Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТАТАРСКАЯ ТИПОГРАФИЯ




Она приняла свое начало в 1802 году. Содержатель ее был Татарский купец Бурашев, который в течение трех лет напечатал следующие Татарско-Арабские книги:

 

1) 11000 экзем. Татарской азбуки.

2) 7000 экзем. 7-й части Алкорана.

3) 1200 экзем. Пиргули.

4) 3000 экзем. Фауджуль-Наджяд.

5) 3000 экзем. Суббатуль-Газизин.

6) 3000 экзем. Стуани.

7) 2000 экзем, полного Алкорана.

8) 1000 экзем. Алкорана в 30-ть частей, (Гафтияк).

 

При другом содержателе типографии, Юсупе Апанаеве, напечатано в 1806 году:

 

1) 19000 экзем. Татарской азбуки.

2) 3000 экзем. 7-й части Алкорана.

3) 1000 экзем. Пиргуля.

4) 1200 экзем. Стуани.

5) 1200 экзем. Суббатуль-Газизин.

6) 1500 экзем. полного Алкорана.

 

В следующих годах часто печаталось огромное число Татарских азбук и 7-й части Алкорана: при содержателе купце Юнусове вышли очень красивые издания полного Алкорана в лист, содержащего в себе до 121 листа. Алкоран этого издания продается на ярмарке Нижегородской по 25 рублей в переплете.

Работающие в типографии все из Татар; но только бумага и чернила покупаются у Русских. В этой Азиатской типографии я заметил особенную деятельность в то время, когда были Библейские Общества. Татары тогда с таким же рвением старались распространить свои духовные книги, как и мы.

Сверх того в этой же типографии напечатаны сочиненные Лектором Ибрагимом Хальфиным: Татарская Грамматика и собранные им же Хрестоматия, и словарь Татарского языка, изданный священником Троянским.

Не могу не упомянуть здесь о хитрости, употребленной содержателем Бурашевым при издании одной духовной книги, напечатанной здесь же в 1802 году. Бурашев для интересу своего в книге под названием Фаужуль-Наджяд прибавил несколько листов в пользу исповедания Шеитов, вероятно для того, чтобы мог ее с выгодою продавать и Персиянам; но после восьмилетнего о сем процесса этот Бурашев обвинен был в святотатстве Казанскими Татарами, принадле­жащими к исповеданию Сунны. Прибавленные к этой книге листы были выдраны и сожжены при Муллах и Русских чиновниках.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.004 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал