Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преодоление у тинэйджеров






 

Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя. Эта черта свойственна мелким людям, великий человек, наоборот, внушает чувство, что вы можете стать великим.

М Твен

 

В этом возрасте преодоление главным образом определяется развитием ответственности, силы воли и наличием лично значимой цели.

1. Ответственность стимулирует разнообразные формы преодоления. Развитие способов преодоления зависит от образа жизни. Так, у подростка, рано столкнувшегося с жизненными трудностями (когда по тем или иным причинам ему приходится брать на себя обязанности главы семьи, например если на его руках внезапно оказывается маленькая сестра или бабушка, и когда из-за отсутствия родителей или их личностных нарушений ему приходится брать на себя их обязанности), вынужденная ответственность ускоряет развитие преодоления. Однако ответственность должна быть посильной. Когда вынужденно выполняемые подростом роли ему не по плечу, не соответствуют его реальным возможностям, то вследствие своей неуверенности (справится ли он?) возникают глубинное психическое напряжение и тревога, активизирующие защиту.

Заметим, что не только семейные катаклизмы стимулируют преодоление. Дети военных, переживающие множество переездов, также оказываются более социально зрелыми, чем их ровесники. Так или иначе, взятые на себя заботы давят, и тинэйджер становится не по возрасту зрелым, поскольку на его плечах — ответственность за решение многих проблем, которые обычно возникают у людей значительно позднее.

2. Сила воли развивается быстрее для реализации личных целей. В ситуации стремительно возросшей ответственности система ценностей тинэйджера быстро достраивается. При этом важно, чтобы обязанности были взяты на себя самостоятельно, а важные цели сформулированы лично. Если цель не своя, а навязанная извне, повышается вероятность проявления малодушия и тинэйджеры отказываются от такой цели в пользу потребности сохранения личного благополучия или социального статуса. В таком случае говорят о слабой воле, упуская, однако, из виду, что сила воли зависит от " происхождения" цели. Как считал В. Франкл [191], сила воли определяется ясностью и глубиной понимания собственных целей. Поэтому вместо критики позиции подростка с навязыванием ему " правильного" образа мыслей лучше показать, что данное (неприемлемое, с позиции взрослого) поведение имеет свои основания, но, возможно, не учитывает определенные факторы или значимую информацию. Подобное всестороннее рассмотрение ситуации способно изменить прежние оценки и снять ощущение давления, которого свободолюбивый подросток не выносит. Теперь внешние рекомендации могут превратиться в собственную позицию, а в этих условиях сила воли обнаруживается во всей полноте. Теперь подросток готов не только правильно и самостоятельно сформулировать свою цель, но и приступить к ее реализации.

3. Опосредованная поддержка по Эриксону. Один из приемов " перевербовки" разработал М. Эриксон [227], назвав его опосредованной поддержкой. Когда нужно изменить какое-либо неблагоприятное поведение, полезно прежде всего поддержать, например посоветовать подростку то, что он и сам делает, но внести такие детали и условия, при которых продолжать стало бы невмоготу (дочка хочет научиться грызть ногти, как делают другие девочки в ее новом классе, — поддержать это желание, но посоветовать грызть ногти не менее нескольких часов в день).

4. Противостоять зависимости помогают мощные конкурирующие интересы. Если выясняется, что подросток употребляет наркотик, не надо его запугивать. Сильный страх всегда кратковременен. У взрослых он автоматически вызывает реакцию, ведущую к защите по типу отрицания, а у подростков — к развитию повышенного интереса к предмету запрета. Здесь скорее помогут профилактические усилия по развитию воли и самостоятельности. С целью подобной профилактики для подростков разработаны специальные игры, типа мозговой атаки, демонстрирующие последствия стремления к бессмысленному риску. В процессе их проведения подростков " подначивают" к разным видам " бесстрашного" поведения, например: глотнуть наугад из колбы в химической лаборатории; покататься ночью на велосипеде по оживленному шоссе в темной одежде; ежедневно принимать несколько таблеток аспирина, не советуясь с врачом; управлять автомобилем после нескольких рюмок спиртного. Эти игры развивают предусмотрительность, а также показывают эффективность переключения интересов, путем вовлечения в такие виды деятельности, которые предоставляют возможность осмысленного риска. Это переориентация нормальных стремлений подростков к удовольствию через экстрим — с алкоголя и наркотиков на другие источники переживания. Если эти цели удается сделать личными, то развиваются воля и стремление к иным интересным перспективам.

5. Экстрим — это хорошо! Жажда острых ощущений обусловлена опытом преодоления опасности (" Какой же я молодец! ") и наслаждением разрядкой, возникающей после этого (" Как хорошо, что все это уже позади! "). Возникающий вид катарсиса сопровождается гордостью и удовлетворением. Переживания такого рода и поддерживают вкус к риску.

У тинэйджеров жажда экстрима выражена особенно ярко, что требует от взрослых выдержки и определенного мужества, чтобы не препятствовать этим стремлениям, и некой изобретательности для направления этой потребности в приемлемое русло. Есть много способов удовлетворять жажду риска в общепринятых формах. Туристические походы, спортивные достижения на гррани возможности и т. п. дают подросткам хорошую возможность узнать себя и свои проблемы в обсуждении сходных мечтаний и фантазий, а также претензий к взрослым. Осознание общих проблем делает их менее тайными, позволяет разрядить очаг напряженности и ставит на повестку дня разнообразие конструктивных подходов к решению проблем.

6. Необходимо быстро и внятно авансировать малейшие достижения. Развитие в характере упорства и старания возможно только при нейтрализации защиты, а для этого необходима быстрая положительная реакция на любое, самое незначительное достижение. Следует немедленно изыскать положительные стороны события, отчетливо поддержать реальное достижение и авансировать будущее (" Смотри, как хорошо у тебя получилось в этот раз. По всему видно, что ты сможешь достичь много большего"). Очень полезно, когда человек умеет и сам себя поощрять (" Ай да Пушкин, ай да сукин сын! "). Если поощрение запоздает, то не удастся предотвратить вторжение защиты, которое неизбежно приведет к потере интереса к ситуации как источнику поражения. Поэтому так важно помочь подростку своевременно довести дело до победного конца и немедленно разделить с ним радость достижения. Такая поддержка поощряет у него умение и желание решать свои проблемы, делает его не только удачливым, но и отдающим себе отчет в своей успешности, укрепляет его самооценку.

7. Соедини свободу с ответственностью. Как уже говорилось, желанная свобода еще воспринимается тинэйджером отдельно от ответственности. Он формирует прекрасные идеи и выступает с ними как максималист. Такой максимализм создает условия для односторонности в оценках, нетерпимости к возражениям и категоричности. В свете завышенного, нереального представления о себе и своих идеалах любая действительность может показаться мрачной, и это подавляет деятельность, рождая пессимизм и отчаяние. Поэтому социальная активность подростков нередко принимает форму негативизма.

Вообще, подростки используют широкий диапазон поведенческих стратегий для контролирования членов своей семьи. Эго выливается в активное неприятие традиционных поведенческих норм и ценностей, сопутствующих вторжению защиты (" Эти козлы все делают не так, как надо, а я здесь ни при чем! "). Усилия взрослых представляются бессмысленными. Конструктивным подходом к преодолению этой возрастной деформации может служить и поощрение и привлечение тинэйджера к решению именно той конкретной проблемы, которая вызывает его активный протест. Примером нейтрализации возрастного негативизма может служить правило " маленькая красная рыбка" [54]:

 

Создавалась французская энциклопедия. Собирались ученые и обсуждали краткие определения разных слов. Принимал участие в этих обсуждениях и известный естествоиспытатель Ж. Кювье. Однажды он опоздал на заседание и, когда пришел, услышал, что сегодня выработали определение рака: " маленькая красная рыбка, которая плавает задом наперед". Кювье сказал: " Великолепно — кратко, ясно и выразительно. Позвольте только мне, как естествоиспытателю, внести маленькие и не принципиальные изменения. Дело в том, что рак — не рыба. Вообще-то говоря, пока он не сварится — не краснеет. И двигается не задом наперед. Поэтому мы внесем скромные коррективы и прекрасно покончим с этим важным делом".

 

Когда вы совершенно не согласны с тем, что говорит подросток, постарайтесь сначала использовать стереотип положительного отношения: " Это интересно, это вдохновляет, давай только несколько уточним..." Тогда защита отключается, и подросток становится готов к вовлечению — переключению внимания на конструктивную коррекцию. Ощущение осмысленности — побочный продукт вовлеченности. Активно включаясь в " разруливание" ситуации, по его мнению кем-то неправильно организованной, чувствуя всю трудность достижения малейших, но необходимых изменений, тинэйджер меняет свое скептическое отношение на более оптимистическое. Вместе с тем предложенная деятельность должна соотноситься с характером подростка. Если он подвижен и расторможен, то коррекцию поведения и построение новых ценностей, а следовательно, и ответственности надо организовывать при помощи приемлемого выхода его неуемной энергии, вовлекая в занятия, предполагающие повышенное расходования мышечной энергии, например в рейды дружинников. Если он склонен к самоуглублению — надо способствовать развитию его ответственности на базе помощи сверстникам в их трудностях на поприще его любимых занятиях.

8. Снижай гиперсексуальность, стимулируя творчество. Вследствие пробуждающихся у подростков половых инстинктов, невозможности и неумения их удовлетворения, а также непростой для многих из них задачи формирования половой идентичности нарастает глубинная тревога. Известный философ Г. Померанец [147] вспоминает, что половой голод мучил его с пятнадцати лет, а личность у него сложилась значительно позднее, примерно к тридцати пяти годам. И только тогда пришла пора преодоления эгоцентризма — гордости, сосредоточенности на своем " Я",

своем таланте и исключительности, зацикленности на всяком внешнем успехе — и наступило время выбора человека, нужного для души. До этого времени задержка формирования половой идентичности затрудняет удовлетворение половой потребности и потребности в самопринятии, связанной с усвоением нравственных ценностей, соответствующих стереотипам данной половой роли. Все формы возникающих при этом тревоги и напряженности могут быть снижены за счет их трансформации в различные виды творческой деятельности — интеллектуальной или физической активности. Это надежный и социально приемлемый способ регулирования гиперсексуальности и нормализации самочувствия.

9. Прочные знания и внимание к людям — более надежное капиталовложение, чем миловидность. Как мы уже отмечали, у тинэйджера острота реагирования на свою внешность достигает максимума. Сомнения в своей привлекательности приводят иногда к возникновению идеи уродства и даже к суициду. Известно усердное голодание девочек, вплоть до необратимых последствий для здоровья, и непрерывное, с помощью анаболиков, накачивание мышц мальчиками. Подростки не понимают, что достигнутая такими усилиями привлекательность — не панацея. Акцентируя ценность внешности, они упускают из виду другие ценности. Им бы, не теряя времени, направить главные усилия на исправление конкретных несовершенств в характере, поскольку с возрастом миловидность, скорее всего, пройдет, а привычка получать все блага " за красивые глаза" (или за накаченные мышцы) останется и будет, с одной стороны, раздражать окружающих, а с другой — провоцировать такую форму защиты, как отчуждение, что еще больше затруднит взаимодействие с людьми.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.