Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расширяй зону поиска решения — ищи в любом месте






 

Остроумием называем мы не шуточки, столь любезные нашим веселым критикам, но способность сближать понятия и выводить из них новые и правильные заключения.

А. С. Пушкин

 

" Любое" место при поиске решения — это и реальное пространство, и место во времени, причем как в истории самого человека, так и в истории народа и государства. Ю. Б. Норштейн описывает обращение к своему детскому опыту. В своей работе " Войти в гоголевскую шинель" он рассказывает, что, когда делал " Ежика в тумане", вдруг " возвратился к тому дому, где когда-то жил и где, быть может, единственный раз в жизни испытывал защищенность и безмятежность. Средства мультипликации, кино возвратили меня к самому себе, позволили возвратить себе и снова пережить запах опилок в старом сарае и запах травы нагретого полдня, и мне захотелось работать так же, как поэт пишет стихи о своей жизни, потому что для него эта жизнь есть, и она очень важна, и все, что с ней связано, в данный момент самое главное, что существует в мире. Это дает мне жить, это мой витамин, это меня питает, это моя терапия" [133].

С какими стереотипами сталкивается человек, идущий путем паука?

Во-первых, часто первая встреча с проблемой порождает недоумение и неуверенность в том, правильно ли она сформулирована, достаточно ли конкретно и корректно. Однако совершенно корректно поставленных новых проблем не бывает — иначе они тривиальны. Как только проблема возникла, она сразу же, как губка, начинает непрерывно впитывать те новые факты, которые может рекрутировать в свою пользу. Поэтому нет смысла гнаться за строгостью обоснования своих намерений и поступков.

Специалисты, особенно пожилые, часто обвиняют молодых в том, что те опираются на недостаточно строго доказанные факты и пренебрегают традицией представления материала. При этом практически не принимается во внимание, что строгость — не синоним истины. Даже общепринятые философские системы, как подчеркивал В. И. Вернадский [38], представляют лишь разные подходы к истине. Источником любого знания может быть не только наука: даже такие основополагающие понятия, как атом, материя, наследственность, энергия, элементы, инерция, бесконечность, вошли в науку из религии и философии. Вместе с тем понятно, что привлечение сведений и способов из других областей знаний требует не только критичности к данной области, но и широты знаний (возможно, с некоторым ущербом для глубины).

Во-вторых, человека травмируют утверждения окружающих о том, что решить проблему не удается потому, что для этого еще не созрели условия, не пришло время. Это утверждение особо опасно, поскольку после нескольких тщетных попыток человек склонен остановиться и оправдать свое отступление отсутствием объективных условий. Чтобы не сдаться в этот трудный момент, надо знать, что сам факт постановки задачи говорит в пользу того, что для ее решения условия уже созрели.

С другой стороны, у дилетанта в данной области чаше возникают продуктивные аналогии со сведениями из пограничных полей знаний, так как он не связан профессиональной логикой и может использовать свою собственную, исходя из других посылок и преобразуя информацию по другим правилам. Почему так много идей выдвигают дилетанты? Они в течение многих лет сохраняют живой интерес к проблеме, менее зашорены, что и помогает им принять во внимание изменение характера прежней зависимости. У дилетантов отмечается не просто повышенная способность использовать интуицию, но лучшее владение мысленным моделированием. Это дает возможность освоить новые, недостающие формы поведения. Мысленное моделирование помогает не только формулировать новые идеи, но уяснить для себя, где и как можно применять новые способы поведения, и тем самым снижать тревогу и страх, повышая уверенность в благополучном конечном результате [97, с. 885].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.