Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика психологического консультирования






1.1. Психологическое консультирование: определение, отличие психологического консультирования от других видов психологической помощи.

В психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б. Д. Карвасарского психологическое консультирование определяется как «профессиональная помощь пациенту в поиске решения проблемных ситуаций», где в качестве пациентов «могут выступать здоровые или больные люди, предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений или профессионального выбора» [32, с. 413-414]. В словаре Петровского А.В., Ярошев-ского М.Г. - как один из видов оказания психологической помощи «в ситуациях преодоления различного рода психологический затруднений» [33, с. 306]. Нельсон-Джоунс рассматривает психологическое консультирование как психологический процесс, поскольку, с его точки зрения, все консультационные подходы фокусируют внимание на «изменении чувств, мыслей и действий людей таким образом, чтобы они могли жить более эффективно» [25, с. 14].

Во втором издании словаря психолога-практика под редакцией Головина СЮ. консультированию психологическому дано определение как «форме оказания практической психологической помощи в виде советов и рекомендаций на базе предварительного изучения проблем, беспокоящих клиентов, а также изучения самих клиентов и их взаимоотношений с окружающими людьми» [37, с. 288].

Исходя из выше приведенных определений психологического консультирования, мы можем выделить основные его «приметы»:

■ психологическое консультирование является од
ним из видов психологической помощи;

■ данная помощь носит практический процессу альный характер;

■ оказывается специалистом, имеющим соответствующую квалификацию;

■ для ее реализации необходимо наличие клиента;

■ присутствие в жизни клиента некого психологического дискомфорта, определяемого им или его ближайшим окружением как проблема;

■ желание клиента решить данную проблему;

■ целенаправленные действия консультанта, направленные на осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения;

■ при оказании психологической помощи консультант делает акцент на имеющиеся у клиента ресурсы;

■ консультация проводится в конфиденциальной обстановке.

Суммируя все выше приведенные составляющие, мы можем определить психологическое консультирование как область практической психологии, цель которой заключается в оказании консультантом психологической помощи клиенту в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения.

Главной идеей, лежащей в основе психологического консультирования, является мысль о том, что практически любой психически здоровый человек в состоянии справиться с большинством возникающих в его жизни психологических проблем. Клиент, в силу различных причин, может не всегда осознавать истинную причину проблемы, наилучшие способы ее разрешения и именно в этом моменте ему нужна помощь специалиста.

Таким образом, психологическое консультирование отличается от других видов психологической помощи тем, что клиенту отводится более активная роль. Если при психокоррекции и психотерапии ответственность за результат несет психолог, то при консультировании основная психокоррекционная работа проводится самим клиентом. И, следовательно, за конечный результат ответственность также лежит на клиенте. Психолог отвечает за правильность своих выводов о сути проблемы и профессиональную обоснованность рекомендаций по разрешению данной проблемы.

Соответственно, специфика психологического консультирования будет заключаться в следующем:

■ во-первых, кратковременность личных контактов клиента со специалистом (одна - три);

■ во-вторых, эпизодичность данных контактов;

■ в-третьих, практическая завершенность каждой встречи клиента с психологом-консультантом;

■ в -четвертых, активность клиента в процессе консультирования;

■ в-пятых, в самостоятельных действиях клиента, направленных на разрешение своей проблемы после консультации.

В некоторых случаях психологическое консультирование может продолжаться более чем три встречи, однако это следует рассматривать как исключение. Необходимость в пролонгированном консультировании

может возникнуть при определенных ситуациях. Прежде всего, клиент может обладать определенными психологическими особенностями, которые не позволят ему справиться самостоятельно на начальном этапе с разрешением проблемы. К таким особенностям мы можем отнести высокий уровень агрессивности, отсутствие рефлексии, неуверенность. Кроме того, у клиента может оказаться в результате исследования не одна, а несколько проблем. В этом случае решение каждой проблемы может потребовать определенное количество встреч.

В зависимости от типа проблем, с которыми обращаются клиенты за психологической помощью в консультации, возможно выделить следующие виды психологического консультирования:

■ индивидуальное консультирование (проблемы личностного роста, внутренние конфликты, страхи, психологические травмы, проблемы межличностных отношений);

■ супружеское консультирование (проблемы взаимоотношений, сексуальные проблемы; состояния до или после развода);

■ семейное консультирование (проблемы взаимоотношений с настоящими или бывшими (в случае развода) родственниками, психолого-педагогические проблемы, проблемы взаимоотношений с детьми);

■ профконсультирование (выбор профессии, совершенствование способностей, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности, повышение работоспособности);

■ оргконсультирование (кадровая политика, имидж фирмы, повышение производительности труда, взаимоотношения с партнерами).

Исходя из количества присутствующих клиентов выделяют следующие виды консультирования:

■ индивидуальное;

■ групповое.

В отдельную группу можно выделить дистанционные виды консультирования:

■ консультирование по телефону;

■ переписка.

Важно помнить, что любое деление является условным и осуществляется, как правило, для удобства изучения предмета. Поэтому вы не встретите консультацию, принадлежащую к какому-либо одному из предложенных видов, они находятся во взаимосвязи, подобно кругам Эйлера. Например: консультирование по личностным вопросам будет одновременно индивидуальным; по вопросам психолого-педагогического характера может быть и индивидуальным, и групповым.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.