Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Записки очевидца






В этой главке речь пойдет уже не столько о методике, сколько о практике работы проекта " Драма. Импровиза­ция. Дилемма" (" ДИД").

Надеюсь, что благожелательный читатель извинит неизбежную субъективность рассказа, оправдает извест­ную неполноту изложения и даже пристрастность авто­ра в выборе материала. Искусство вообще субъективно. Образная система театра опирается на личные пред­ставления и интерпретации каждого из тех, кто прича-стен к этой встрече между актером и зрителем в степени отнюдь не меньшей, чем влияние общего прошлого куль-



турного опыта. Так что - да здравствует собственная позиция и личная ответственность!

Среди " деятелей" - тех, кто отдает проекту свой та­лант, знания, опыт и организаторские способности, -люди всех возрастов. Их роли различны: от администра­ции и планирования до ведения молодежных групп " Драма - дилемма". От методического руководства и ор­ганизации учебы режиссеров до непосредственного участия в театральном представлении (что, в свою оче­редь, включает предварительное решение многочис­ленных задач: организация зрителей, подготовка места для выступлений, переговоры с заказчиками театраль­ного вечера или учебного семинара, написание сцена­риев, репетиции, сценическое выступление на публи­ке...). Я абсолютно уверен, что у каждого из сотен участ­ников проекта (не говоря уже о многочисленных зрите­лях-актерах в рамках разнообразных семинаров, вече­ров театра - дилеммы), есть свой взгляд на то, что пред­ставляет из себя сегодня этот достаточно сложный ор­ганизм. Каждый мог бы рассказать о " ДИД" что-нибудь свое, сугубо личное.

Напомню, что зародыш идеи проекта возник из чисто утилитарной необходимости помочь молодым людям, у которых сложности переходного возраста драматичес­ки совпали с периодом общественной ломки, утраты внятной идеологии, сменой государственных ориенти­ров, вхождением в новую среду обитания. По сути, имен­но этот не воображаемый зритель, а вполне конкретный молодой человек становился и субъектом, и объектом нашей заботы и усилий. Инструментом же был театр.

В разные годы в рамках нашей программы работали одновременно от пяти до девяти молодежных групп. Как правило, это были самодеятельные театры, которые, зная о существовании " Драмы - дилеммы", связывались с руководством Центра драмы - дилеммы и просили при­нять их на правах участников проекта. На этом уровне


решались и решаются административно-технические и финансовые проблемы. Городской общественный центр, клуб должен взять на себя ответственность за под­держку группы, ее участие в различных региональных встречах, летнем молодежном театральном лагере, обес­печить участие режиссера группы в учебных семинарах, предоставить необходимое для работы помещение и технические средства... Я бесконечно благодарен моим коллегам по проекту - руководителям и работникам от­дела молодежи за ту работу, которую они проводили эти годы. Большинство организационных и финансовых проблем легло на их плечи. Они же на разных этапах на­шего сотрудничества были не просто администратора­ми, а нашими единомышленниками, товарищами и на­стоящими " родителями" проекта. Разделение сфер влия­ния позволило мне сконцентрироваться на творческой работе с режиссерами и молодежными театрами. Разви­тие методических идей, проверка теории практикой ре­петиций и выступлений, организация творческих встреч, семинаров театральных групп, проведение лет­него лагеря " Драмы - дилеммы", учеба режиссеров, про­паганда идей проекта по стране - вот приблизительный круг задач, за которые отвечаю я как художественный ру­ководитель программы.

...Думаю, что самые сложные переговоры о вхожде­нии той или иной группы в проект мне приходилось ве­сти не с административным руководством обществен­ных центров, а как раз с коллегами-режиссерами. Они не всегда были готовы отказаться от права оставаться лишь людьми театра, служителями чистого искусства и расши­рить поле своих интересов до проблем воспитания мо­лодежи и решения конфликтов современной жизни. Как сказал в сердцах один из моих собеседников, он " не по­меняет Шекспира и Лорку на склоки коммунальной квартиры".



Я далеко не уверен, что обучать молодого актера са­модеятельного театра возможно только единственным способом - опрокинув его в ситуацию классического произведения. В глубинах смысла, страстей, подтекстов несложно и утонуть, тем более если берешь лишь началь­ные уроки плавания! В спорах о том, что первично в на­шей работе: театр или воспитание, я хотел бы попытать­ся примирить обе позиции, а в том случае, когда это не­возможно (?!), остаюсь, скорее, на позициях воспитателя. Все же для актера-непрофессионала личностный рост, осознание и развитие своего " Я" приоритетнее, чем по­гоня за сценическим успехом.

На мой взгляд, " Драма - дилемма" для любительского молодежного театра настоящая палочка-выручалочка. Ведь актер " ДИД" обязан обладать теми же профессио­нальными умениями, что и его товарищи из обычного театрального коллектива. Он должен уметь четко и пра­вильно произносить текст, красиво и свободно двигать­ся по сцене. Умение работать с партнером и способность к импровизации - неотъемлемые части нашего актер­ского тренинга. Добавим к этому работу над образом, текстом, актерскую пристройку, гибкость и правдивость в реакциях... Выходит, что объем и уровень актерских умений тот же. Зато участие в проекте " Драма - дилемма" дает молодому актеру несомненные преимущества. Ка­кие?

1. Наши сцены - дилеммы гораздо меньше зависят от требований к составу исполнителей. Чтобы понять, на­сколько это облегчает жизнь режиссера, достаточно вспомнить, как много постановочных идей не реализо­вались из-за того, что в труппе слишком мало участников или не хватает исполнителей мужских ролей и т.д.

2. В " Драме - дилемме" у актера есть возможность го­раздо раньше выйти " на зрителя". Сцены или даже целые программы " ДИД" готовятся в течение недель, в то время как постановка спектакля занимает от полугода и больше.


3. В отличие от обычной театральной труппы, зани­мающейся постановкой спектакля, участники театра ди­леммы за один вечер могут сыграть несколько различ­ных по характеру и важности ролей: от протагониста до второстепенных персонажей. Такая гибкость и " актеро­емкость" методики позволяет снять остроту конкурен­ции между " премьерными исполнителями" и тем, кому в спектакле достался эпизод или вообще пресловутое " Ку­шать подано! " В итоге - и опыта сценического больше, и " звездной болезнью" проще не заразиться!

К моей радости, в большинстве случаев разговоры с коллегами по театральному цеху завершались совмест­ной работой в проекте ко взаимному удовольствию сто­рон. Лишь дважды победила позиция " чистого искусст­ва", когда, призвав меня " не путать божий дар с яични­цей", собеседники оставили стол переговоров, унося свои нерастраченные таланты в тайный сумрак кулис и терпкость театральных фестивалей. А наши молодежные группы продолжали выступать и в своем жанре, и с успе­хом работали над классической и современной драма­тургией, ставя и Лопе де Вега, и К Чапека, и У. Сарояна, и А. Пушкина, и Ш. Перро...

За годы существования проекта у всех его участников выработалась определенная система взаимоотношений, возникла некая структура программы. Об обязанностях исполнительного и художественного руководителей я уже писал выше. Режиссеры - ведущие групп - это следу­ющий пласт работников " Драмы - дилеммы".

Если молодежную театральную группу я назвал фун­даментом нашего общего дома, то моих коллег-режиссе­ров можно было бы метафорически определить как его стены. Они - это то, что обеспечивает постройке не только устойчивость, определяет ширину и высоту, но и придает всему зданию особый, отличный от других внешний вид.



Каждый из руководителей групп - человек театра. Это проявляется и в формальном документе об окончании того или иного театрального вуза, и в самом духе творче­ской профессиональной работы с молодежью. При этом каждый из них еще и педагог, психолог по призванию, друг, воспитатель... Они очень разные в своих театраль­ных пристрастиях, верности той или иной теме, школе, жанру...

Все режиссеры, работающие в рамках проекта, встре­чаются на своих профессиональных семинарах раз в два месяца. Эти встречи необходимы для обмена опытом, совместного планирования, представления о том, как ра­ботается группам. Кроме того, почти всегда режиссер­ский семинар - это еще и учеба. Мы постоянно пригла­шаем к себе специалистов из разных сфер искусства: ми­мов, музыкантов, художников, декораторов, специалис­тов по гриму... Охотно учимся у коллег, друг у друга. Эта любознательность, как и любовь к театру, по-видимому, заразны, потому что и у подростков мы с удовольствием отмечаем симптомы той же болезни! Всегда после про­ведения " белых ночей" (это ночной семинар, когда все вместо сна играют, учатся до шести утра), театральных лагерей мы просим заполнить анкету участника, напи­сать, что понравилось больше всего. Ответ в разных ин­терпретациях повторяется от встречи к встрече -" Учиться! " И эту тягу к интересным людям, новым знани­ям, пробе своих сил в разных театральных жанрах мы всячески приветствуем и поддерживаем в ребятах.

Но совместная учеба - это лишь одна из целей моло­дежных встреч. Вторая цель - встреча как таковая. Обще­ние, тусовка. Ощущение свободы от привычных обязан­ностей, знакомого окружения, от родителей, в конце концов... Чувство собственной значимости, ответствен­ности, причастности к группе, азарт необъявленного со­стязания: какая группа будет лучше, ярче в выступлениях и конкурсах, кто будет замечен как лучший актер, сцена-


рист, товарищ... Никакой необходимости в формальном объявлении соревнования нет - эти сравнения и оценки возникают у самих ребят спонтанно из опыта совмест­ной творческой работы групп.

Одним из успехов проекта, я считаю, является поощ­рение инициативы и реальная передача полномочий молодым лидерам. Это чувство ответственности для многих подростков - желанная нагрузка. Почему? Да по­тому, что неважно, за что ты отвечаешь: за работу звуко­усилительной аппаратуры, подготовку спектакля или на­писание сценария для традиционного " Посвящения в ак­теры"... - важно то, что тебе доверили. Значит, ты спосо­бен справиться с поставленной задачей. Значит, тебя ува­жают. А если будет сложно, то всегда придут на помощь, так что ты не один!

...Последняя ночь в молодежном лагере. Группы раз­брелись по зеленым лужайкам, в темноте видны только огоньки передаваемых по кругу свечей. Вместе с режис­серами ребята подводят итоги четырех интенсивных дней. Я сижу в кругу своего театра. Рядышком Миша Су-лейменов - один из тех, с кого семь лет назад начиналась " Ювента". Уже давно он работает, модный преуспеваю­щий парикмахер, но в душе - актер. Поэтому при любой возможности присоединяется к нам. А рядом с ними две Юлии - две подружки. Они еще так мало знают и умеют в театре! Так замыкается крут поколений " Ювенты". А, мо­жет, не замыкается, а продолжается? Антон месяц назад отыграл серьезнейшую роль в нашем последнем спек­такле. После пяти лет в театре он выходит на професси­ональную дорогу - поступил в театральный колледж О том, что " Ювента" продолжится новым поколением, говорят Алена и Тома. Они, как и Антон, пять лет провели с нами. Люся, передавая по кругу горящую свечу говорит: " Этот театр останется со мной на всю жизнь..." А Владик добавляет: " Это единственное место, где все равны"!







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.