Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Указ о всеобщей учебной повинности для детей






 

В 1714 году был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей, по которому все дети священников, дьяков и дворян отныне обязаны научиться читать, чтобы получить разрешение жениться.[37] Но образование в большинстве дворянских семей давалось тяжело, поэтому император вынужден был применять определённые меры. По установленному при Петре I и императрице Анне Иоановне порядку[38] каждый семилетний мальчик-дворянин был обязан явиться в так называемую

Геральдмейстерскую контору Сената, сказать, сколько ему лет, чему он учился, где служили его предки, сколько крепостных душ у его родителей. Затем недоросля, так называли тогда мальчиков, отпускали домой. Через пять лет на «втором смотре» ребёнок должен был уметь читать и писать. После этого его отправляли на военную или гражданскую службу, разрешая остаться дома только в том случае, если родители обязывались обучать сына иностранному языку, арифметике, географии, закону Божьему. В пятнадцать лет юноша являлся на новый смотр.

Негативные стороны российского образования того времени высмеивает Д. И. Фонвизин в знаменитой комедии «Недоросль».[39]

 

Цыфиркин. Задача. Изволил ты, на приклад, идти по дороге со мною. Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое…

Митрофан (пишет). Трое.

Цыфиркин. На дороге, на приклад же, триста рублев.

Митрофан (пишет). Триста.

Цыфиркин. Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?

Митрофан (вычисляя, шепчет). Единожды три — три. Единожды ноль — ноль. Единожды ноль — ноль.

Г-жа Простакова. Что, что до дележа?

Митрофан. Вишь, триста рублев, что нашли, троим разделить.

Г-жа Простакова. Врет он, друг мой сердечный! Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.

Митрофан. Слышь, Пафнутьич, задавай другую.

Цыфиркин. Пиши, ваше благородие. За ученье жалуете мне в год десять рублев.

Митрофан. Десять.

Цыфиркин. Теперь, правда, не за что, а кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял, не грех бы тогда было и еще прибавить десять.

Митрофан (пишет). Ну, ну, десять.

Цыфиркин. Сколько ж бы на год?

Митрофан (вычисляя, шепчет). Нуль да нуль — нуль. Один да один… (Задумался.)

Г-жа Простакова. Не трудись по-пустому, друг мой! Гроша не прибавлю; да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошохонько.

2.5.1.4. Академия наук [40]


Создание Академии наук прямо связано с реформаторской деятельностью Петра I. Как только начали учреждаться некоторые училища, возникла мысль и о создании академии наук. Пример Парижской академии, беседы Петра со многими учеными за границей, советы Лейбница, неоднократные представления многих иностранцев, сподвижников Петра, убедили его в необходимости завести в России академию наук.

Официальное открытие Академии наук состоялось в Санкт-Петербурге 27 декабря 1725. Основная деятельность академии проходила уже после смерти Петра.

Первоначально она делилась на три класса (отделения):

· математика, астрономия с географией и навигацией, механика;

· физика, анатомия, химия, ботаника;

· красноречие, древности, история, право.

Штат Академии наук состоял из 11 профессоров и нескольких адъюнктов. Студентов в университете было сначала очень мало. В основном это были дети дворян или живших в России иностранцев; однако уже вскоре были введены стипендии и особые места для «казеннокоштных» студентов (учившихся за счет государства). Среди казеннокоштных студентов были разночинцы и даже крестьяне (например, М.В. Ломоносов). В гимназии также учились дети солдат, мастеровых и крестьян, однако они обычно ограничивались низшими (младшими) классами.

В XVIII веке при академии содержались библиотека, музей Кунсткамера, обсерватория, физический кабинет, химическая лаборатория (основана в 1748 М. В. Ломоносовым), анатомический театр, художественные классы, мастерские, типография.

При Академии наук созданы Академический университет и Академическая гимназия.

Первым президентом академии был назначен медик Лаврентий Блюментрост. Заботясь о соответствии деятельности Академии мировому уровню, Петр I пригласил в неё ведущих иностранных ученых.

С 1728 г. стал издаваться ежегодный сборник трудов «Комментарии Петербургской академии наук» (на латинском языке), который приобрел в ученом мире популярность и авторитет одного из ведущих научных изданий Европы. Была создана собственная типография, и ей было поручено издание всей литературы в стране, кроме церковной. Это обозначило ведущую роль Академии в общем развитии российской культуры.

Распространению научных знаний активно содействовали издания Академии. В «Примечаниях на Ведомости» печатались статьи о природных явлениях, минералах, машинах и приборах, о путешествиях, о дальних странах и народах, о болезнях и их лечении, о поэтическом и драматическом искусстве, об опере и многом другом.

И, наконец, значимое событие - 1746 году состоялось назначение первого русского президента Академии, им стал граф К. Г. Разумовский. В Академию начали избираться отечественные ученые. Первыми русскими академиками стали С. П. Крашенинников - автор первой естественнонаучной книги («Описание Земли Камчатки»), написанной на русском языке, М. В. Ломоносов, поэт В. К. Тредиаковский, а позже астрономы Н. И. Попов, С. Я. Румовский, П. Б. Иноходцев, натуралисты И. И. Лепехин, Н. Я. Озерецковский, В. Ф. Зуев.

 

Обобщая итог образовательной реформы Петра I, отметим:

· возникновение системы профессионального образования;

· открытие большого количества школ;

· образование молодых дворян о за границей;

· учеба стала одним из видов государственной службы;

· изменение содержания образования: на первом месте – не церковные, а светские науки;

· создание светских учебников и издание первой печатной газеты «Ведомости»;

· основание в1714 году первой библиотеки;

· создание первого музея - Кунсткамера в 1714 году в Петербурге;

· создание Академии наук в 1725 году;

· развитие отечественной науки: внедряются русские изобретения, организуются географические, геологические и иные экспедиции;

  • введение нового летоисчисления с 1 января 1700 года, от Рождества Христова.

Система образования, созданная Петром I, сыграла гигантскую роль в развитии российского образования, «вписав» его в европейскую систему образования.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.