Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЛЕКЦИЯ № 1






ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА

 

Опорный конспект лекций

для студентов всех специальностей

дневной и заочной форм обучения

 

 

Донецк 2008


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Донецкий национальный университет экономики и торговли

имени Михаила Туган-Барановского

 

Кафедра экологии и физики

 

 

А.С. Толстых

 

 

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА

 

Опорный конспект лекций

для студентов всех специальностей

дневной и заочной форм обучения

 

 

Утверждено на заседании кафедры

«Экологии и физики»

Протокол № 14 от 03.03.2008 г.

 

Одобрено учебно-методическим

советом ДонНУЭТ

Протокол № от г.

 

Донецк 2008


ББК 68.9я73

Т 54

УДК 355.58 (076.6)

 

Рецензенты:

докт. техн. наук, проф. В.Г. Погребняк

канд. техн. наук, доц. В.А. Кравец

 

 

Толстых, А. С.

Т 54 Гражданская оборона [Текст]: опор. конспект лекций для студентов всех спец. днев. и заоч. форм обучения / А. С. Толстых; Донец. нац. ун-т экономики и торговли им. М. Туган-Барановского, каф. экологии и физики. – Донецк: ДонНУЭТ, 2008. – 126 с.

 

 

В опорном конспекте изложены основные задачи и организация гражданской обороны на промышленных объектах, влияние чрезвычайных ситуаций на жизнедеятельность населения и способы его защиты. Приведены требования международного права по вопросам гражданской оборны.

Опорный конспект предназначен для самостоятельной работы студентов, изучающих дисциплину «Гражданская оборона» Может быть полезным для дипломного проектирования и преподавателей ВУЗов.

 

ББК 68.9я73

 

© Толстых А.С. 2008

© Донецкий национальный университет

экономики и торговли

им. М. Туган-Барановского, 2008

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Лекция № 1 «Организация гражданской обороны в современных

условиях»………………………………………………………4

Лекция № 2 «Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени»....23

Лекция № 3 «Организация защиты населения»…………………………..31

Лекция № 4 «Радиационно-химическая защита населения в

чрезвычайных ситуациях……………………………………43

Лекция № 5 «Оценка радиационной обстановки в чрезвычайных

ситуациях……………………………………………………55

Лекция № 6 «Оценка инженерной и пожарной обстановки в

чрезвычайных ситуациях…………………………………..62

Лекция № 7 «Оценка химической обстановки в чрезвычайных

ситуациях»…………………………………………………..73

Лекция № 8 «Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций»……...82

Лекция № 9 «Государственное регулирование системы

мероприятий по предупреждению возникновения

техногенных чрезвычайных ситуаций…………………..109

Литература………………………………………………………………...124


ЛЕКЦИЯ № 1

«ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

ПЛАН ЛЕКЦИИ

· Основные положения международного права по вопросам защиты людей.

· Гражданская оборона Украины.

· Единая система гражданской защиты.

· Организация Гражданской обороны на объектах хозяйственной деятельности.

Основные положения международного права

по вопросам защиты людей

 

В настоящее время международное право по вопросам защиты людей, в основном, базируется на четырех Женевских Конвенциях (12 августа 1949 г.) и двух Дополнительных Протокола к Женевским Конвенциям (8 июня 1977 г.).

В Конвенциях излагаются нормы гуманности, во время войны, по отношению к раненым, больным в действующих армиях и на флоте, лицам, потерпевшим кораблекрушение, обращению с военнопленными, а также защите гражданского населения.

В условиях современного ведения войн Конвенции не обеспечивают полную защиту всем жертвам. Дополнительные Протоколы расширяют и углубляют правовое поле в делах защиты лиц, участвующих в вооруженном конфликте.

В этих документах дается четкое определение всем участникам конфликта. Так, лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала), являются комбатантами, т.е. они имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях. Любой комбатант, попадающий под власть противной стороны, является военнопленным. Все военнопленные пользуются защитой.

Все раненные, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, пользуются уважением и защитой. При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, который требует их состояние. Между ними не проводится никакого различия, по каким бы то ни было соображениям, кроме медицинских.

Гражданское население должно относиться с уважением к перечисленным категориям лиц, даже если они принадлежат к противной стороне, и не допускать по отношению к ним актов насилия.

Лиц, находящихся под властью противной стороны, запрещено подвергать физическому или психическому насилию или ущербу путем какого-либо неоправданного действия или упущения. В частности запрещается подвергать таких лиц даже с их согласия: физическим увечьям, медицинским или научным экспериментам, удалению органов или тканей для пересадки.

Против указанных лиц запрещаются репрессалии.

В четвертой части Первого Дополнительного Протокола оговаривается защита гражданского населения от последствий военных действий. Для обеспечения уважения и защиты гражданского населения и гражданских объектов стороны, находящейся в конфликте, должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами, а также между гражданскими объектами и военными объектами и соответственно направлять свои действия только против военных объектов.

Гражданское население, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектами нападений. Запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющим основной целью терроризировать гражданское население.

Нападение неизбирательного характера запрещаются, а в частности:

- нападения, которые не направлены на конкретные военные объекты;

- средства ведения военных действий, которые не могут быть направлены на конкретные военные объекты;

- нападения, попутно влекущие за собой потери жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и ущерб гражданским объектам.

Запрещается нападение на гражданское население или на отдельных гражданских лиц в порядке репрессалий.

Присутствие или передвижение гражданского населения или отдельных гражданских лиц не должны использоваться для защиты определенных пунктов или районов от военных действий, в частности, в попытках защитить военные объекты от нападения или прикрытия военных действий.

Нападения должны строго ограничиваться военными объектами, т.е. объектами, которые в силу своего расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия. В случае сомнения в том, не используется ли объект, который предназначен для гражданских целей, например место отправления культа, жилой дом или школа, для эффективной поддержки военных действий, предполагается, что такой объект используется в гражданских целях.

В отношении защиты культурных ценностей и мест отправления культа запрещается:

- совершать какие-либо враждебные акты, направленные против тех исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые составляют культурное или духовное наследие народов;

- использовать такие объекты для поддержки военных усилий;

- делать такие объекты объектами репрессалий.

В Протоколах оговаривается защита объектов необходимых для выживания гражданского населения и защита природной среды. Так запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны, а в соответствии с этим запрещается подвергать нападению или уничтожать, вывозить или приводить в негодность запасы продуктов питания, производящие продовольствие сельскохозяйственные районы, посевы, скот, сооружения для снабжения и запасы питьевой воды, а также ирригационные сооружения.

При ведении боевых действий должна проявляться забота о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба. Это подразумевает собой запрещение использования методов или средств ведения войны, которые причиняют такой ущерб природной среде и тем самым нанесут ущерб здоровью или выживанию населения.

В Документах особое внимание уделяется защите установок и сооружений, содержащих опасные силы, а именно: плотины, дамбы и атомные электростанции не должны становиться объектом нападения даже в тех случаях, когда такие объекты являются военными, если нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения.

Шестая глава Первого Дополнительного Протокола дает определение Гражданской обороны и устанавливает задачи ГО.

«Гражданской обороной» является выполнение некоторых или всех упомянутых ниже гуманитарных задач, направленных на то, чтобы защитить гражданское население от опасностей и помочь ему устранить непосредственные последствия военных действий или бедствий, а также создать условия, необходимые для его выживания. Этими задачами являются:

- оповещение;

- эвакуация;

- предоставление убежищ и их устройство;

- проведение мероприятий по светомаскировке;

- спасательные работы;

- медицинское обслуживание, включая первую помощь, а также религиозная помощь;

- борьба с пожарами;

- обнаружение и обозначение опасных районов;

- обеззараживание и другие подобные меры защиты;

- срочное предоставление крова и снабжение;

- срочная помощь в восстановлении и поддержании порядка в районах бедствия;

- срочное восстановление необходимых коммунальных служб;

- срочное захоронение трупов;

- помощь в сохранении объектов, существенно необходимых для выживания;

- дополнительная деятельность, необходимая для осуществления любой из вышеупомянутых задач, включая планирование и организацию, но не ограничивающаяся этим.

 

Гражданская оборона Украины

 

3 февраля 1993 г. введен в действие Закон Украины «О Гражданской обороне Украины». В последствии в Закон были внесены изменения в соответствии с текущим законодательством Украины.

Законом определяется, что Гражданская оборона Украины является системой органов управления, сил и средств, которые создаются для организации для организации и обеспечения защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного, экологического, природного и военного характера.

Систему Гражданской обороны составляют:

- органы исполнительной власти всех уровней, к компетенции которых отнесены функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением, реагированием и действиям в чрезвычайных ситуациях;

- органы повседневного управления процессами защиты населения в составе министерств, других центральных органов исполнительной власти, городских государственных администраций, руководства предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчинения;

- силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;

- фонды финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов, предусмотренных на случай чрезвычайных ситуаций;

- системы связи, оповещения и информационного обеспечения;

- специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти, к полномочиям которого отнесены вопросы гражданской обороны;

- курсы и учебные заведения подготовки и переподготовки специалистов и населения по вопросам гражданской обороны;

- службы гражданской обороны.

Мероприятия гражданской обороны распространяются на всю территорию Украины, все категории населения, а распределение по объему и ответственности по их исполнению осуществляется по территориально-производственному принципу.

Задачами Гражданской обороны Украины являются:

- предупреждение чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и ликвидация их последствий;

- оповещение населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время и постоянное информирование его о существующей обстановке;

- защита населения от последствий аварий, катастроф, больших пожаров, стихийного бедствия и применения средств поражения;

- организация жизнеобеспечения населения во время аварий, катастроф, стихийного бедствия и в военное время;

- создание систем анализа и прогнозирования, управления, оповещения и связи, наблюдения и контроля за радиоактивным, химическим и бактериологическим заражением, поддержание их готовности для постоянного функционирования в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

- подготовка и переподготовка руководящего состава гражданской обороны, ее органов управления и сил, обучение населения умению применять средства индивидуальной защиты и действовать в чрезвычайных ситуациях.

 

Единая система гражданской защиты

 

24 июня 2004 г. принят Закон Украины «О правовых принципах гражданской защиты», который во многом дополняет и дает новое направление системе Гражданской обороны Украины.

В Общих Положениях данного Закона приводится определение ряда терминов:

- гражданская защита – система организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других мероприятий, которые осуществляются центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, подчиненными им силами и средствами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, добровольными спасательными формированиями, которые обеспечивают выполнение этих мероприятий с целью предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, создающих материальные убытки в мирное время и особый период;

- единая государственная система гражданской защиты населения и территорий (далее – единая система гражданской защиты) – совокупность органов управления, сил и средств центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, на которые возлагается реализация государственной политики в сфере гражданской защиты;

- подсистемы единой системы гражданской защиты – совокупность подчиненных специально уполномоченному центральному органу исполнительной власти функциональных и территориальных органов управления, на которые возлагаются определенные законом задачи в конкретных сферах гражданской защиты;

- служба гражданской защиты – государственная служба особого характера, связанная с обеспечением пожарной безопасности, предупреждением и реагированием на другие чрезвычайные ситуации техногенного, природного и военного характера, ликвидация их последствий, защитой населения и территорий от их негативного влияния;

- оперативно-спасательная служба гражданской защиты – специальное военизированное формирование, на которое возлагается защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного характера, участие в мероприятиях территориальной обороны, а также международных спасательных и других гуманитарных операциях;

- силы и средства гражданской защиты – личный состав и работники органов и подразделений гражданской защиты, добровольные спасательные формирования, пожарная и аварийно-спасательная техника, пожарно-техническое и аварийно-спасательное оборудование, средства пожаротушения и индивидуальной защиты, другое имущество, предназначенное для тушения пожаров, ликвидации последствий аварий, половодий, землетрясений и других катастроф техногенного, биологического, радиационного, химического или экологического и военного характера, минимизации последствий Чернобыльской катастрофы;

- зона возможного заражения – отдельная территория или объект, на которых вследствие чрезвычайных ситуаций, техногенного, природного или военного характера возникает угроза жизни или здоровью людей или причинения материальных потерь;

- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций – проведение комплекса мероприятий, включающих аварийно-спасательные и другие неотложные работы, осуществляющихся в случае возникновений чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного характера (далее – чрезвычайные ситуации), и направленные на приостановление действия опасных факторов, спасения жизни и сохранения здоровья людей, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций;

- первоочередные мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации – оперативное осуществление организационно-технических и других неотложных мероприятий, направленных на обеспечение минимальных потребностей жизнеобеспечения населения, которое пострадало вследствие чрезвычайной ситуации;

- техногенная безопасность – состояние защищенности населения, территорий, объектов от негативных последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

- неблагоприятные бытовые или нестандартные ситуации – ситуации, возникающие в быту, непроизводственной сфере, которые не приобрели масштаб чрезвычайной ситуации, или представляют собой угрозу жизни и здоровью людей и причинения материальных убытков.

Гражданская защита осуществляется с целью:

- реализации гражданской политики, направленной на сохранение безопасности и защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей и окружающей среды от негативных последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время и особый период;

- преодоление последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе последствий чрезвычайных ситуаций на территориях иностранных государств в соответствии с международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховною Радою Украины.

Гражданская защита осуществляется на принципах:

- гарантирования государством конституционного права на защиту жизни, здоровья и их имущества, а юридическим лицам – на безопасное функционирование;

- добровольности при привлечении людей к осуществлению мероприятий в сфере гражданской защиты, связанных с риском для жизни и здоровья;

- комплексного подхода к решению задач гражданской защиты;

- создание системы рациональной превентивной безопасности с целью максимально возможного, экономически обоснованного уменьшения вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций и минимизации их последствий;

- территориальности и функциональности единой системы гражданской защиты;

- минимизации причинения вреда окружающей среде;

- гласности, свободного доступа населения к информации в сфере гражданской защиты в соответствии с законодательством.

Основными задачами гражданской защиты является:

- сохранение и аналитическая обработка информации о чрезвычайных ситуациях;

- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

- осуществление надзора и контроля в сфере гражданской защиты;

- разработка и выполнение законодательных и других нормативно-правовых актов, придерживание норм и стандартов в сфере гражданской защиты;

- разработка, сохранение и рациональное использование материальных ресурсов, необходимых для предупреждения чрезвычайных ситуаций;

- оперативное оповещение населения о возникновении или угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, своевременное достоверное информирование о складывающейся обстановке и мероприятиях, применяющихся для предупреждения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий;

- организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, оказание неотложной психологической, медицинской и другой помощи потерпевшим;

- проведение неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и организация жизнеобеспечения пострадавшего населения;

- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской защиты к предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

- оказание с использованием средств гражданской защиты оперативной помощи населению в случае возникновения неблагоприятных хозяйственных или нестандартных ситуаций;

- обучение населения способам защиты в случае возникновения чрезвычайных, неблагоприятных или нестандартных ситуаций и организация учений;

- международное сотрудничество в сфере гражданской защиты.

Структуру единой системы гражданской защиты представляют центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и созданные ими функциональные и территориальные подсистемы ЕСГЗ.

Функциональные подсистемы ЕСГЗ создаются центральными органами исполнительной власти для организации работы, связанной с предупреждением ЧС и защитой населения и территорий в случае их возникновения.

Территориальные подсистемы ЕСГЗ создаются в АРК, областях, городах Киеве и Севастополе для предупреждения и ликвидации последствий ЧС в границах соответствующих территорий и включают территориальные органы управления специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданской защиты и соответствующие комиссии техногенно-экологической безопасности и ЧС.

ЕСГЗ может функционировать в режиме повседневного функционирования, повышенной готовности и в режимах ЧС, которые устанавливаются исполнительной власти и государственными администрациями всех уровней.

 

Режимы функционирования ЕСГЗ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.