Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Я Это Знаю; я в Это Верю; я Этому Служу; я не могу иначе». 1 страница




Эта формула и есть «главное» в жизни героя, в жизни мужчины. Если эти слова вызвали у вас, дорогой читатель, скептическую улыбку, я оговорюсь: речь идет о том, как ДОЛЖНО БЫТЬ.

Все положительные герои сказок, легенд, мифов, более поздних литературных произведений, все истинно вели­кие люди, жившие на Земле, — все они шли по жизни и вершили славные дела, одухотворяемые этой формулой. Кто-то отдавал себе в этом отчет, кто-то действовал ин­туитивно. Но все они ощущали над собой Божественное Водительство и — «не могли иначе».

Приносила ли эта сокровенная формула им богатство, власть, почести и прочие «радости жизни»? Редко. Да и не зашифрована потребность в мирских благах в архетипе Монаха. Более того, этот архетип формирует в герое щед­рость, непривязанность к земному благополучию. К при­меру, известна история о святом Серафиме Вырицком. Этот великий старец в миру был успешным предприни­мателем. Как-то, возвращаясь домой, он столкнулся ли­цом к лицу с человеком, только что обворовавшим его жи­лище. Стал ли он обличать преступника? Нет, старец по­мог вору погрузить вещи и отправил его с миром.

Кроме непривязанности к мирскому, в архетипе Мо­наха заложена потребность в одиночестве. Подумайте, возможно ли Откровение в компании, пусть даже и близ­ких по духу людей? Общение с Богом на уровне Откро­вения всегда есть Тайна.

В большинстве сказок, легенд, мифов герой — один. Это одиночество Ведомого Богом. От этого одиночества никогда не страдают, им, наоборот, вдохновляются. В ке­льи одинокого множество дверей в Любовь.

Другая сила, заложенная в архетипе Монаха и пере­данная герою, — это сила самоограничения и самодисцип­лины. Герой учится говорить «нет» своим слабостям. Ведь невозможно предаваться всем желаниям, побуждениям и страстям, — это путь перерождения человека в похотли­вое животное. «Жить означает выбирать; тот, кому при­ходится выбирать, должен уметь отказываться. Никакое созидательное начало невозможно без внутренней цензу­ры, то есть без избирательного НЕТ», — писал И. Ильин. Герой сказки, мифа дорого платит за потакание своим слабостям. Захотелось вздремнуть, расслабиться? Позволил себе это? Получи предательство. Потянуло предаться со­блазну? Тогда не удивляйся, что это стало причиной беды.

Не стоит думать, что сила само-, ограничения и самодисциплины ли­шает героя простых человеческих ра­достей. Это заблуждение, чрезвычай­но далекое от истины. Сила архетипа Монаха отвергает все злое, мелочное, фальшивое, уродливое, неверное, низкое, но сохраняет и утверждает святое, существенное, подлинно любимое и важное. Это сила пробуждается и начинает работать посте­пенно, по мере формирования системы ценностей.



Эта сила необходима, чтобы герой НЕ ЗАГРЯЗНЯЛ свой канал Откровения. Даже чистейшая вода, если ее пустить по грязным, старым, ржавым трубам, будет вы­ливаться из крана в стакан противной мутной жидко­стью. Чтобы принимать Откровение, внутренние «тру­бы» героя должны быть чистыми. Главный чистильщик «труб» — сила самоограничения и самодисциплины.

Мы не станем обсуждать эволюционные уровни этого архетипа. Смысла нет. Механизм прост: растет эволюци­онный уровень — усложняется и утончается Качество Откровения.

Вызов архетипа Монаха — «ищи главное в своей жиз­ни!». Как найдешь, так служи ему верой и правдой.

Так, даже «условно неверующие» мужчины, вдохнов­ленные некой идеей, служат ей всей душой. Для них это — главное, в этом — смысл.

Здесь я позволю себе маленькое отступление в сторону женщин. По опыту клиентской практики я знаю, что неко­торые женщины мечтают, чтобы их возлюбленные уделяли им больше внимания, а еще лучше — видели в них смысл своей жизни(!). Но как можно назвать мужчину, ко­торый видит СМЫСЛ СВОЕЙ ЖИЗНИ в другом человеке, пусть даже в любимой женщине? От Смысла зависит ВСЯ жизнь человека. Если мужчина видит смысл своей жизни в женщине, он от нее зависит ПОЛНОСТЬЮ. А когда одно живое существо полностью зависит от другого — это на­зывается паразитизмом. Получается, что мужчину, кото­рый видит смысл своей жизни в женщине (пусть и люби­мой), можно назвать паразитом. Вы шокированы? Тогда пройдитесь по этой логической цепочке вновь. Простите, что пришлось вас разочаровать.

Подлинный смысл мужской жизни всегда лежит выше плоскости других людей, пусть и горячо им любимых. Этот смысл всегда связан с Откровением, Надличностным. Ка­чество Откровения зависит от эволюционного уровня са­мого человека.



Урок архетипа Монаха в том, чтобы пережить «кризис веры». Еще это можно назвать «трезвением» — крушени­ем иллюзий и заблуждений относительно самых важных аспектов внутренней жизни. Так бывает, когда источник Откровения был не Божественного происхождения, а зем­ного. Откровение приходило от другого человека, системы представлений, принятых в социуме, и пр. Например, человек входил в секту и воспринимал за откровения сло­ва ее адептов. Потом прозрел, «отрезвился», пережил «кризис веры». Или трагический пример из нашей исто­рии: несколько поколений советских людей имели в каче­стве «откровения» мечту о коммунизме. Нужно ли ком­ментировать ситуацию трезвения?!

Урок нужен для того, чтобы от настоящего Источника Откровения отпало все ложное, наносное. Ибо истинное Откровение возможно лишь из одного источника — Бога. Среди подлинных героев и подлинно великих людей нет атеистов.

Как происходит практическая работа с архетипом Мо­наха в Комплексной Сказкотерапии©? Само по себе пони­мание назначения и ценности этого сакрального мужско­го арх етипа помогает нам более тонко создавать образ ге­роя, привносить в его историю испытания на силу воли, способность к самоограничению. Кроме того, в хорошей сказке всегда ощущается незримое присутствие Высшей Силы, которой ведом герой.

Все тонкие силы архетипа Монаха развиваются в про­цессе духовно-религиозного воспитания ребенка. В этом случае важным инструментом являются рассказы о жизни святых людей. Кстати, многие жизнеописания похожи на сказки.

Итак, архетип Монаха действует внутри героя скрыто, побуждая, прежде всего, действия внутренние. Внешнее действие, формируемое этим архетипом, — это молитва. Архетип Монаха оттачивает характер, придает внутрен­нему содержанию личности героя достойную форму.

Архетип Слуги (Раба)

Вот мы и подошли с вами к архетипу, наименование которого многим не очень нравится. Действительно, него­же настоящему герою быть слугою, а тем более рабом. Но позвольте, а как же быть с многочисленными героями ска­зок, легенд и мифов, которые отличались на царской службе? И можно ли вычеркнуть из списка великих Эзо­па, который, волею судьбы, был рабом?

Архетип Слуги хранит в себе мужскую силу, необхо­димую для социальной адаптации. Социум организован по принципу пирамиды: низший подчиняется вышестояще­му с должным смирением и принятием. Причем здесь речь идет о смирении и принятии воли людей, обладающих большей властью и возможностями, нежели ты.

Для мужчины важно чувство принадлежности к опре­деленной (желательно сильной) общественной группе. Неслучайно так популярно объединяться в партии, со­юзы, ассоциации, сбиваться в кланы, стаи, группировки, банды. Всегда во главе такого «объединения настоящих мужчин» стоит сильный Хозяин. Вот кому надо служить и хочется служить, смиряя свою волю и выполняя чужую.

Архетип Слуги формирует в герое активное стремле­ние служить Хозяину. «А не отправиться ли мне на цар­скую службу, авось там пригожусь», — думает Иван. Он сам еще слабо представляет, чего хочет. Ему нужен по­кровитель, служба которому поможет познать, кто он есть на самом деле. Да, Хозяин дает порою странные, сложные задания, но Иван справляется, и его мужская сила увели­чивается. Вот она, парадоксальная формула этого архе­типа: исполнение чужой воли помогает познать и укрепить собственную силу.

Понятно, что все хорошо в меру. Если мужчина всю жизнь будет следовать ритму лишь этого архетипа, вряд ли он познает собственное мужское естество полностью. Но, с другой стороны, ритм архетипа Слуги удобен для соци­альной жизни: «Не надо думать — с нами тот, кто думает за нас!»

«Скажи мне, что и как надо делать, — я сделаю!» — го­ворят некоторые. Вроде на первый взгляд можно диагнос­тировать у такого человека яркую выраженность архети­па Слуги. Но это не совсем так. Рассуждая об этом архети­пе, не стоит путать архетипическую силу Слуги и примитивный инфантилизм.

Царь дает поручение Ивану кратко: «Добудь мне моло-дильные яблоки!» или: «Пойди туда, не знаю куда, прине­си то, не знаю, что!». Заметьте, он не говорит Ивану, ГДЕ и КАК достать яблоки и прочее. Никаких технологий ис­полнения задания.Путь выполнения задания, техно­логию герой формирует САМ. И в этой его самостоятель­ности — ресурс развития мужской силы.

Если мужчине неизменно говорить, ЧТО делать и КАК следует это делать, ГДЕ и КОГДА, — он так и останется в роли «механического исполнителя». В этой роли мало ре­сурса для развития, но большой ресурс для усиления об­щего отупения и инфантилизма.

Царь вызывает Ивана, дает ему задание. Иван идет восвояси и думу думает, что ж ему, бедному, теперь де­лать, видно извести его собрался царь, коли такие зада­ния дает! И спасибо огромное царю за эти задачки не­разрешимые. Благодаря их сложности Иван выкладывается полностью, на что он в настоящий момент спосо­бен. Вот почему, сочиняя мужские сказки, сказкотерапевт «вредничает» — не дает герою поблажек, приду­мывает сложнейшие задания. Пусть герой показывает максимум, на что способен. В архетипе Слуги много силы. Кроме того, у героя сил и от других архетипов сил предостаточно, плюс помощники волшебные. Словом, ресурсов довольно.

Кстати, волшебные помощники чрезвычайно редко что-либо делают ЗА героя (в отличие от помощи герои­ням-женщинам). Они приходят на выручку лишь в тех случаях, когда герой САМ сделал все, что мог.

Ключевая ценность, зашифрованная в архетипе Слу­ги, — ВЕРНОСТЬ, ПРЕДАННОСТЬ. Ах, как печалятся сегодня многие работодатели о том, что маловато в их со­трудниках «корпоративной лояльности»! Прошу проще­ния, но «корпоративная лояльность» — не русская цен­ность. В нашей культуре принята другая категория — преданность. Основной ресурс Хозяина — преданные люди. «Мой человек», «верный человек», «это преданный мне, проверенный человек», — так говорят о достойных слугах. Унизительны ли такие определения?! Ни в коем случае! Наоборот, почетны.

Верных награждают, предателей ликвидируют. Про­стой закон мужского мира.

Вот мы и подошли к сакральному шифру архетипа Слуги: чтобы быть кому-то верным, нужно его уметь любить.Конечно, требовать любви от кого-то нельзя, а вот требовать корпоративной лояльности можно.

Чтобы быть верным, нужно иметь чистое сердце и об­ладать глубиной характера. Пустым и завистливым лю­дям верность просто «не удастся». Да и «корпоративная лояльность» под силу им лишь на непродолжительное время.

Потому так ценны верные люди, верные слуги. Потому настоящий Хозяин бережет их и грамотно награждает. Не «заваливает» благодеяниями и почестями — это лишь развращает. А награждает по достоинству и в соответ­ствии с индивидуальными ожиданиями. Да, это очень сложно. Но мы сейчас рассуждаем об эталонах, зашифро­ванных в сказках. Говорим о том, как должно быть.

Когда царь не ценит своего слугу, вместо награды за службу выдает ему тяжкое испытание — герой освобож­дается от клятвы верности своему хозяину. Вы помните, что далее происходит с царем? Он либо погибает, либо ли­шается престола в пользу героя. Почему? Потому что царь нарушил негласное «соглашение о верности»: если слуга верен хозяину, то и хозяин также хранит верность слуге.

Так работает архетип Слуги — всех «заставляет» слу­жить друг другу. Слуга служит господину, господин слу­жит мотиватором слуге, их союз основан на взаимной верности и механизме «взаимной награды». «Взаимная награда» работает так: слуга награждает господина ре­зультатом своей работы, господин награждает слугу по­честями. Все красиво.

Духовный механизм архетипа Слуги чрезвычайно тонок: достойные люди служат друг другу, пребы­вая в разных ролях (хозяин-слуга), а вместе они слу­жат Богу.

Так задумано. Но задуманное часто нарушается как одной стороной, так и другой. В сказках и мифах много предупреждений о том, к чему это приводит. Но многим людям этого, конечно, мало...

Архетип Слуги лежит в основе укрепления внутренне­го стержня героя. Проходя через различные ситуации, испытания и приключения, герой учится верности в ее многочисленных проявлениях. Верности слову, верности возлюбленной, верности учителю, верности хозяину, верности делу, родине и так далее. Дело в том, что верность основана на силе воли. Слабовольному не под силу соблю­дение верности. Укрепляется воля героя, мужчины, укрепляется и его верность.

Параллельно с верностью складываются представле­ния о чести. Можно ли представить себе героя без «кодек­са чести»?! И все эти высокие ценности зашифрованы в архетипе Слуги!

Это мы с вами обсуждали высокий эволюционный уровень данного архетипа. Теперь спустимся чуть ниже. На среднем эволюционном уровне перед нам герой «колеблющийся». Он и служить готов, и верность хранить. Но «подлые» вопросы так и грызут его изнутри: а достаточно ли меня уважают, что­бы я был таким усердным? А что я получу за эту работу? А не обделяет ли меня хозяин? А не слишком я много выкладыва­юсь за эти сомнительные награды? А пожалуй, другие мень­ше делают, получают больше!

Урок героя среднего эволюционного уровня в том, что­бы понять: все, что он делает, нужно прежде всего ЕМУ САМОМУ, а уже потом его хозяину. Предвижу ваши возражения: а к чему самому Ивану молодильные ябло­ки, за которыми его отправляет царь?! Конечно, моло­дильные яблоки Ивану ни к чему, он и так юн и пригож. Но задание, работа САМА ПО СЕБЕ — для него благо. Герой без дела мается.

Поэтому наш герой должен «подлые» вопросы от себя гнать, а задания царские выполнять. Через это он не только приобретает опыт, знания, но и ПРЕОДОЛЕВАЕТ собствен­ные слабость и малодушие.

На низком эволюционном уровне герой служить вовсе не желает. Он мотивирует это чем угодно: «правами чело­века», «нарушением свободы личности». На самом деле, имеют место банальные лень и инфантилизм, отсутствие силы воли, паразитизм и потребительство. Такому герою сложнее всего, потому что ему придется себя ЗАСТАВИТЬ служить, ЗАСТАВИТЬ работать. Если он этого не сделает сознательно сам, за него это сделают внешние обстоятель­ства. Он лишится самого необходимого (крова, дохода, еды и питья) и отправится в услужение на кабальных услови­ях. Вот какой сюжет развернется в сказке. Причем ради того, чтобы герой научился смиряться, работать «на Хозя­ина», развил в себе силу воли, верность, честь. А без этих качеств, — какой он мужчина?!

Итак, Вызов архетипа Слуги таков: развивай в себе силу воли, верность, стремление служить другому, ближнему своему.

Урок же архетипа Слуги тонок: учись грамотно рас­поряжаться своей свободой. Каково же это, после стольких лет службы выйти на пенсию и не знать, чем за­няться? Каково спортсмену, привыкшему к тому, что вся его жизнь подчинена жесткому внешнему расписанию, оказаться «на воле», без графика тренировок? И теперь это — навсегда! Каково это — потерять любимого Хозяи­на? Урок данного архетипа многообразен по внешним про­явлениям.

Чтобы пройти Урок, герою нужно научиться САМОМУ строить свою жизнь. Самому думать, планировать, фор­мировать для себя задания. Другими словами, теперь Хо­зяин из внешнего мира должен переместиться в мир внут­ренний. Кто этот ВНУТРЕННИЙ ХОЗЯИН? Та сакраль­ная сущность героя, подлинная его личность, что ведет его по жизни. Так «кризис свободы» лечится познанием само­го себя.

В сюжете сказки он проявляется так. Герой неожидан­но (потому что Уроки приходят всегда неожиданно, даже если читатель их давно уже узрел и спрогнозировал) те­ряет Хозяина, которому служил много лет верой и прав­дой. Он в кризисе, не знает, что ему теперь делать, куда путь держать. Наконец, либо он сам приходит к такой мысли, либо ему подсказывают, что неплохо бы понять, а что ты можешь сам по себе. Кто ты таков: что любишь, куда путь держишь, к чему стремишься. После размыш­лений герой понимает, что ему очень близки ценности его Хозяина, и он готов продолжать его дело, стать его На­следником.

Другой вариант развития сюжета: после размышлений герой вспоминает детскую мечту и принимает решение осуществить ее. Детская мечта, разумеется, связана с не­кой созидательной деятельностью, весьма удаленной от той, чем он занимался по воле Хозяина. Например, герой был оруженосцем воина, а детская его мечта — сажать цветы. В финале истории он занимается любимым делом, к которому всегда стремилась его душа. И такая возмож­ность — его награда за верную службу.

Архетип Слуги в сказке может действовать открыто и скрыто. Открытое действие формирует завязку сюжета истории — герой по своей или чужой воле попадает в услу­жение к некому Хозяину. Скрытое действие архетипа Слу­ги укрепляет внутренний стержень героя: через развитие силы воли, верности; представлений о чести, достоинстве.

Получается, что архетипы Монаха и Слуги тонко, испод­воль формируют духовный базис характера героя, мужчины, укрепляют его систему ценностей, и— внутренних ограничений. Из этого складывается «кодекс чести» насто­ящего Героя.

Мы рассмотрели с вами семь граней мужественности, семь мужских архетипов. Внутри нас, и мужчин, и жен­щин, все они присутствуют. Причем каждый на своем эво­люционном уровне. Вызовы и Уроки разных архетипов пересекаются в событийных вихрях, поэтому нелегко сра­зу выделить и четко назвать происходящее. Здесь нет пу­таницы — есть действие разнонаправленных сил, стиму­лирующих наше развитие.

Каждый мужской архетип способен породить немало сюжетов сказок. И мы с вами уже имеем в своем методи­ческом портфеле несколько «рабочих фабул». Пришла пора двигаться дальше и рассмотреть архетипические мужские сюжеты— семь древних «предначертаний», следуя которым герой может изменить собственное эво­люционное состояние. Приобрести силу определенной мужской ДУХОВНО-СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ.

Часть третья.

Шифр мужских сюжетов

Мужские архетипы помогли нам постичь и описать ос­новные содержания мужских, социальных сил. Герою же необходимо интегрировать внутри себя действие этих сил и проявить их вовне, то есть ПРИМЕНИТЬ. В этом круго­вороте интеграции и движения к результату рождаются мужские сюжеты.

Мужской архетипический сюжет — это законо­мерная последовательность событий, проходя кото­рую герой интегрирует внутри себя архетипические мужские силы в соответствии со своей личной зада­чей и переходит в новое духовно-социальное состоя­ние. Наша задача — расшифровать скрытый смысл пос­ледовательности событий, заданной сказкой.

Возникает вопрос: можно ли изменить древний сюжет? Неужели так и следовать мужчине этой предопределен­ности?!

Однако не стоит думать, что предопределенность огра­ничивает свободу выбора героя. Наоборот, древний сюжет передает ТЕХНОЛОГИЮ движения к результату, предо­ставляет «список испытаний» ЗАРАНЕЕ. Что может быть полезнее для мужчины?! Предупрежден — значит, отча­сти подготовлен.

Мы рассмотрим семь мужских архетипических сюжетов. Нередко в судьбе мужчины (и женщины) они действуют од­новременно в разных плоскостях жизни. Когда возникает трудная ситуация (а это всегда либо Вызов, либо Урок, либо Ловушка, как мы с вами уже знаем), важно понять, «откуда она родом». То есть какой сюжет активно проявился в ней.

Почему все семь мужских сюжетов могут действовать одновременно? Потому что ВСЕ СЕМЬ духовно-социальных состояний, к которым они приводят, важны для мужчины. Настоящему герою необходимо стать и Главой Рода, и Мас­тером, и Победителем, и Прозорливым, Поющим Сердцем, Странником и Партнером. При этом одно или два духовно-социальных состояния станут системообразующими, стер­жневыми в его «узоре судьбы». Но это не означает, что остальные состояния потеряют свою актуальность. Напро­тив, они укрепят доминирующее, стержневое состояние.

Например, ключевая задача, то есть Предназначение героя, — стать Главой Рода. Это духовно-социальное состо­яние должно стать у него стержневым. Ключевыми ценно­стями будут ценности архетипов Крестьянина и Монарха: семья, потомство, порядок, процветание, ответственность за Род, землю, страну. Но чтобы стать истинным Главой Рода, герой должен быть и Мастером своего дела, и уметь побеждать врагов, обладать прозорливостью и Поющим Сердцем, тонко ощущать собственный Путь и грамотно расставлять людей по своим местам в родовой системе. Вот и получается, что все мужские эволюционные состояния важны СРАЗУ. Согласитесь, непросто родиться героем!

Допустим, Предназначение героя — стать Победите­лем, разить врагов, не зная поражений. Что ж, это слож­нейшее служение. Но разве герой не должен оставить свое качественное семя для продолжения рода (Глава Рода)? Разве он может не быть Мастером боевого искусства (Ма­стер)? Чтобы предугадывать замыслы врага или выявлять предателей, разве не должен он стать Прозорливым? И как может герой защищать невинных, если у него не бу­дет Поющего Сердца? Сможет ли он выдерживать колоссальные нагрузки, если внутри у него не будет состояния Странника? Что касается состояния Партнера, конечно, Победитель может обойтись и без него... Но, с другой сто­роны, не всегда же он будет воевать в одиночку?!

Человек целостен, развитие одной архетипической силы, «подтягивает» за собою и другие. Открывшийся путь к одному духовно-социальному состоянию, откроет пути и к другим. Главное — движение.

Путь героя, путь мужчины редко бывает гладким. За каждым поворотом дороги скрывается новое, опасное для жизни испытание, ловушка, урок. Герой пребывает в по­стоянном напряжении. Но именно этот неизменный тонус помогает ему задействовать свой актуальный жизненный максимум и — умножить его.

Умножается личная сила — увеличивается личное вли­яние. Увеличивается личное влияние — возрастают соци­альные возможности. Возрастают социальные возможнос­ти — меняется жизнь. Ради этой це­почки герой отправляется в путь.

Ну а если ему ничего не надо, у него и так все есть? Зачем куда-то ходить, терпеть лишения ради со­мнительного результата?

Такая постановка вопроса — не для настоящего героя. Да, он может не проявлять активных стремлений до опре­деленного момента (как Илья Муромец, например). Но здесь есть особая мудрость Предназначения, которая гла­сит: «Всему свое время!» Пришло время, появились и его вестники — калеки перехожие — и призвали Илью Му­ромца на подвиг.

Если герой — инфантильный лентяй, в сказке ему обя­зательно будут предоставлены возможности для измене­ния. Коли он отвергнет испытания и станет продолжать «инфантильно лентяйничать», жизнь отнимет у него то, за что он держится. Конечно, не сразу. Но — закономерно.

Так человек, привыкший жить в «полсилы», потреб­лять и паразитировать на других, неизбежно начнет раз­рушаться. К сожалению, увлекая за собою и тех, кто с ним близко связан... Вот почему так важны мужские истории в процессе воспитания мальчиков. Формулы движения ге­роя к цели, символические шифры Вызовов, Уроков и Ло­вушек должны быть познаны в раннем детстве и отроче­стве. Благодаря этому формируется особая ГОТОВ­НОСТЬ К МУЖСКОЙ ЖИЗНИ. Собственно, ради этого мы и затеяли с вами наш «мужской разговор».

Сюжет первый «Отчий дом»

Композиция этого сюжета проста. Всего четыре узло­вые точки:

1. Рождение героя.

2. Расставание с родным домом по разным причинам.

3. Приключения. Приобретение опыта. Накопление силы в испытаниях.

4. Возвращение домой. Принятие героя Родом как но­вого Главы.

Примеров историй с этим сюжетом множество. Пере­числим лишь некоторые из них: история Эдипа, «Птичий язык», «Незнайка», «Сивка-Бурка», притча о Блудном Сыне, «Три царства: медное, серебряное и золотое».

Несмотря на видимую простоту ключевых событий, это мужской сюжет полон драматизма. В каждой узловой точке скрываются и Вызовы, и Ловушки, и Уроки.

Начнем с рождения героя. Само по себе появление на свет может быть связано с трудностями и препятствиями, трагическими пророчествами или родительскими обета­ми. Нередко герои рождаются, будучи изначально неже­ланными одним из родителей. Словом, в сказках далеко не безоблачно. Собственно, как и в обычной жизни.

Но герой рождается вопреки всем препятствующим ему волеизъявлениям! Почему? Потому что у него есть СВОЯ особенная миссия на свете. Его ЛИЧНАЯ ЗАДАЧА жизни обладает такой силой, что ломает на пути все пре­грады.

Сила личной жизненной задачи проявляется с рож­дения и ведет героя дорогами всех семи архетипических сюжетов. Собственно, для героя главное — родиться.

Сила личной жизненной задачи помогает герою выживать в самых невероятных условиях. Эта сила дана ему для дви­жения по Своему Пути. Если он не станет делать этого (выбор есть всегда!), эта мощнейшая созидательная сила постепенно разрушит его.

Возьмите, к примеру, Геракла. Не стал бы он подвиги совершать, а пожелал бы вместо этого лежать под олив­ковым деревом, нежиться на солнышке, предаваться ис­ключительно праздности и разврату. Его сила позволила бы ему вести такой образ жизни. Хотя, конечно, даже странно допускать такое... Но все же, к чему бы это при­вело? К безумию. Тем более что к припадкам безумия этот герой был склонен.

Путь Геракла — это путь к эволюционному состоянию Победителя. Побеждать он начал с колыбели — первые враги, обе ядовитые змеи, были им задушены.

Итак, сила личной жизненной задачи будет вести героя, охранять и направлять его. В данном сюжете сила личной жизненной задачи направлена на достижение духовно-соци­ального состояния ГЛАВЫ РОДА. А что это значит? Какие испытания готовит?

В первую очередь — реальную угрозу жизни со сторо­ны отца. Вам это кажется странным? Парадоксально, но так.

Как эта угроза шифруется в сказке? Например, так. Царь пребывает в пути и не знает того, что жена его на сносях(!). По дороге царь нарушает порядок на террито­рии некоего могущественного существа. Не по злому умыслу, просто так складываются обстоятельства. Захо­телось, к примеру, царю водицы из озерца испить без раз­решения водяного — хозяин его за бороду поймал и по­требовал отдать ему то, чего он у себя дома не знает. Царь, конечно, с легкостью обещает — чего же он может у себя дома не знать?! Наивному монарху невдомек, что у него может появиться наследник. Фактически отец продает, предает собственного сына за свой проступок. Сын должен будет оплатить оплошность отца. А говорят, дети не отве­чают за грехи своих родителей! Еще как отвечают — в сказке об этом между строк написано.

В результате сын рождается уже с обременением — ему предстоит расплатиться не за свой грех, а за отцовский. А чем? Трудом или, может быть, жизнью? Вот она, реаль­ная угроза жизни, пришедшая к герою со стороны отца. Ко­нечно, не хотел отец этого. Он же не знал, что так получится. Но — незнание не освобождает от ответственности.

Посмотрим с вами еще глубже. Потенциальная угроза жизни так и остается угрозой. Но она не существует сама по себе. Она — часть ОТЦОВСКОГО НАСЛЕДСТВА.

Это очень важное понятие в данном архетипическом сюжете. Глава Рода — это в первую очередь НАСЛЕД­НИК своего отца. Или матери — если в сказке нет отца, мать одна воспитывает сына. Мы с вами живем в патриар­хальном обществе, поэтому наследство со стороны отца — важнейший фактор формирования личности героя, лич­ности мужчины.

Что входит в понятие отцовского наследства? Конеч­но, не только деньги, движимое и недвижимое имущество, люди, связи, но и опыт, сила достойных поступков и пятна недостойных. И конечно же, долги перед другими. В этом архетипическом сюжете сын непременно отвечает по обя­зательствам отца.

Можно подумать, что это несправедливо. Если отец «накуролесил», оставил после себя множество открытых обязательств, при чем тут его сын?! Давайте расшифруем то, что написано в сказке: «Хочешь продолжить свой род, отдать свое семя женщине, чтобы она выносила и родила тебе ребенка? Веди достойную, зрелую жизнь, будь осторожен в обязательствах, ибо если ты по ним не расплатишься, то это бремя ляжет на твоего наследника».

Сурово? Вполне. Дело в том, что само по себе ЖЕЛА­НИЕ ИМЕТЬ НАСЛЕДНИКА является мощным факто­ром, дисциплинирующим мужчину. Во всяком случае, так задумано и зашифровано в сказках. Другое дело, что немногие сегодняшние молодые мужчины, отдавая жен­щине семя, заботятся о том, какое наследство они пере­дают будущему ребенку. И эта отцовская безответствен­ность несет прямую угрозу жизни потомства.

Но не стоит думать, что эта проблема лишь нынешней жизни. Раз такая ситуация зашифрована в сказках, зна­чит, она была всегда. И пока не решена. Может, оттого, что информация так долго оставалась зашифрованной?..

Вернемся к нашему примеру с царем, пообещавшему водяному то, чего он в своем доме не знает. Оказавшись дома, он узнает о рождении долгожданного наследника. Радость перемешивается с ужасом и раскаяньем. Чувства очень правильные. Особенно раскаянье. Но к чему они приводят? К активизации архетипа Купца (на невысоком эволюционном уровне) — царь с царицею начинают при­думывать, как бы своего ребенка уберечь. И додумывают­ся принести в жертву ЧУЖОГО РЕБЕНКА, вместо свое-го(!). К счастью, некая служанка (рыбачка, кухарка и пр.) родила мальчика одновременно с царицей. Решение оче­видно — поменять детей.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал