Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Счастливое животное






• Всегда обеспечено едой – высокая значимость материальных ценностей; ощущение бытового неблагополучия; представление о ненадежности своего материального положения.

Защищено от любых врагов или не имеет врагов – боязнь агрессии; иногда настороженное отношение к окружающим.

Способно жить всюду (на земле, в воде, в воздухе) – высокая ценность свободы; стремление к независимости, самостоятельности.

Живет вечно или очень долго – ипохондрические тенденции; иногда страх болезни, смерти.

Имеет много друзей – высокая ценность общения; неудовлетворенная потребность в общении.

Его все любят – высокая ценность эмоциональных связей.

Доставляет радость другим – высокая ценность общения; иногда гиперсоциальность; стремление произвести хорошее впечатление на проверяющего.

Красивое, умное – высокая ценность соответствующих качеств; сомнение в наличии этих качеств у себя.

Счастливо без определенного повода – низкий уровень понимания себя, трудности в осознании своих эмоциональных состояний; иногда склонность к снижению настроения.

НЕСЧАСТНОЕ ЖИВОТНОЕ в сравнениии с обычным

• Размер сильно уменьшен (107, 125, 129) – скрытые депрессивные тенденции; склонность к депрессивной реакции на неблагоприятную ситуацию.

Признаки тревоги: штриховка, множественные линии, распад целостной формы, появление линий, не относящихся к основному изображению (107) – низкая устойчивость к стрессу; склонность к сильному повышению уровня тревоги в неблагоприятных ситуациях.

Штриховка с сильным нажимом, зачер-нение частей рисунка (107) – низкая устойчивость к стрессу; склонность к появлению высокой эмоциональной напряженности в неблагоприятных ситуациях.

Подчеркнутый контур (104) – тенденция к контролю за своими эмоциональными состояниями.

Живет один, не имеет друзей – чувство одиночества, неудовлетворенная потребность в общении.

Его никто не любит – неудовлетворенная потребность в эмоциональном контакте.

Болеет, умирает – ипохондрические тенденции; депрессивные тенденции; иногда страх смерти.

Плохо приспособлено к жизни: с трудом передвигается, тратит очень много времени на добывание еды – ощущение трудности жизни; низкий уровень социальной адаптации.

Несчастно без определенного повода – склонность к снижению настроения; иногда периодические депрессивные (субдепрессивные) состояния; низкий уровень понимания себя, трудности в осознании своих эмоциональных состояний.

РИСУНОК СЕМЬИ

• Отсутствие

• себя (150, 156, 160) – чувство своей отверженности в семье;

• другого члена семьи (148) – его малая значимость для ребенка; конфликт; негативное (амбивалентное) отношение.

• Наличие членов семьи, отсутствующих в реальности (148, 156), – восприятие своей семьи как недостаточной, ущербной.

• Включение домашних животных – недостаток общения, потребность в эмоциональном тепле.

• Отношения «выше – ниже» (по росту или местоположению) (131, 132, 135– 139, 142, 143, 145-147, 151 – 153,

163–165) – отношения доминирования, подчинения.

* Особо мелкое изображение

* себя (132, 136, 151, 153) – подавленность или заброшенность; гиперопека;

* родителя (133, 136, 137) – представление о его малой значимости в семье;

* брата или сестры (131) – конкурентные отношения.

* Особо крупное изображение

* себя (137) – претензия на главенствующую роль в семье;

* родителя (131, 132, 136, 147, 163, 164) – представление о его большой значимости в семье;

* брата или сестры – представление о его (ее) доминирующей роли в семье, ревность.

* Обращенность членов семьи друг к другу, пространственная близость, контакт рук (132, 138, 139, 140, 141, 143, 151, 163) – тесные эмоциональные контакты в семье.

* Сверхплотное расположение фигур (145–147) – сверхтесные связи в семье; потребность в эмоциональной близости.

* Удаленность

* всех членов семьи друг от друга (137, 149) – разобщенность членов семьи, слабость эмоциональных контактов между ними;

* одного из членов семьи от других (139, 148) – его слабая связь с остальными;

* себя от остальных (153) – ощущение своей изолированности в семье.

* Расположение детей и взрослых отдельными группами (146) – ослаблен-ность эмоциональных связей между детьми и родителями.

* Изолированность

* изображения семьи от остального пространства листа (145, 146) – замкнутая жизнь семьи, ее изолированность от социального окружения;

* всех членов семьи друг от друга: разделение линиями, расположение в разных комнатах (148) – серьезное нарушение внутрисемейных контактов;

* одного из членов семьи: отделение линией, расположение в другой комнате (133) – конфликтные отношения с этим

членом семьи; его очень высокая изолированность в семье;

* себя – ощущение своей отверженности в семье.

* Поза и выражение лица члена семьи, детали – интерпретируются, как и в «Рисунке человека», применительно к восприятию ребенком этого члена семьи.

* Изображение члена семьи со спины или в профиль, отвернувшимся от остальных (150, 152) – конфликтные отношения с этим членом семьи;

* Изображение себя, отвернувшимся от остальных – конфликтное отношение к семье в целом; чувство своей отвергнуто-сти другими членами семьи.

* Небрежное или схематическое изображение в сравнении с «Рисунком человека»

* всех членов семьи или большинства из них (148) – отсутствие эмоциональной привязанности к семье; конфликтное отношение;

* одного из членов семьи – отрицательное или конфликтное отношение к этому члену семьи;

* себя (153) – ощущение своей малой значимости в семье, отверженности.

* Штриховка, штриховые или множественные линии, стирания, исправления, повышенный нажим (в сравнении с «Рисунком человека») при изображении

* всех членов семьи или большинства из них (153, 163) – напряженная эмоциональная атмосфера в семье;

* одного из членов семьи (148, 155, 157, 164) – напряженное, конфликтное или амбивалентное отношение к этому члену семьи;

* себя (149, 151, 160) – неблагополучное эмоциональное самоощущение в семье.

* Агрессивная символика: кулак, поднятая крупная ладонь, острые ногти, оружие или острое орудие в руках (161166)агрессивное поведение данного члена семьи.

* зубы (161, 162, 166) – вербальная агрессия данного члена семьи.

* Большое количество предметов: мебели, вещей – недостаточность эмоционального общения в семье.

ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ТЕСТЕ «СЕМЬЯ ЖИВОТНЫХ»

• Особо мелкое: мышь, воробей, насекомое (132, 133, 136) – представление о малой значимости данного члена семьи;

• изображение в таком виде ребенка (132, 136, 138, 151) – гиперопека.

• Холоднокровные: ящерица, лягушка, рыба (132, 133, 136, 156, 166) – малая эмоциональность данного члена семьи.

• Змея, червяк, скорпион (133, 151, 156)

– эмоциональная холодность; негативное или амбивалентное отношение к данному члену семьи;

• изображение в таком виде ребенка (158)

– чувство своей отверженности в семье.

• Черепаха – потребность в защите.

• Еж, дикобраз – упрямство.

• Гиена, ехидна (156) – негативное отношение к данному члену семьи.

• Крупные теплокровные хищники: тигр, волк (151, 166) – сила, активность; иногда агрессивность.

• Крокодил (166) – агрессивность.

• Родители в виде особо крупных животных (136, 147, 157) – гиперопека.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА В ТЕСТЕ «КРАСИВЫЙ РИСУНОК»

• Преобладание холодных тонов (от голубого до фиолетового) – снижение настроения, субдепрессия; высокая сензи-тивность; иногда депрессия.

• Сближенные мягкие (светлые) тона, использование тонких оттенков цвета

– сензитивность; иногда тревожность как личностная особенность.

• Обедненная цветовая гамма (использование простого карандаша и/или одного

– двух цветов) – пассивность; астения; депрессия или субдепрессия.

• Пониженная плотность цвета (слабый нажим, незакрашенный контур) – астения; пассивность; отрицательное отношение к обследованию.

• Преобладание темных тонов (особенно сочетание черного с коричневым и/ или синим) – депрессия.

• Повышенная напряженность цвета

(много красного) – тревога; эмоциональная напряженность; иногда конфликтность; агрессивность; невротизация.

• то же, в сочетании с темными тонами – тревожная депрессия.

РИСУНОК ДОМА

• Крупнее других рисунков – замкнутость в семье.

• Мельче других рисунков – ослабление семейных связей; отсутствие «чувства дома»; иногда сниженная самооценка.

• Признаки тревоги, более выраженные, чем в других рисунках (штриховые или множественные линии, исправления, штриховка) – проблемы в семейной сфере.

• Дворец (вилла, церковь) – демонстра-тивность.

• Отсутствуют или очень малы окна и дверь – замкнутость, интровертность; уход от общения; иногда аутизация; негативизм.

• Маленькие окна, большая дверь (особенно открытая) – общительность, легкость в установлении контактов; широкие неупорядоченные контакты.

• Большие окна, маленькая (или отсутствующая) дверь – созерцательность; осторожность в контактах.

• Пустые окна (без рам) – формальность контактов; иногда аутизация.

• Решетки на окнах, утрированные оконные рамы, забор – боязнь агрессии; иногда подозрительность; ощущение несвободы, зависимости.

• Подчеркнутые стены (нажимом, множественными линиями)– потребность в защите; тревожность; ощущение ненадежности своего положения в жизни.

• Подчеркнутая крыша (нажимом, множественными линиями)– потребность в защите; тревожность; гиперопека; иногда интеллектуализм; мечтательность, защитное фантазирование.

• В доме живут

• старые люди, только один человек – депрессия или субдепрессия; чувство одиночества;

• дети или один ребенок без взрослых – стремление избавиться от опеки родителей.

РИСУНОК ДЕРЕВА

• Экзотические породы (пальма, эвкалипт...) – демонстративность.

Засохшее, сломанное (срубленное), без листьев – сниженное настроение, депрессия.

Преобладание корней – ориентация на прошлое; потребность в опоре и привязанности; значимость семейных связей.

Корни без изображения земли или висящие над землей – отсутствие привычной почвы (например, у беженцев).

Дерево без корней висит в воздухе – слабая бытовая ориентация; недостаточная социальная адаптированность; ослабленная привязанность к дому и семье.

Преобладание ствола – жизнь по принципу «здесь и сейчас», поглощенность сегодняшними проблемами.

Подробное изображение коры, заштрихованный ствол – боязнь агрессии, потребность в защите; иногда соматические (чаще – психосоматические) заболевания; ипохондрия.

Дупло – перенесенная в прошлом психотравма;

подчеркнутое – соматические (чаще – психосоматические) заболевания;

в дупле птица (белка) – потребность в защите и уюте.

Ветви

• Расходятся в стороны – экстраверт-ность.

Закрыты линией кроны – скрытность.

Подробно структурированы – упорядоченное общение; склонность к детальному планированию действий.

Не структурированы – случайные контакты; импульсивность, отсутствие планирования действий.

Оканчиваются остриями – агрессивность.

Направлены вверх – активность.

Опущены вниз (как у плакучей ивы) – астения; депрессия или субдепрессия.

Обрублены или обломаны – депрессия; психотравма.

Крона

• отсутствует – нет представлений о собственном будущем, осознания своих перспектив;

* узкая – интровертность;

* большая, подробно проработанная

хорошо развито планирование;

* большая, непроработанная – мечтательность, защитное фантазирование.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.