Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Применяй ТРИЗ как комплекс преодоления стереотипов






 

Фантастический элемент должен прорастать в реалистическую ткань повествования и образовывать с ней единый сплав с совершенно новыми (как и полагается сплаву) свойствами.

Б. Стругацкий

В этом разделе обращение к системе ТРИЗ (творческому решению изобретательских задач) особенно уместно, поскольку эта система ориентирована на совладание не с социальными, а с физическими и техническими стереотипами. Она разработана Г. С. Альтшуллером [5] и школой его последователей [78] и предлагает систематический перебор алгоритмов поиска решения по уточненным критериям его качества. Эта система имеет важные психологические преимущества, поскольку значительно расширяет, поле возможных решений, выступая как стратегия пошагового движения, приводящая человека к решению задачи. Подобное систематическое расширение поля возможных решений, применяемое целенаправленно и многократно, способствует развитию предусмотрительности и умения каждую новую проблему рассматривать в разнообразных аспектах.

Творческие, изобретательские задачи отличаются тем, что содержат известные противоречия, и, следовательно, творческий процесс предстает как преодоление и разрешение этих противоречий. На уровне столкновения конфликтующих требований противоречие предельно обострено, поэтому правильная формулировка противоречия ценна тем, что позволяет сразу отбросить множество непродуктивных вариантов. Таким образом, решение творческих задач сводится к нахождению приемов, помогающих выявлять и устранять противоречия в создаваемых системах. Программа, учитывающая все эти требования, получила название АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач). В нее включены специальные операторы, с помощью которых изобретатель последовательно выявляет противоречия и определяет ту часть системы, к которой они привязаны. Затем используются другие операторы, изменяющие выделенную часть системы и устраняющие противоречия.

Одним из важных приемов этой системы является транспозиция задачи — как с высших уровней на низшие (понижение значимости задачи и, как следствие, облегчение взаимодействия), так и с низших на высшие (повышение значимости, дающее возможность взглянуть на нее общо). То есть если задачи с высших уровней перевести на нижние, то может оказаться эффективным простой перебор вариантов решения. В этом случае проблема сводится к тому, чтобы научиться быстро сужать поисковое поле. По мере накопления личностью опыта в использовании стратегий и операций, описанных в ТРИЗе, облегчается процесс переоценки ценностей.

Работая по системе ТРИЗ, человек овладевает программой операций по анализу некорректно, а часто и просто неверно поставленной задачи и преобразованию ее в противоречие, преодоление которого является условием решения исходной задачи.

Использование системы ТРИЗ приводит к тому, что человек перестает фиксироваться на стереотипном взгляде на возникшую трудность; это способствует преодолению логических стереотипов (вроде " Чего здесь искать, здесь не может быть ничего интересного! "). Обучая операциям по нейтрализации психологической инерции при встрече со стереотипами, TРИЗ готовит платформу для развития воображения. Здесь важно отметить, что ТРИЗ способствует снятию не всех подсознательных и осознаваемых психологических барьеров, а только части логических стереотипов (за счет чего и расширяется сознание). За пределами досягаемости этой системы остается материал, находящийся за подсознательными барьерами. Следует иметь в виду, что при использовании этой системы предполагается, что задача уже существует и дело только в том, чтобы ее решить. Однако возникновение задачи, понимание ее актуальности полностью зависит от кругозора, квалификации и мировоззрения человека. Для этого необходимы не только широкие знания в смежных областях, но и умение сопоставлять закономерности процессов в отдаленных областях знания и не бояться бредовых идей.

В АРИЗе предусмотрены дополнительные средства преодоления психологической инерции. С этой целью условия задачи должны обязательно освобождаться от специальной терминологии, поскольку термины навязывают старые и трудноизменяемые представления об объекте. Кроме того, существуют и такие проблемы, которые нельзя сформулировать в виде простых правил. Для их решения есть свои приемы, и один из них связан с эмпатией, или личной аналогией. Сущность этого приема состоит в том, что человек входит в образ объекта, идентифицируется с ним и старается, находясь в его " шкуре", получить требуемый результат. Однако существуют и слабые стороны этого метода. Отождествляя себя с кем-то, человек невольно отбирает лишь те стратегии, которые приемлемы для него лично, и отбрасывает неприемлемые. Этот недостаток эмпатии устраняется в другом методе, суть которого в том, чтобы представить объект в виде нескольких людей, каждый из которых может по-своему видеть, понимать, целенаправленно действовать.

Системы типа ТРИЗ и АРИЗ являются весьма эффективными инструментами, помогающими уменьшить давление стереотипов на людей с выраженным логическим мышлением, ориентированных на построение убедительной аргументации для изменения отношения и стратегии поведения.

 

СОВЛАДАНИЕ СО СТЕРЕОТИПАМИ:

ИДОЛЫ ПЕЩЕРЫ И РЫНКА






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.