Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преодолей иллюзии атрибуции






 

Вопрос об отношениях индивидуальной личности и общественной солидарности сводится к пониманию того, как, становясь все более автономным, человек все непосредственнее зависит от общества.

Э.Дюркгейм

 

Как было показано в главе 4, необходимо совладать с тремя базовыми штампами:

1. Человек убежден, что в аналогичных условиях большинство людей поступят так же, как он сам или как представители его референтной группы. Для выработки стратегии совладания с этим стереотипом важно осознать, что такие представления — следствие частичного сходства (например, обобщение по полу, возрасту, профессии, расе), которое тем не менее иррадиирует на сферы, где такого сходства может и не быть, так как игнорируется факт различий между людьми. Однако при сходстве профессии люди могут иметь разные личностные особенности, перевешивающие их общие профессиональные свойства. На этих отличиях и надо акцентировать внимание для преодоления этого стереотипа.

2. Не принимаются в расчет различия критериев, используемых человеком при оценке себя и других. Свое поведение человек склонен в большей мере объяснять внешними, ситуационными факторами (от него не зависящими), а чужое — личными качествами (зависящими от воли действовавшего). В этом случае также оказывается урезанной часть фактов, и для заключения используются не все доступные сведения, а только наиболее удобные для поддержания самооценки. Для совладания с этим стереотипом следует постараться выровнять это различие.

3. Человек допускает, что если обстоятельства в дальнейшем не изменятся, то и поведение должно остаться тем же. Здесь тоже принимается во внимание часть информации — не учитывается, что, кроме внешних обстоятельств, могут измениться внутренние побуждения (цели, мотивы, намерения). Поэтому для совладания с этим стереотипом, облегчающим сохранение стабильности собственного поведения, надо обратиться к своим базовым ценностям и посмотреть — во всех ли случаях вы используете одни и те же критерии? Безусловно нет, поэтому, может быть, надо и для другого сделать такое послабление? Когда человеку приписывают стабильность поведения, от него ожидают, что он будет вести себя так же, как вел раньше, а он вдруг ведет себя иначе, — возникает дискомфорт в межличностных отношениях и даже конфликты. Здесь важно найти в себе силы нарушить ожидании окружающих и пережить возникший диссонанс отношений.

В этом случае помогает уяснение разницы между личным видением ситуации и восприятием ее окружающими. Различие восприятия изнутри и извне может быть уменьшено, если удастся отстраниться и посмотреть на себя как бы снаружи. Тогда легче понять, чего от нас ждут, и осознанно принять решение, сохранять ли свои отличия и быть внутренне свободным, или в данной ситуации это недопустимо. Если оценка показывает, что важнее остаться собой, в соответствии со своей " Я" -концепцией, то отрыв от ожидаемой реакции облегчается. Однако, когда ситуация слишком травматична, человек часто оказывается не в силах отвлечься от личных привязанностей. Собственный подход настолько оглушает, что абсолютизирует подкрепляющие его факты, и человек становится глух к другим. Внимание полностью концентрируется на аспектах, имеющих личностную значимость, что и исключает перевод на другие стороны проблемы. Если удастся ослабить субъективную привязанность, возрастет и вероятность переключения, создающая условия для большего разнообразия позиций по отношению к травмирующей ситуации.

Вероятность включения второго штампа из стереотипов атрибуции связана с локусом контроля. Локус контроля отражает отношение человека к своим возможностям, это позиция по отношению к себе. Он может быть внешним и внутренним. (Существенно, что локус контроля — качество не врожденное и может корректироваться.) Если у человека внешний локус контроля, он полагает, что от него мало что зависит, и винит во всех своих неудачах других. При этом повышается вероятность эффекта захвата общепринятой или чьей-то личной позицией, особенно при высоком авторитете этого лица. Внешний локус контроля формирует барьер, препятствующий возникновению и укреплению активности собственной позиции, и порождает мнение, что окружение, и вообще опасное, становится особенно опасным при отступлении от общепринятых норм повеления. Считая, что от него практически ничего не зависит, человек не прилагает должных усилий для изменения своей участи — не замечает шансов проявить себя, даже когда такая возможность существует. Поскольку он не верит, что сумеет изменить свое положение, то, весьма вероятно, он все чаще будет попадать в неприятности.

Человек с внутренним локусом контроля убежден, что все зависит от него, и если что-то не так, то виноват он сам, и надо изменить свое отношение, интерпретацию причин события и поведение. Он легче переносит последствия нарушения чужих ожиданий и может не испытывать негативных эмоций и не чувствовать себя одиноким, даже если почувствует отторжение окружающих. Главный его инструмент — изменение интерпретации причин возникших трудностей, что и предотвращает ухудшение состояния. Например, если он замечает, что у него нет близких друзей, то полагает, что сам слишком унылый и скучный. Такой человек относится к своим проблемам, как к брошенному вызову, считая, что вместо того, чтобы " пилить опилки" и страдать, надо предотвратить ухудшение отношений. Однако по отношению к себе он может иметь одну форму локуса контроля, а по отношению к другим — другую (" Я не мог в этих обстоятельствах поступить иначе, а он так поступил потому, что он вообще такой").

Влияние локуса контроля отчетливо обнаруживается при решении человеком трудной задачи. Распространено представление, что ответ на вопрос, сможет ли этот человек справиться с данной проблемой, зависит главным образом от характера самой проблемы и очень слабо связано с позицией, занятой человеком по отношению к ней. И если человек долго не может справиться с грудной ситуацией, то это означает, что она ему не по зубам и ему нужно перестать " прошибать стену лбом" и смириться. Здесь не принимается во внимание, что эмоциональный шум от длительных неудач сам по себе может настолько снизить мотивацию, что человек теряет внутреннюю поддержку для продолжения попыток и переходит в группу лиц с внешним локусом контроля. В этом случае для поддержания мотивации на должном уровне можно попробовать разбить большую или сложную проблему на несколько меньших или частных. Это повышает вероятность решения, и, двигаясь от успеха к успеху, человек укрепляет уверенность в себе и способность продолжать пытаться и преодолевать все большие препятствия.

Прежние успехи ведут за собой последующие. Однако менее очевидно, что успех, тем более серьезный, тоже может породить проблемы. Успех — одно из самых опасных переживаний для человека, особенно если он пришел в начале его профессионального становления. Тогда возникает тенденция и в дальнейшем (чтобы не обмануть надежды окружающих) действовать стереотипно, используя приемы и методы, которые привели к успеху в первый раз. Все это формирует клише, которое в дальнейшем ограничивает разнообразие применяемых стратегий, постепенно подвигая человека к поражениям и душевным травмам.

О. Уайльд как-то сказал: " Трагедии бывают двух типов. Одни — когда вы не получаете желаемого. Другие — когда вы его получаете".

Еще одним приемом повышения личных возможностей могут выступать специальные формы тренинга — коаны. Это несловесный путь постижения реальности, своеобразная загадка, на первый взгляд кажущаяся совершенно абсурдной и не имеющей ответа. Ее функция — преодоление барьеров (стереотипов) логического мышления. Наставник никогда не объясняет, он лишь указывает, что и как делать, и, не прибегая к иносказанию и обобщениям, добивается состояний, протекающих в " непреходящем настоящем" и вечном " теперь". Настаивая на обращении только к конкретным фактам, он избегает губительного вторжения привычных опенок. Поэтому над коаном надо не размышлять логически, его надо созерцать и формировать образы. Коаны построены таким образом, что позволяют ослабить эмоциональный шум, отрешиться от личной значимости и достигнуть " безмолвия разума". Вхождение в состояние безмолвного созерцания помогает угашению страстей, что и дает возможность пробиться из подсознания в сознание образам — интерпретациям слабой интенсивности. Практика созерцания коана — своеобразная шокотерапия, помогающая избавиться от стереотипных представлений. Цель коанов — показать, что обычное представление о мире и себе — не только не единственное, но и не более чем условность. Тогда человек становится способным признать истинность и принципиально иной картины мира.

Когда справиться с ситуацией, несмотря на использование всех перечисленных стратегий совладания, не удается, включение стереотипов неизбежно. Человеку так тяжело, что стереотип всплывает как " палочка-выручалочка" и позволяет утешить себя.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.