Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая консультация как организационная структура






3.1. Требования к помещению и интерьеру консультационного центра

Для того, чтобы консультационный психологический центр был создан и начал функционировать, необходимо дать ответы на три вопроса: 1) зачем (или для чего), 2) на что (или на чьи финансы), 3) критерии, которым должно отвечать здание, чтобы в нем был размещен центр.

Вопрос финансов подлежит подробному рассмотрению в других дисциплинах. В данном контексте возможно отметить основной момент: центр может быть частным и, следовательно, открыт на чьи-либо личные средства, корпоративным или государственным.

Что касается критериев, которым должно отвечать здание, то среди них можно выделить два основных ориентира: месторасположение и интерьер.

Выбирая месторасположение консультации, необходимо руководствоваться следующими тремя «НЕ»:

1) нельзя размещать консультацию рядом или внутри с торговыми организациями; • 33

2) нельзя, чтобы рядом находилась проезжая часть или какие-либо шумопроизводящие объекты;

3) нельзя, чтобы рядом находились организации, которые могут вызвать у клиентов неприятные ассоциации (например, милиция, медвытрезвитель, морг).

Иначе: психологическая консультация должна располагаться:

1) в тихом месте;

2) в месте с удобной транспортной схемой;

3) ее расположение и внешний вид должны вызывать приятные ассоциации у клиентов.

Идеально, если психологическая консультация будет располагаться в собственном, отдельно стоящем здании, окруженном садом.

Интерьер. Классическим вариантов считает тот, при котором в распоряжении консультанта находятся две смежные комнаты — одна для консультативной беседы, вторая — для психодиагностики, ведения документации, подготовки к проведению сессий.

В комнате, предназначенной для консультаций, должны находиться кресла, журнальный стол, шкаф с популяризированной психологической литературой, которую, в случае необходимости, можно предложить клиенту для домашнего чтения.

Обе комнаты должны быть в светлых тонах. Их могут украшать картины, темы которых должны внушать оптимистический настрой и веру в светлое будущее. Например, уместны сюжеты о соблазнении земных девушек Зевсов, тринадцатый подвиг Геракла, Вакх и Персефона, пейзажи и натюрморты в пастельных тонах и неуместны: убиение Борисом Годуновым сына, покинутая Ариадна и прочие земные и внеземные трагикомедии.

Вопрос. Какие картины, по вашему мнению, будут способствовать созданию благоприятной атмосферы? Почему?

Во второй комнате, комнате-кабинете консультанта должны находиться: письменный стол, шкаф со специальной психологической литературой, компьютер с психодиагностической программой и подборкой релаксационных мелодий, сейф для хранения документации.

Все вышеперечисленные критерии относятся к желательным. Как специалист вы, вероятно, знакомы с идеей о расхождении между реальным и идеальным, так что не спешите требовать все вышеперечисленные блага, пусть даже в целях комфорта клиентов, у руководства.

Причинами для создания психологической консультации могут быть:

1) общая нестабильность в государстве (политическая, экономическая), что неизбежно ведет к снижению уровня жизни у основной массы населения (снижение рабочих мест, увольнения, задержка выплат заработной платы):

2) хроническая или периодическая стрессовая напряженность в какой-либо отдельно взятой области (приграничные зоны) или производственной отрасли (квартальные авралы на заводах);

3) высокий психогенный фактор, как одна из составляющих профессиональной специфики (педагоги, врачи, психологи).

Цель создания консультаций - профилактика возможных психосоматических последствий посредством регулярного снятия психологического напряжения у представителей данных областей, производств, профессий и помощи в разрешении психологических проблем.

Новые консультации создаются в двух основных случая:

1) когда причины, указывающие на необходимость оказания консультативной психологической помощи, есть, а психологических консультаций — нет;

2) когда психологические консультации есть, но количество клиентов превышает их возможности.

Однако во втором случае не всегда обязательно создавать новый центр, поскольку всегда есть вероятность повысить эффективность за счет перераспределения обязанностей и углубления специализации консультантов в рамках уже имеющейся организации. Перераспределение обязанностей в данном случае предполагает разделение функциональных обязанностей между специалистами-психологами по двум сферам: психодиагностика, психологическое консультирование. Углубление специализаций — распределение между консультантами сфер психологической помощи: интимно-личностная, семейная, психолого-педагогическая, деловая.

3.2. Обязанности консультанта и взаимодействие специалистов внутри психологической консультации

Обязанности консультанта — это то: 1) как, 2) во что именно, 3) в каком временном соотношении он должен вкладывать свой труд.

Труд вложенный — социально-психологический феномен, состоящий из определенного временного отрезка, в период которого субъект целенаправленно занимается деятельностью, реализующей его профессиональные и творческие возможности. Характеризуется значимым отношением к данным вложенным усилиям со стороны субъекта и его потребностью в признании.

Поскольку обязанности консультанта включают в себя: подготовку и проведение психологического консультирования, повышение профессиональной квалификации, взаимодействие с коллегами и представителями смежных специальностей по профессиональным вопросам, то рабочее время консультанта (РВК) можно представить в виде следующей схемы.

То, каким образом во временном отношении распределяется РВК, зависит от многих факторов: времени года (осенью и зимой клиентов всегда больше, чем весной и летом); профессиональной комнетентности консультанта, его опыта работы; количества сотрудников в консультации. Однако в качестве ориентира можно руководствоваться следующей расчасовкой: «если за единицу отсчета взять месяц при семичасовом рабочем дне и норме, составляющей 26 рабочих дней в месяц, то примерно объем рабочего времени между различными видами работ, входящими в круг обязанностей психолога-консультанта, можно распределить следующим образом:

■ подготовка к проведению психологического консультирования - 18 ч или 10%;

■ работа с клиентами — 90 ч или 50%;

■ обработка и анализ результатов консультирования - 26 ч или 15%;

■ обработка и анализ результатов консультирования — 26 ч или 15%;

■ оформление документации — 14 ч или 5%;

■ повышение профессиональной квалификации -34 ч или 20% [22, с. 63-64].

Здесь важно выделить следующий момент: независимо от количества клиентов, времени года, стажа работы консультант должен иметь в своем распоряжении в рабочей неделе «библиотечный день» — день, который он мог бы всецело посвятить повышению профессиональной компетенции: посещению библиотеки, семинаров, тренингов, лекций, профессиональных собраний. К сожалению, не всегда руководство понимает значимость данного момента.

Взаимодействие с коллегами внутри одной консультации возникает, когда профессиональные сферы пересекаются или проблема клиента оказывается достаточно сложной и требует коллегиального обсуждения.

Профессиональные сферы консультантов пересекаются в том случае, если внутри консультации нет четкой дифференциации между специалистами по видам консультирования. Однако, несмотря на то, что консультант, имеющий узкую специализацию, достигает, как правило, более высокого уровня профессионализма, четкое дифференцирование между специалистами не всегда оправдано.

Это объясняется тем, что трудности психологического плана, как правило, взаимосвязаны: проблемы детей могут быть отражением проблем во взаимоотношениях между супругами, а супружеские проблемы, в свою очередь, могут иметь истоки в детстве и отрочестве супругов. Кроме того, четкое профессиональное деление «сфер влияния» делает специалистов незаменимыми, что неизбежно отразится на клиентах в случае отсутствия сотрудника на рабочем месте (болезнь, командировка, отпуск). Наиболее разумно: общими сделать ситуации срочной психологической помощи и вопросы, наиболее часто встречающиеся в практике консультирования (родительско-детские и супружеские отношения). Специализацию же ввести по вопросам, с которыми обращаются достаточно редко и решение которых не требует немедленного вмешательства специалиста (профконсультирование, оргконсультирование, личностный рост). Иначе: консультанты, в случае необходимости, должны быть взаимозаменяемыми и отсутствие кого-либо из них не должно сказываться на качестве оказания психологической помощи клиентам.

Важным также является момент психологической совместимости. Психологически совместимы должны быть не только консультанты, но и все сотрудники консультации (руководитель, вспомогательный персонал).

 

3.3. Взаимодействие психолога со специалистами смежных профессий (педагоги, врачи, социальные работники, представители правоохранительных органов)

По роду своей профессиональной деятельности психологическому консультанту приходится общаться с представителями иных профессий. К ним относятся: педагоги, врачи, социальные работники, представители правоохранительных органов. Взаимодействие с каждым имеет свою специфику.

Взаимодействие консультанта с учителями структурируется понятием «нормы» относительно психического и личностного развития (учитывая понятие «индивидуальная норма») сквозь призму разрешения следующих проблем:

■ адекватность восприятия учебного предмета;

■ адекватность подачи материала учителем;

■ роль учителя в жизни ученика;

■ роль ученика в жизни учителя.

Адекватность восприятия учебного предмета учащимся будет зависеть от его индивидуальных особенностей (визуал, аудиал, кинестетик) и склонности к восприятию конкретного предмета.

Адекватность подачи материала учителем — от знания им специфики возростной группы, к которой относится данный учащийся, и методологических основ преподавания. Кроме того, многие учителя недооценивают то значение, которое они как личности имеют для своих учеников и влиянии оказываемым ими на желание изучать преподаваемый ими предмет. Здесь мы можем говорить о ситуации взаимовлияния, которая возникает в процессе педагогической деятельности в ситуациях «учитель-ученик» и «учитель - группа». Не секрет, что довольно часто неуспеваемость ученика обусловлена существованием скрытого (или явного) конфликта между ним и учителем или негативным отношением одного из них к другому.

Задача консультанта при разрешении вопросов, связанных с неуспеваемостью ученика или/и его дезадап-тивным поведением на уроках, заключается в выявлении скрытых причин, вызывающих данные реакции

Однако, подобные реакции могут иметь свои истоки не только в во взаимоотношениях «учитель-ученик», но и в неблагополучной ситуации в семье (неблагополучные семьи) или в протестной реакции ребенка на другие раздражители. Здесь следует помнить, что понятие «неблагополучная семья» в последнее время наполнилось новым содержанием. Традиционно под ним понимались: неполные семьи (один из родителей), семьи с алкоголиками, семьи, имеющие родственников, пребывающих или пребывавшие в местах лишения свободы. В настоящее время это понятие стало несколько иным. Большинство психологов и психотерапевтов расширили его значение, включив в понятие «неблагополучная семья» понятие «семьи с нарушенными коммуникативными отношениями» (В. Сатир, Д. Хейли, К. Маданес). Таким образом, традиционная «неблагополучная семья» увеличилась, приняв в свои объятья семьи, которые несколько утрированно можно представить в виде следующей схематичной картинки: «Папа в галстуке, мама играет на пианино, дети предоставлены сами себе». Иначе: в понятие «неблагополучная семья» включены не только семьи, не соответствующие общепринятым социальным нормам, но и семьи, отвечающие внешним социальным стандартам, но в которых отношения Между членами носят формальный характер, что и приводит к деформации личности ребенка, проявляющейся во вне в виде негативных поведенческих реакций и/или на психосоматическом уровне.

Пример из практики. Мальчик двенадцать лет. Всегда учился и вел хорошо. В последнее время появились проблемы в поведенческом плане, которые выражались во взрывчатом, импульсивном реагировании на

внешние раздражители. Причем сила реагирования не соответствовала силе раздражителя. Мать объясняла это его личностными особенностями, такими как высокое чувство достоинства и независимость. Учитель видел в этом невоспитанность и вызов общепринятым нормам.

Конфликтная ситуация обострилась в конце четвертого класса, когда до конца года оставалось не более полутора месяцев. Классный руководитель написала докладную записку завучу, курирующему младшие классы, в которой описывала ребенка с самых негативных сторон. Мать была возмущена, поскольку, во-первых, была не согласна с подобной характеристикой своего сына, во-вторых, не понимала, даже если ее ребенок, действительно столь плох, почему классный руководитель не хочет дать ему спокойно доучиться до конца года, тем более, что потом он перейдет в пятый класс и данному учителю не «грозит» встреча с ним в следующем учебном году.

Консультантом был проведен анализ ситуации. Кроме беседы с матерью потребовались дополнительные отдельные встречи с ребенком и преподавателем. Было выявлено: семейная ситуация в целом благоприятная, отношения матери с ребенком характеризуются как теплые, дружественные, но стиль воспитания — попустительский. У ребенка: высокий интеллект, высокий уровень тревожности, заниженная самооценка. Общая ситуация в семье — нестабильная в результате взаимоотношений между супругами, их взаимной неудовлетворенностью браком. У классного руководителя выявлен высокий уровень астенизации, депрессивность, тревожность. Истоки данного состояния в неблагополучной атмосфере в семье: муж алкоголик, дочь имеет врожденный порок сердца, у самой испытуемой – язва желудка

Психологические рекомендации заключались в следующем:

матери: 1) прийти на консультацию с супругом; 2) сменить стиль воспитания; 3) определить круг домашних обязанностей ребенка и строго следить за их выполнением; 4) с целью формирования адекватной самооценки у ребенка все его достижения, даже самые малейшие (вымытая тарелка, красиво нарисованная картина, примерное поведение в магазине и т.д.), отмечать положительной оценкой на вербальном и невербальном уровнях (слово, жест, взгляд); для педагога рекомендована отдельная встреча с консультантом. Поскольку в целом уровень развития ребенка соответствует возрастной норме, а отдельные поведенческие реакции обусловлены характером психологической атмосферы, то классному руководителю предложено осуществлять индивидуальный подход, а именно: избегать в отношении с ним приказного тона и безапелляционных суждений.

Общим в сфере общения между врачом и консультантом является: сам клиент, проявление различных свойств его психической реальности. Например: симптом - эмоциональная неустойчивость — является составляющим элементом некоторых синдромов. Кроме того, и врача, и психолога объединяет интерес к окружению клиента и созданной им внутренней картины болезни. Известно, что внутренняя картина болезни (на медицинском языке) или картина проблемы (на языке психологическом) может стать второй натурой человека и, как показывают наблюдения, способна влиять на развитие заболевания. Изучение феномена внутренней картины болезни клиента важно не только при психосоматических заболеваниях, но и любой болезни постольку, поскольку само наличие болезни порождает возникновение многих вопросов, над которыми размышляет клиент. Кроме того, именно внимательное изучение данного феномена позволяет преодолеть односторонний подход к клиническому диагнозу, адекватному выбору методов лечения, установлению оптимального психологического контакта между врачом и пациентом.

Другое связующее звено — гипотеза. Данные психологического и медицинского обследований ведут к обоснованию гипотезы и правильному установлению диагнозов (медицинского и психологического). Кроме того, и врач, и психолог видят результаты своей деятельности в виде изменения параметров.

Пример из практики. «Больной Д-н СВ. 38 лет № ист. 278/44 поступил в клинику профилактики внутренних заболеваний СМГУ 24.04.95 г. с жалобами на приступы удушья до 4 — 5 раз в сутки, купируемые бронхолитиками, частый насморк, головные боли, повышенную раздражительность.

Страдает БА с 1980 года, после охлаждения развился первый приступ удушья. В детстве страдал энурезом, отмечает наличие поливалентной аллергии на пищевые продукты (лук, чеснок, свеклу), лекарства (пенициллин, сульфопрепараты). Наследственность отягощена: бабушка по линии матери страдала БА, младшая дочь больна БА, отец страдает хр. алкоголизмом. При обследовании лор-врачом выявлено: искривление носовой перегородки, хронический вазомоторный ринит, хронический фарингит.

Со стороны органов грудной клетки при рентгеновском обследовании патологии не выявлено; кровь: СОЭ 7 мм/час, формула крови без изменений, в моче - множественные оксалаты. С учетом жалоб пациента на периодические приступы удушья, легко купируемые бронхолитиками, наличие анамнестических сведений на поливалентную аллергию (пищевые продукты, медикаментозные препараты) соматический диагноз должен быть расценен как БА, атопическая форма средней тяжести, фаза обострения, хронический бронхит, хронический вазомоторный ринит. Кроме соматических жалоб у больного имеются жалобы на периодически возникающие приступы навязчивых страхов, тоскливое настроение, боязнь замкнутого пространства. Больной осмотрен психиатром от 28.04.95 г.: в детстве в возрасте четырех лет упал в открытый погреб, сильно испугался, с тех пор испытывает страх замкнутого пространства. В этом же возрасте на глазах у ребенка отец, страдающий запоями, часто избивал мать и однажды бросил ребенка в реку, после чего у пациента боязнь воды. При объективном осмотре: больной в ясном сознании, критика сохранена, интеллект соответствует житейскому опыту. Эмоционально-живой, настроение ровное, считает себя мнительным, любит «покопаться в себе», часто подвержен навязчивым страхам. Бреда и галлюцинаций нет. Заключение: невроз навязчивых состояний у тревожно-мнительной личности. В целях более полного биохимического исследования нами были использованы методы MMPJ, Сонди, метод цветовых выборов Люшера.

Данные психологического исследования: По результатам клинико-психологического исследования тестами MMPJ, Сонди, методами цветовых выборов состояние больного характеризуется следующим: больной адекватно реагирует на ситуацию, обследование, откровенен в своих ответах, заинтересован в результатах исследования. По данным MMPJ, ведущим в психологическом профиле больного является: тревожно-фобический синдром с проявлениями ипохондрии, депрессии и астении. Данные Сонди-теста полностью совпадают с результатами MMPJ. Характеристика развернутая внутренней картины болезни: общее состояние больного характеризуется наличием эмоционального стресса, дезадаптации, гипостеническим, инертным типом высшей нервной деятельности. Характери-ологически: неуверенность в себе, тревожно-мнительные черты, пессимизм, мотивация избегания неуспеха. В стрессе-блокировки — нерешительность. Потребность в сочувствии, понимании, стремление к поиску гиперопеки со стороны окружающих. В профиле личности больного выявлено — обсессивно-фобическая симптоматика: наличие страхов (боязнь высоты, воды, замкнутого пространства, смерти), навязчивых мыслей. Больной сосредоточен на своих соматических жалобах, тщательно фиксирует все проявления физических расстройств. Легко формируются труднокорректируемые эффективно-насыщенные концепции, легко возникают реакции ятрогении в результате неосторожных высказываний медицинского персонала. Больной прислушивается к мнению специалистов, тщательно планирует лечебные мероприятия. В жестах, позах - скованность, внутренняя напряженность, хроническое чувство внутреннего дискомфорта. Характерны черты регид-ности, замкнутости, депрессивные тенденции, пессимистическая оценка ситуации, эмоциональная неустойчивость. На основании результатов проведенного исследования вытекает необходимость активных мер психологической коррекции: медикаментозная на снятие тревоги, страхов (препараты диазепама, фенитута, хлордиа-зепоксила). В качестве методов психотерапии могут быть рекомендованы техники, связанные с психоанализом, телесно ориентированная терапия, динамическая терапия, НЛП, эриксонианский гипноз. Ввиду легко возникающей ятрогении больного не рекомендуется демонстрировать на учебных занятиях большим аудиториям студентов. Лечащему врачу следует учитывать внутреннюю картину болезни, а так же адекватную информацию о механизмах болезни и методах приме-няемого лечения и обследования. У данного пациента проведена развернутая внутренняя картина болезни, в которой легко просматриваются тесная зависимость психоэмоционального состояния больного и течения БА, возникшей на генетически-отягощенной почве. Проблемы психологического уровня имеют широкий диапазон измененной личности пациента, требующих адекватных мер коррекции. Психологическим компонентом клинического диагноза является ведущий тревожно-фобический синдром с проявлением ипохондрии, депрессии и астении. Лечебная стратегия болезни с учетом фазы, формы БА характера внутренней картины заболевания и ведущих психологических синдромов помимо традиционной терапии БА включала адекватные меры психологической коррекции» [11, с. 123-125].

Одна из задач социальной работы — реальная помощь человеку в решении проблем, возникающих в результате неблагоприятного стечения объективных обстоятельств, например, временная утрата трудоспособности. Данная помощь будет более эффективной, если социальный работник сконцентрирует свои усилия на выявлении резервов развития у подопечного, создающих необходимую для осуществления его жизни перспективу.

Например. Человеку трудно выходить из дома, но он может вполне справляться с домашней работой. Если помощь социального работника в данном случае ограничивается покупкой продуктов, то это разумно, однако, если он, руководствуясь состраданием, берет на себя обязанность помогать клиенту по дому, то он скорее навредит ему. Поскольку, с одной стороны, это может привести или к паразитированию со стороны клиента или к снижению его самооценки, утрате интереса к жизни, с другой, через некоторое время произойдет угасание функций, и он действительно не сможет выполнять эту работу, что будет способствать ограничению круга его жизнедеятельности. Соответственно, консультант может сориентировать социального работника в задачах и резервах психического развития конкретного человека.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.