Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шаг первый - шаг навстречу






Итак, собрались на встречу люди. Хорошо, если в группе от 15 до 25 человек Это оптимальное количество участ­ников, позволяющее и камерность встречи сохранить, и разнообразные " Я" замешать во взаимодействии и взаи­мочувствовании (а отсюда, при успешном раскладе, и до взаимопонимания можно дойти!). Неважно в принципе, знакомы эти люди между собой или нет. И тот и другой вариант обладает как несомненными " плюсами", так и очевидными " минусами".

Группа знакомых: (ученики одного класса, работники одного отде­ла, участники кружка, клуба, соседи...): ПЛЮСЫ

1. Есть ощущение общности, опыт взаимодействия. К некоторым из коллег и друзей есть уже особый подход, подобран ключ - таким образом, я знаю, как с ними об­щаться, наш контакт более безопасен и комфортен. Мое реноме также защищает, дает право на кредит доверия, минимальные гарантии того, что ко мне прислушаются, меня поддержат товарищи...

2. При всей теплоте отношений наше совместное су­ществование или работа не свободны от конфликтов. " Проработав" их вместе, проиграв в своем кругу, мы сде­лаем наше общение более открытым и комфортным.

3. Когда вместе работает группа, объединенная неки­ми формальными рамками, то возможны ролевые игры и симуляции, рассматривающие конкретные актуальные дилеммы данного коллектива с извлечением сиюминут­ной практической пользы от театрально-психологичес­кого тренинга.

МИНУСЫ

1. Гораздо страшнее " потерять лицо", оказаться смеш­ным или глупым в кругу своих, чем в окружении абсо­лютно незнакомых людей. Опыт взаимодействия с дру-


зьями или коллегами не всегда только положителен и порой осложнен множеством " анти", стигм, табу. Устано­вившаяся иерархия и память о прошлом совместном опыте жестко контролируют (а порой - подавляют) спонтанность.

2. Множество эмоциональных сил уходит на борьбу со сложившейся репутацией, стереотипом восприятия меня группой и наоборот: группы, товарищей, коллег -мною.

3. Боязнь последствий встречи: если я допущу оплош­ность, буду выглядеть смешно или неприглядно, позво­лю себе чересчур самораскрыться..., не будет ли это ис­пользовано затем против меня же, не скажется ли отри­цательно на моем положении в группе, авторитете, отно­шении ко мне коллег и друзей...

Так выглядит примерное сопоставление " плюсов" и " минусов" работы с аудиторией, представленной людь­ми, объединенными в формальные или неформальные группы. Для людей, абсолютно незнакомых, ситуация складывается несколько иначе.

ГРУППА НЕЗНАКОМЫХ ЛЮДЕЙ ПЛЮСЫ

1. Возможность возникновения новых спонтанных связей, знакомств, не осложненных прошлыми кон­фликтами и прежним опытом отношений. " Я" и " дру­гие" - чистая доска друг для друга, и стоит потрудиться, чтобы заполнить ее набело, без помарок.

2. Срабатывает " эффект попутчика": незнакомому че­ловеку проще открыться, позволить себе быть без маски, спонтанным. Ведь у нас с ним нет не только общего про­шлого, но, возможно, и общего будущего. Мы не встре­тимся после этой встречи, если мне этого не захочется, так что моя откровенность не будет иметь последствий, а открытость не используется мне во вред.


МИНУСЫ

1. Для определенного типа людей встреча с незнако­мым человеком - всегда психологический стресс. След­ствие этого состояния - уход в себя, закрытость, него­товность принимать участие в коллективном действии. Это требует повышенной чувствительности ведущего и остальных участников группы для " разморозки" и вовле­чения в происходящее.

2. В такого рода встречах всегда есть большая доля риска, непредсказуемость результата, так как ведущему практически невозможно ориентироваться в своей ра­боте на существующие между участниками связи, ис­пользовать реально действующие структуры формаль­ной или неформальной группы, рекрутировать себе в помощники общепринятого лидера, основываться на определенных существующих кодах, законах, правилах...

Так или иначе, любая встреча начинается с разогрева и знакомства.



(С той лишь разницей, что для незнакомых людей знакомство начинается с формального представления имен, а для людей, хотя бы минимально знакомых, упор делается на углубление представлений друг о друге, со­здание атмосферы доверия и открытости в диалоге " Я -другой".)

Этот этап встречи проходит, как правило, в течение 40 - 60 минут. Никакой цейтнот не оправдывает отказа от " разогрева - знакомства", ибо здесь закладываются ос­новы доверительной атмосферы, свободного общения, дружелюбия. Здесь, как в гардеробе театра, гости - зрите­ли должны оставить на время " верхнюю одежду" - осво­бодиться от панциря застенчивости, тревожности, на­пряженности, порой агрессивности. Именно на этом этапе путем организации множества микро-встреч в ми­ни- и в макси-группах ведущий пытается добиться при­нятия всеми участниками встречи трех формул: " Я -часть этой группы", " Я такой же, как все...", " Я - не такой, как другие..."

После короткого самопредставления и нескольких вводных предложений - вопросов, ведущий начинает собственно разминку. Для этого необходимо, чтобы встреча проходила в комнате достаточно большой, сво­бодной от мебели (можно оставить стулья вдоль стен), хорошо проветриваемой. Опыт показывает, что лучше проводить занятие именно в комнате, просторном клас­се, но не в зале. Зал, высокие потолки, размах разрушают ощущение камерности. Звук улетает под потолок, детали и нюансы теряются...

Ниже я приведу двенадцать упражнений из ряда зада­ний, как правило, используемых на этапе разминки -знакомства. Кроме того, отсылаю читателя к упражнени­ям, описанным в первой части книги (см. №№ 7, 12, 13, 15, 17-21, 31-33, 42).


№ 18. " Контакт"

- Начинаем свободное спонтанное движение по комна­те. Сконцентрируйте свое внимание на себе, своих ощу­щениях. Представьте, что вы одни, никого вокруг нет, но при этом контролируйте себя и избегайте любых столк­новений с партнерами, отмечая их передвижения боко­вым зрением. Следите за дыханием. Не напрягайте мыш­цы: походка свободная и естественная...

... Пожалуйста, продолжите движение, но при каждой встрече с кем-либо обменивайтесь с ним мимолетным взглядом и, не останавливаясь, продолжайте ходьбу!..

...На этом этапе каждая ваша встреча сопровождается блиц-оценкой встреченного. Сделайте " моментальный снимок" человека: его внешность, походка, взгляд. Через несколько секунд после встречи продолжите ходьбу до пересечения с траекторией следующего участника. Ос­тановка. Взгляд. Оценка. Приветливая улыбка, и вновь -ходьба...

Теперь остановитесь. Выберите себе кого-то из участ­ников встречи, не давая ему повода разгадать, что он вы­бран. Ваша задача: как только возобновится движение, постоянно и при любых условиях держать своего подо­печного в поле зрения. Это не должно превращаться в навязчивую слежку, я просто прошу быть с избранным человеком в постоянном визуальном и эмоциональном контакте. Выбор сделан? Тогда вновь продолжаем движе­ние... Остановитесь, пожалуйста, подойдите к опекаемо­му вами участнику, пожмите ему руку. А теперь выберите другой объект внимания. Вновь возобновляем движение, постоянно находимся в контакте с избранным челове­ком!..

Задание меняется. Теперь при ходьбе вы будете задер­живаться на какое-то время рядом с каждым встречным. Остановка потребуется вам и вашему партнеру для того, чтобы назвать свое имя и пожать друг другу руки. Пред­ставляясь друг другу, постарайтесь смотреть в глаза парт-



нера. Интонация спокойная и уверенная, вы как бы гово­рите новому знакомому: " Я - здесь. Я существую с тобой по соседству..." При каждой встрече старайтесь с досто­инством занять свое место как в физическом смысле (свободная и уверенная стойка, крепкое рукопожатие, глаза - в глаза собеседника), так и в мыслях - внушайте собеседнику уверенность в вашей открытости, дружелю­бии и готовности к сотрудничеству...

Разбейтесь на пары, выбрав партнера, приблизитель­но равного по росту, телосложению, физической силе. Станьте спиной друг к другу. Попытайтесь слегка упе­реться в спину партнера и почувствовать его ответный упор. Попробуем, сохраняя этот феномен притяжения -отталкивания спин, одновременно садиться, пока син­хронно не опустимся на корточки. Координируем силы и темп, стараемся чувствовать партнера, верить ему... От­лично! Теперь так же синхронно поднимаемся. Еще раз сесть и вновь подняться вместе, без напряжения! Обра­тите внимание, что успеха добились те пары, в которых каждый не только брал на себя равную часть работы, но и давал товарищу ощущение надежной опоры, устойчи­вости позиции. Если вы просто вяло подставляете парт­неру вашу спину, то ему ничего не остается, как нава­литься на вас всем своим весом. Во взаимной встречной силе, поединке равных позиций - залог паритетного ди­алога, устойчивости, успеха вашей пары... Теперь, пожа­луйста, найдите себе другого партнера, с которым вам пока что не приходилось работать в паре, и повторите то же задание в новом составе...

И вновь находим себе партнера, становимся на этот раз лицом друг к другу. Расстояние между вами должно быть около метра. Возьмите в крепкий захват кисти рук друг друга: левой рукой -левую руку, правой - правую. Теперь, постепенно откидывая назад корпус, напрягаем руки, как соединительные канаты. Синхронно садимся на корточки, не расцепляя рук и не теряя устойчивости.


Получилось? Теперь начинаем обратное движение -медленно поднимаемся. Повторите задание несколько раз, найдя оптимальную нагрузку для тела и рук. Спа­сибо!

Встаньте в круг. Посмотрите на всех участников встречи. Обратите внимание на тех, с кем удалось завя­зать контакт. Кто до сих пор остался совсем незнако­мым?

А теперь вернемся в свое детство. Помните игру " Кош­ки-мышки"?

№ 79. " Кошки-мышки"

Правила игры очень просты. Мне нужны два доброволь­ца. Один на роль кошки, друтой - мышки. Мышка убега­ет от кошки, а все стоящие в кругу то выпускают сопер­ников наружу, то закрывают одного из персонажей в кру­ге - клетке, чтобы дать ему секундную передышку, обезо­пасив от погони.

Для работы в большой группе можно одновременно организовать два или три круга и несколько " кошек-мы­шек", тогда действие станет гораздо более динамичным.

№ 80. " Колонна - шеренга"

С этой минуты я прошу вас не разговаривать и все зада­ния выполнять в абсолютной тишине. Общаться можно лишь взглядами и жестами.

ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ:

- Постройтесь в колонну, лицом ко мне. В голове ко­лонны должен быть тот, кто родился в начале любого ме­сяца, то есть первого, второго, третьего числа. Подчерки­ваю: месяц роли не играет! В конце колонны стоят те, кто родился в последних числах любого месяца. Внутри ко­лонны все участники соблюдают порядковый номер. Ес­ли несколько человек родились в один и тот же день, то они становятся на своем месте в колонне в шерешу Если задание ясно, то я включаю секундомер. Точность, быст­рота и полное безмолвие! Начали!


ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ:

- Построиться в шеренгу таким образом, чтобы на ле­
вом ее фланге оказался человек с самыми короткими во­
лосами, а на правом - с самыми длинными.

ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕ:

- Выстроиться в шеренгу по цвету глаз: от самых свет­
лых слева до самых темных - справа.

№81. " Скала"

Для этого упражнения нам потребуется свободная от ме­бели и стульев стена. На расстояние примерно 30 санти­метров от нее проводим черту на полу. Черта может тя­нуться на всю длину комнаты, разметить ее можно либо мелом, либо цветной или белой клейкой лентой. Участ­ники становятся тесной шеренгой, занимая узкое прост­ранство между стеной и проведенной границей.

- Я хотел бы предупредить каждого о грозящей вам
нешуточной опасности. Черта, которую вы видите перед
собой, - это не просто линия. За ней разверзается глубо­
кая пропасть, падение в которую не оставляет вам надеж­
ду остаться в живых.

По моему хлопку вы все превращаетесь в причудли­вые скалы. Только крайний слева участник становится альпинистом. Его задача - пройти вдоль пропасти на всем ее протяжении, не заступив за черту (то есть не со­рвавшись!). Я напоминаю свои слова про скалы " причуд­ливой формы", так что не стойте, как стойкий оловян­ный солдатик, а постарайтесь максимально осложнить альпинисту его задачу. Расставьте руки и ноги, органи­зуйте блоки - завалы... Альпинист может преодолевать путь любым способом: протискиваться в узкие расщели­ны между скалами, выискивать ниши, передвигаться ползком, цепляясь за " камни"... Главное - не причинять никому вреда и боли. Как только первый альпинист пройдет часть пути, следующий за ним участник может превратиться из скалы в человека и начинать свое опас­ное путешествие. Если альпинисту посчастливится ДО-


браться до финиша, не сорвавшись, он становится по­следним в шеренге, превращаясь в свою очередь в не­приступную скалу. Игра идет до тех пор, пока последний альпинист не пройдет маршрут.

Это упражнение великолепно снимает напряжение между незнакомыми людьми. Телесный контакт и азарт игры, безусловно, сплачивают группу. Понятно, что для участия в " Скале" на игроках должна быть подходящая одежда, позволяющая свободу передвижения и маневра.

Ведущему необходимо быть внимательным и момен­тально пресекать любые силовые попытки преодолеть маршрут. Каждый из альпинистов должен оставаться джентльменом, не нанося ущерба товарищам. Иными словами, к цели, но не любой ценой!

№82. " Времена года"

- Я думаю, что у каждого из нас есть любимое время го­да, те месяцы, когда мы чувствуем себя наиболее ком­фортно, когда тело и душа с наибольшей силой отклика­ются на происходящие в природе изменения, и отклик этот вселяет в нас ощущение радости и гармонии.

Я хотел бы попросить вас подумать о моих словах и решить, какое время года вы можете назвать " своим". Кто-то ассоциирует себя с осенью, кто-то найдет анало­гию между собственным характером и летом, кто-то ре­шит, что он - " человек зимы"... В каждом из углов комна­ты вы видите плакат с условным обозначением одного из времен года (я заранее развесил на стенах фотогра­фии снегопада, леса в пору листопада, цветущего весен­него луга и подснежников, барахтающихся в водах лет­него моря загорелых ребятишек). Через пять минут, ра­зобравшись, к какому времени года вы относитесь, зай­мите, пожалуйста, места под соответствующими плака­тами.

Когда эта часть задания выполнена и группа распре­делилась по временам года, даем участникам возмож­ность высказаться и объяснить свой выбор товарищам.


№83. " Перекати-поле"

Это довольно известное упражнение, которое связано с установлением атмосферы доверия и ответственности в группе.

В большой группе следует разбиться на малые круги по 6 — 8 человек в каждом. Участники становятся в круг, тесно сомкнув ряды, плечом к плечу. Один доброволец занимает место в центре, закрывает глаза и падает на ру­ки стоящих в кругу товарищей. Участники упражнения подхватывают тело и передают его один другому, пере­катывают по кругу. Затем меняется игрок, выходит кто-нибудь из стоявших в кругу, и упражнение продолжается.

№84. " Фото-шоп"

Иногда мне приходится в рамках " Драмы - дилеммы" встречаться с людьми, которые по той или иной причи­не не могут или не хотят участвовать в интенсивной фи­зической разминке. Или, предположим, размеры поме­щения не позволяют провести обычный разогрев. Тогда мне на помощь приходит " Фото-шоп" - собрание фото­репродукций, которые я довольно долго вырезал из раз­личных журналов, а затем приклеил на листы плотной бумаги. Таких листов у меня больше пятидесяти, они очень разнообразны по настроению, стилю изображе­ния, жанру. Здесь и фотопортреты, и пейзажные фото­графии, и сюжетные снимки, и абстрактные компози­ции, и животные...

Эти листы раскладываются, как огромные карты, на полу или на нескольких столах. Задание ведущего всегда будет зависеть от темы и задач встречи. Иногда я прошу участников выбрать из массы фотографий ту, которая отражает их восприятие жизни, в другой раз - метафо­рическое изображение внутреннего состояния в данную минуту или образное видение некой проблемы (" Я и моя семья", " Моя работа", Мое отношение к любви", " Как я представляю себе счастье"...). Разнообразие и большое


количество фотографий позволяют всегда подобрать более или менее подходящий образ.

Выбрав свой сюжет, каждый по очереди представляет фотографию сидящим в кругу товарищам. Все участники могут высказать свою версию того, почему именно это фото было выбрано, как можно расшифровать представ­ленный образ... Когда все желающие высказались, слово предоставляется самому нашему герою, который и объ­яснит свой выбор, ту метафору, которая отражает с по­мощью фотоснимка его чувства и мысли.

№85. " Интервью"

Группа разбивается на пары так, чтобы партнерами ока­зались люди, как можно менее знакомые друг с другом. Пары расходятся по комнате, занимая удобные места, позволяющие сохранить автономию от других пар -участниц и не мешать друг другу.

Сперва один из партнеров берет на себя роль интер­вьюера, а второй отвечает на вопросы, затем происходит смена ролей. Беседа должна занять достаточно времени, как минимум минут десять, и может происходить либо в виде свободного разговора, касающегося определенной темы, интересной обоим участникам или заданной веду­щим, либо в виде " дуэли": вопрос - ответ.

№86. " Линия раздела"

Это задание позаимствовано мной у Пола Грифина - ав­тора и руководителя американского молодежного про­екта " City at Peace".

Работа Пола с американской молодежью во многом похожа на систему занятий в программе " Драма - дилем­ма". Разница, по большому счету, заключается не в про­цессе занятий, а именно в финальной части работы.

Если в нашей программе дилеммы становятся мате­риалом для микро-сцен (в которых зритель может при­нять самое непосредственное участие, поднявшись на сцену и заменив протагониста), то в американской тра-



диции жизненные истории собираются в единое связ­ное шоу и перемежаются, в соответствии с законами жа­нра, песнями и танцами молодых актеров.

Сама же подготовка групп, методы сбора и обработки документального материала в двух проектах очень схо-жы. " Линия раздела" - одно из упражнений начального цикла работы с подростками в период знакомства участ­ников группы.

От добровольцев, готовых принять участие в " Линии раздела", требуется откровенность, прямота, а значит, немалое мужество. Они выстраиваются лицом к осталь­ным участникам встречи и оказываются стоящими пе­ред проведенной по полу линией, разделяющей их - не­большую (8-10 человек) группу добровольцев - от зри­телей. Ведущий обращается к группе с вопросами. После каждого вопроса следует продолжительная пауза, даю­щая возможность решить, каков будет ответ на него. Вся­кий раз, когда участники упражнения готовы дать поло­жительный ответ, вместо слова " да! " они просто пересе­кают линию раздела. При отрицательном ответе - оста­ются на месте, не переступая через " границу".

После каждой серии " вопрос - ответ" следует просьба ведущего ко всей группе:

- Посмотрите, кто пересек черту, а кто остался на ме­
сте! Что вы чувствуете, сделав выбор или наблюдая за
чьим-то выбором со стороны?

Для примера приведу серию вопросов, на которые от­вечали американские тинейджеры, жители Вашингтона:

- Чувствуешь ли ты себя взрослым?

- Часто ли ты испытываешь чувство одиночества?

- Чувствовал ли ты себя глупым?

- Случалось ли, что кто-то из взрослых обманывал тебя?

- Бывал ли ты задержан полицией?

- Случалось ли, что кто-то из взрослых словом или делом ограничивал твою свободу?

- Часто ли у тебя есть причины гордиться собой?


- Возникала ли у тебя мысль о самоубийстве?

- Живешь ли ты с ощущением, что тебя любят?

№87. " Диаграмма"

- Представьте, что из одного угла комнаты в другой про­ведена воображаемая ось. Левый ее конец выражает наи­меньшую степень проявления какого-либо качества или процесса, то есть близок к " нулю". Правый же, наоборот, выражает высшее проявление некого качества, призна­ка, процесса и соответствует ста процентам. Предлагаю восьми - десяти участникам заняться построением жи­вого графика...

- Спасибо, что вы откликнулись на мое предложение
принять участие в этом задании. Все, что от вас потребу­
ется, это внимательно слушать вопросы, а затем, в соот­
ветствии с вашими ответами, распределиться на этой во­
ображаемой оси. Если, к примеру, задан вопрос: " Любите
ли вы шоколад? ", то люди, к сладостям равнодушные аб­
солютно, займут левый угол комнаты, законченные слас­
тены соберутся в правом углу, остальные же распреде­
лятся на оси, занимая места от 0 до 100 в зависимости от
степени своей привязанности к шоколаду...

Звучит вопрос. Идет распределение игроков по во­ображаемой оси. Затем ведущий уточняет числовой эк­вивалент выбранной точки-, соответствует ли ответ двадцати процентам, тридцати или, скажем, восьмиде­сяти пяти?

После этого участников диаграммы просят проком­ментировать свою позицию и отношение к поставлен­ному вопросу или проблеме.

Темы могут быть и серьезными, и шуточными. Можно и самим участникам предлагать вопросы для подобной диаграммы. С помощью вопросов типа: " Нравится ли вам атмосфера нашей встречи? ", " Чувствуете ли вы себя до­статочно свободно? ", " Насколько интересным кажется вам все, что происходит сегодня на нашей встрече? " можно получить обратную связь от участников группы.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.