает развивающая художественно-эстетическая среда.

Научный интерес к проблеме влияния на личность особенностей педагогически организованной воспитательной среды усиливается в последнее десятилетие. В трудах современных исследователей педагогически организованная художественная среда выступает как понятие, находящееся в стадии своего оформления в сложную, многоуровневую дефиницию. Поиски современных ученых осуществляются в русле определения типов, компонентов, методологических основ и направлений ее формирования.

Представление о художественно-эстетической среде как определенном культурно-общественном феномене появилось в России в трудах Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, В.В. Зеньковского, в теоретическом анализе у С.Т. Шацкого и В.Н. Шацкой. Традиционным было признание первостепенного значения материальных условий для создания образовательной среды школы. В современной трактовке содержательное наполнение понятия «педагогически организованная художественная среда» значительно расширилось: оно вышло за пределы школьной жизни в эстетически значимое природное окружение (Ю.В. Мануйлов, Д.Ж. Маркович, Л.И. Новикова, В.А. Ясвин), связалось с «национальным космосом» (Г. Гачев), включающим историю, этнос, региональные особенности как выражение духа народа (Д.С. Лихачев), с художественно-образным фоном, окружающим ребенка в его повседневной жизни СМИ (С.Л. Братченко, В.В. Корешков, В.С. Неваленный, Л.И. Уколова, В.Д. Халилов). Современные исследователи акцентируют необходимость творческой активности детей, подчеркивают значение «деятельностного переживания как созидающего личность ребенка в ее ценностной направленности» (С.Т. Погорелов) для создания эмоциональной, ценностно-ориентированной художественной среды (Н.И. Киященко, Н.И. Полякова, Л.Г. Савенкова, В.И. Слободчиков, Л.П. Печко), определяют образовательную художественную среду как развивающее образовательное содержание в единстве с инновационными технологиями (И.Э. Кашенкова, Н.Б. Крылова).

В наибольшей степени обобщает перечисленные тенденции в трактовке педагогически организованной художественной среды определение, данное Л.П. Печко. Художественно-эстетическая среда школы определяется ею как «пространственно-временное, содержательно-культурное поле, педагогически функционирующее, которое обладает определенным внешним, предметно-материальным и конструкционным обликом, имеющим эстетические характеристики, а также эстетической атмосферой, создаваемой активностью педагогов и учащихся, где сосуществуют различные эстетические и художественные формы взаимодействия коллективных, групповых и индивидуальных проявлений эстетического сознания личности. При этом акцентируется, что искусство как «образная память человечества» концентрирует в себе духовно-ценностный опыт, накопленный человеческой цивилизацией. По выражению Л.П. Печко, «искусство выступает как сердцевина культурно-эстетической среды», в которой развивается личность, и главным условием формирования ее чувственной культуры, эколого-эстетического сознания.

Исследования, связанные с проблемой педагогически организованной художественной среды, отражают изменения, происходящие в целом в отечественной системе художественного воспитания. На первый план выходит идея целостного развития личности ребенка, раскрытия его творческого потенциала средствами искусства и педагогически организованной художественно-эстетической среды.

Так, в названии программы «Истоки» (160) авторы подчеркнули непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека. Программа направлена на психическое развитие ребёнка по пути амплификации, т.е. на максимальную реализацию его возможностей через специфически детские виды деятельности. К таким видам деятельности авторы относят детскую игру и художественно-практическую деятельность. Художественное воспитание детей представляется авторами программы как неотъемлемая часть и основа их общей культуры.

Одним из ведущих принципов в программе «Красота. Радость. Творчество» (184) сформулирован принцип взаимосвязи художественно-эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным. Авторы обосновывают идею эстетически организованной среды как средства всестороннего развития личности ребенка. В программе «Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста» (282) сформулирована задача развития у детей эмоциональной отзывчивости как личностного качества, активизирующего процесс социализации ребенка. В комплекс художественно-педагогических задач включены задачи развития эмоционально-волевой сферы, познавательных интересов ребенка, его нравственного, умственного, физического и трудового воспитания. Программе «Шалун или Мир дому твоему» (362) так же свойственно объединение всех направлений воспитания ребёнка на основе его художественно-эстетического развития: нравственное, интеллектуальное, физическое, трудовое воспитание, обучение гигиеническим навыкам, развитие речи и т.д. Программа ставит своей задачей формирование у ребенка интуитивных представлений о наличии связи всего в мире между собой, о внутреннем сходстве различных явлений на основе взаимодействия с художественными образами окружающего мира. За пределы специфических задач развития музыкально-художественных способностей выходит и содержание программы «Камертон» (194), нацеленное на воспитание нравственной сферы ребёнка, развитие его умственных, физических способностей, активизацию познавательных процессов.

В программе«Развитие» (74) художественное творчество детей трактуется как специфически дошкольный вид деятельности, напрямую связанный с эмоциональным и сенсорным развитием ребенка, что является основой формирования его интеллектуальных способностей (разделы «Выразительное движение», «Художественное конструирование», «Режиссёрская игра»). Авторы программы связывают задачи развития и совершенствования творческих и игровых навыков с целостным развитием личности ребенка. В концепции программы «Одарённый ребёнок», представляющей уровневый вариант программы «Развитие», умственные способности проявляются в области образных форм познания мира – наглядно-образного мышления и воображения. Поэтому обращение к искусству трактуется в программе как основа развития умственных способностей детей, а художественное воспитание - как фундамент в освоении любой образовательной области.

В целом анализ современных комплексных программ для ДОУ позволяет сделать вывод, что включение детей в художественную деятельность трактуется авторами программ в качестве сензитивного дошкольному периоду средства гармоничного развития всех сфер личности ребенка, формирования социальных основ личности, развития творческой активности в самостоятельной деятельности, совершенствования умственных способностей в опоре на сенсорный опыт ребенка, на практически-ориентировочные и образные формы познания мира.

Выдвижение на первый план задач целостного развития личности ребенка в условиях педагогически организованной художественной среды привело к усилению интереса к проблеме интеграции разных видов искусства, взаимосвязи и взаимопроникновения в педагогическом процессе разнообразной художественно-практической деятельности детей. Так, программа «Путешествие в прекрасное» (213) основана на идее соединения представлений ребенка об отдельных видах искусства в синтезе художественных образов. При этом красота мира и искусства открывается ребенку через его внутреннее целостное видение, через образ своего «я», выраженный в различных формах художественной деятельности. В программе «Театр-Творчество-Дети» (353) синтез искусств осуществляется через театрализованную деятельность детей, которая также направлена на решение развивающих задач: формирование эмоционально-выразительной речи, двигательной культуры, умений владеть своим вниманием, развитие воображения и памяти.

Е.А. Флерина в своей статье «Основные принципы художественного воспитания детей» подчеркивает комплексность восприятия ребенком искусства. Основными средствами художественного воспитания, по ее мнению, являются красота в окружающей ребенка жизни (в природе, в быту, в общественной жизни), все виды искусства, доступные ребенку для восприятия, художественная самодеятельность и творчество. Сюда относятся игра и игрушка, художественное слово, музыка и пение, изобразительные искусства, радио, кукольный и теневой театр, праздники. Праздники представляют собой комплекс эстетических восприятий и художественной самодеятельности детей в различных областях искусства (пение, музыка, тан­цы, инсценировка, чтение стихов, рассказывание, кукольный театр). Автор отмечает необходимость такого же комплексного подхода к организации развивающей художественно-эстетической среды: любая система может эффективно функционировать при определенном комплексе средств, поскольку случайные и разрозненные условия не могут обеспечить эффективное функционирование системы (явления).

Синтез искусств, по утверждению В.В. Химчака, стимулирует социально-эстетические потребности в творчестве и способствует развитию синтетических талантов; активизирует потребность в общении, становлении отношений в группе людей; обеспечивает общение с прошлым; выступает посредником в общении художников и зрителя (слушателя), где происходит духовное обогащение, освоение ценностей искусства, через которые познается реальный мир и мир человека, постижение эстетических идеалов. Б.П. Юсов отмечает, что в общем художественном развитии дети становятся свидетелями и участниками живого формообразования, когда слово, звук, движение, цвет возникают на глазах у ребенка в живом явлении. По его мнению, искусство должно проникать в жизнь через игры, танцы, изобразительную деятельность, но в условиях организации предметно-пространственной среды.

Синтез разных видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер. Особенности возраста не позволяют строить творческую деятельность детей с опорой лишь на конкретную деятельность, без подкрепления любимого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием. Без этого ребенку сложно раскрыть, объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький ребенок легко перевоплощается, активно общается и быстро перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкрепить другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией, игрой-драматизацией и пр.)

И.А. Лыкова считает, что все искусства выступают как явления жизни в целом (Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-3 лет). Каждый ребенок может успешно продвигаться в каждом из видов художественной деятельности и творчества, обеспечивая оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. По ее мнению, искусство взаимодействует даже в том случае, если педагог об этом не знает или не хочет с этим считаться. Цвет, звук, пространство, движение, форма тесно связаны, взаимозаменяемы. Они являются разным выражением тех же духовных явлений и качеств мира. В синтезе искусств важно учитывать внутренние, образные, духовные связи искусств - на уровне творческого процесса. Это нужно отличать от привычных межпредметных связей или взаимного иллюстрирования одного искусства примерами другого - по их сюжету и содержанию.

В эстетике определены и способы синтезирования искусств: соподчинение (один вид искусства доминирует над другим, с ним сотрудничает), склеивание (коллажное соединение отдельных элементов разных искусств), симбиоз (равноправное взаимодействие искусств, извлечение пользы друг от друга), снятие (один вид искусства вбирает в себя другой), ретрансляционное сопряжение (один вид становится средством передачи другого); размывание границ между жанрами и видами искусств (музыка и литература имеют общие черты: поэтичность, ритм, мелодичность); единство идейно-тематической основы вступающих в синтез искусств, (отражение «вечных» образов «материнства», «детства», «современности»). Знание способов синтезирования позволит педагогам эффективнее использовать взаимодействие искусств в образовательном процессе дошкольного учреждения, в развитии личности ребенка.

Актуальным в дошкольном образовании является вопрос о том, какие виды художественной деятельности доступны ребенку. В дошкольной педагогике и в практике дошкольного образования проблемы художественного воспитания были связаны с разработкой содержания и методов отдельных видов музыкальной, театрализованной, изобразительной, речевой деятельности ребенка, с развитием художественных навыков и художественно-творческих способностей детей в том или ином виде художественной деятельности.

Традиционные виды детской художественной деятельности -театрализованная, изобразительная, музыкальная - в предметном их выражении не дают возможности в полной мере реализовать задачи творческого развития ребенка. Синтез искусств наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы, поскольку, с одной стороны, дает более многоплановое и динамичное художественное содержание и, с другой стороны, менее привязаны к стандарту (стереотипу) в поисках замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий творческий потенциал; привносит в деятельность детей разнообразие и новизну.

Взаимодействие различных видов искусств в едином образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения открывает новый путь художественного освоения действительности в дошкольном детстве. В условиях синтеза искусств художественная деятельность выступает как социально-педагогическое явление, которое формирует творческую личность каждого ребенка, обеспечивает развитие его самосознания, обеспечивает возможности самореализации. Стержневым основанием каждого блока выступает художественный образ, который дети воспринимают в процессе знакомства с произведениями искусства (подлинниками) и творчески создают его в разных видах художественной деятельности.

В дошкольных образовательных учреждениях используются возможные варианты синтезирования искусств: музыка-живопись, литература - живопись и др. Особенно популярным становится детский театр, предполагающий органичное сочетание всех видов искусств.

Анализируя современные методики по театрально-игровой деятельности (Н.В. Захарюта, М.Д. Маханева, Н.Ф. Сорокина), мы можем отметить, что они нацелены на самостоятельное творчество и создание творческого коллектива единомышленников. Г.В. Кузнецова считает, что синтез искусств в театральной деятельности помогает закреплять жизненные впечатления, обогащает социальный опыт, создает благоприятную почву для творчества. Е.А. Антипина говорит следующее о педагогической роли театра: «Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогическивоадачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству». По мнению И.П. Кошманской, в процессе подготовки к спектаклям, в силу специфической необходимости, дети непосредственно развивают и тренируют память, мышление, фантазию, работают над выразительностью речи и движения (Театр в детском саду).

Кроме этого, в процессе театрализованной деятельности, активизируются новые личностные возможности. Так, для застенчивого, робкого ребенка сам выход на сцену перед публикой - уже подвиг, уже преодоление себя, уже шаг к большей смелости и свободе в общении. Для слишком эгоцентричного ребенка необходимость соотносить свои действия с действиями партнеров по игре - важный момент в развитии способности понимать и уважать других. По мнению А.А.Михайловой, синтетичность театрального искусства несет значимую развивающую направленность не только на актеров, но и на зрителей, которым: «Одновременно приходится следить развитием действия, запоминать действующие лица, рассматривать декорации, слушать речь и музыку» (Ребенок в мире театра).

Учеными было установлено, что между волевой и эмоциональной сферой существует тесная взаимосвязь. Влияние эмоций на волевую регуляцию поведения проявляется в том, что переживание успеха или неудачи вызывает или угнетает волевые усилия. Атмосфера праздника, которая создается вокруг театрализованной деятельности, в известной мере способствует волевой мобилизации ребенка

Театральная деятельность выступает как форма художественной деятельности, в которой происходит синтез всех видов искусств. Исходя из этого, острота проблемы синтеза искусств и разных видов художественной деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении рассматривается как средство проектирования творческого пространства в дошкольном образовательном учреждении, как путь становления основ художественной культуры и художественно-творческого роста каждого ребенка.

Таким образом, развитие творческой одаренности детей дошкольного возраста наиболее эффективно осуществляется посредством синтеза искусств в творческом образовательном пространстве ДОУ. Синтез искусств при умелой организации в образовательном процессе становится способом творческой деятельности педагога и средой для творческой активности и самореализации ребенка, которая отражается в личностном творческом продукте: рисунок, сказка, скороговорка, загадка, танец, песенка, декоративно-прикладные изделия и др. Синтез искусств стимулирует социально-эстетические потребности в творчестве, способствует развитию творческой одаренности; активизирует потребность в общении, становлении отношений в группе людей; обеспечивает общение с прошлым; выступает посредником в общении художников и зрителя (слушателя), где происходит духовное обогащение, освоение ценностей искусства, через которые познается реальный мир и мир человека, постижение эстетических идеалов.

таким образом, развитие художественной одаренности детей дошкольного возраста в творческом образовательном пространстве ДОУ обеспечивается за счет следующих выявленных закономерностей:

1. Одаренность ребенка дошкольного возраста напрямую зависит от организации образовательного творческого пространства образовательного учреждения.

2. Креативность как фактор одаренности ребенка выражается в получении созидательного творческого продукта. Творческая деятельность ребенка дошкольного возраста проявляется в самореализации на собственные блага и благосостояния общества.

3. Становление и развитие одаренности ребенка дошкольного возраста опирается на духовно-нравственные ценности общества.

4. Одаренность ребенка дошкольного возраста напрямую зависит от творческого саморазвития педагогов ДОУ, их компетентности в области организации творческого образовательного пространства.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.