Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Невербальная коммуникация.






КАЛИНИНГРАДСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА

 

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

РАЗВИВАЮЩИЕ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

«МАФИЯ» и «УБИЙЦА»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

КАЛИНИНГРАД

 

Невербальная коммуникация.

Развивающие ролевые игры «Мафия» и «Убийца».

Учебно-методическое пособие - Калининград: КВШ МВД Рос­сии, 1997.-40 с.

авторы:

ПЕТРОВ С.В. преподаватель кафедры социально-экономических дисциплин КВШ МВД России

ХОЛОПОВА Е.Н. кандидат психологических наук

Учебно-методическое пособие разработано на основе проведения развивающих ролевых игр на практических занятиях со слушателями очно­го и заочного обучения КВШ МВД России по теме " Визуальная психодиаг­ностика", а также непосредственного контакта с сотрудниками право­охранительных органов.

В пособии рассмотрены актуальные вопросы данной темы, имеющие практическое значение для сотрудников правоохранительных ор­ганов, раскрыты конкретные вопросы проведения развивающих ролевых игр " Мафия" и " Убийца".

Пособие предназначено для преподавателей, слушателей учебных заведений МВД России, сотрудников ОВД в системе профессиональной и служебной подготовки.

рецензенты:

гребенюк О.С. доктор педагогических наук, профессор, за­ведующий кафедрой педагогики и психологии КГУ

лифинцев д.в. кандидат педагогических наук, старший пси­холог-инспектор группы психологического обеспечения учеб­но-воспитательного процесса КВШ МВД России

Калининградская высшая школа МВД России, 1997.

Петров СВ., Холопова Е.Н., составление, 1997.

Перемитько Н.Б., компьютерный макет, 1997.


ВВЕДЕНИЕ

У одного торговца был говорящий попу­гай. В один прекрасный день птица опрокинула бутыль с маслом. Торговец разгневался и ударил попугая палкой по затылку. С этих пор умный попугай разучился говорить. Он потерял перья на голове и совсем облысел. Однажды, когда он сидел на полке в лавке своего господина, вошел лысый покупатель. Его вид привел попугая в страшное волнение. Он подпрыгивал, хлопал крыльями, хрипел, кряхтел и, наконец, ко всеоб­щему изумлению вдруг вновь обрел способность говорить: " Ты тоже получил подзатыльник? Вот почему у тебя теперь нет волос! "

Эта восточная притча может служить метафорой негибкого пове­дения людей как в профессиональной, так и повседневной жизни. Многие люди делят других на " хороших" и " плохих", " лысых" и " с волосами", не всегда задумываясь над тем, что эти шаблоны, как и многие другие, суще­ственно обедняют наше восприятие других людей, препятствуют раскры­тию возможностей взаимодействия. Человек не всегда задумывается над тем, как собственные негативные качества он с легкостью переносит на другого, и не замечает их у себя. Освободиться от подобного мировос­приятия довольно сложно. Надо заметить, что это не единственное ограни­чение, в «сетях» которого пребывает современный человек. Поэтому ос­новной целью данного пособия является рассмотрение как теоретических, так и практических средств для возможности расширения профессиональ­ного видения.

В настоящее время в оперативно-розыскной и следственной дея­тельности имеются широкие возможности и практическая необходимость применения современных достижений психологической науки и особенно таких ее отраслей, как социальная психология, юридическая психология, психология личности. Особый интерес для практических работников пра­воохранительных органов представляют те разделы отраслей психологиче­ского знания, которые посвящены рассмотрению природы человеческого общения, её невербальной стороны, ввиду того, что специальная работа во многом основывается на искусстве владения методами визуальной диагно­стики, т.е. чтении языка телодвижений и возможностью эффективного воз­действия на партнера по общению.

Каждый человек передает окружающим послания на языке тела. Передаваемая информация имеет специфический код, не всегда осознавае­мый как получателем, так и отправителем сообщения. Способность со­трудников правоохранительных органов расшифровать их значение облег­чает процесс понимания собеседника, ведения разговора с ним.

Для профессионального владения приемами и способами расшиф­ровки языка телодвижений необходимо также развитие личностных ка­честв сотрудника ОВД (слушателя вуза МВД России), таких как внима­тельность, наблюдательность, критичность, быстрота мышления, практич­ность и т.д.

В результате преподавания в Калининградской ВШ МВД России и проведения учебных занятий, тренингов авторы пришли к выводу, что раз­витие личностных качеств и усвоение различных приемов и методов чте­ния языка телодвижений эффективнее происходит в игровой форме.

Поэтому были разработаны игры, способствующие:

- более глубокому усвоению теоретического материала, по теме:

" Визуальная диагностика";

- приобретению навыков имитации сотрудником правоохрани­тельных органов различных социальных ролей, что необходимо при осу­ществлении оперативно-розыскной деятельности;

- закрепление приемов и способов чтения языка телодвижений на практике;

- умению правильно организовывать и вести дискуссию в опреде­ленных ситуациях;

- развитию интереса к данной теме;

- созданию психологического климата в коллективе. Главной целью игр является организация действий слушателей, позволяющая получить на выходе определенные результаты по использо­ванию специальных приемов и методов при чтении языка телодвижений.

Игры организуются в соответствии с рядом принципов:

1. принцип системности состоит в том, что игры программиру­ются и организуются как целостная система оперативно-розыскной дея­тельности и взаимодействия.

2. ПРИНЦИП единоначалия заключается в праве руководителя (преподавателя) игры принимать решения, касающиеся организации и хода игры, в течении всего игрового периода.

3. ПРИНЦИП самопрограммируемости состоит в том, что про­грамма конкретной игры намечает ее лишь в общих чертах. В ходе ее осу­ществления могут возникать новые ситуации, идеи, повороты. Как правило, в начале игры самопрограммирование осуществляется с помощью руково­дителя игры (преподавателя), в конце игры - силами участников.

4. принцип саморазвития продолжает и развивает принцип самопрограммируемости. Его суть состоит в том, что игра осуществляется не по жестко определенным заданным предписаниям, а в соответствии с воз­никшей здесь и теперь ситуацией и ориентацией на поиск различных средств ее разрешения.

5. принцип КОНТРОЛИРУЕМОЙ БОРЬБЫ заключается в конкурентно­сти, соревновании, взаимодействия групп и ее членов.

6. принцип развивающего обучения ориентирует слушателей (сотрудников ОВД) на расширение объема знаний по данной теме, на ос­воение диагностики и изучения языка телодвижений.

Игры включают в себя три этапа работы:

1. Подготовка игры (изучения слушателями, сотрудниками теоре­тического материала по данной теме).

2. Проведение игры (начало игры, игровые ситуации).

3. Завершение игры (анализ, подведение результатов игры, обмен мнениями).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.