Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Задания и игры, использованные для понимания, закрепления и употребления форм существительных множественного числа.






    Первоначально коррекционную работу следует направить на уточнение беспредложных конструкций. В дальнейшем работа проводится с предложными конструкциями в анало­гичной последовательности.

    В ходе работы с вышеназванными формами в импрессив-ной речи используются такие задания, как: «Покажи кар­тинку (предмет), принеси картинку (предмет)».

    Примерные виды заданий и игровых упражнений для закрепления падежных конструкций существительных множественного числа в экспрессивной речи

    а) Дополнение предложенияс опорой на картинку. Дидактический материал — незаконченные предложе­ния, предметные картинки.

    Логопед читает начало предложения и показывает кар­тинку. Ребенок заканчивает предложение. Например: Зина шьет юбки... (куклам). Папа купил мячи... (сыновьям). Витя рисует... (карандашами). Мальчики кормят... (щен­ков). Девочка ловит... (бабочек). Кошки сидят... (на сту­льях). Заяц убегает... (от собак). Мальчики стоят... (за деревьями) и т. д.

    б) Ответы на вопросы, требующие постановки дан­ного слова в определенный падеж.

    Логопед показывает ребенку картинки и задает вопросы. Ребенок отвечает на вопросы. Например: Кого нарисовал Вова?Вова нарисовал зайцев. Кем любуется Вова?Вова любуется зайцами. К кому подбежала собака?Со­бака подбежала к кошкам. Кого боятся мыши?Мыши боятся кошек и т. д.

    в)Игра «Что кому дадим?».

    Закрепление формы дательного падежа существитель­ных множественного числа по теме «Дикие и домашние животные».

    Дидактический материал — картинки с изображением животных и корма для них.

    Ребенок отвечает на вопрос: «Кому это дадим?» — и под­бирает соответствующие картинки. Например: Кости да­дим собакам. Грибы дадим белкам и т. д.)

    г) Игра «Приготовим обед».

    Закрепление формы родительного падежа существитель­ных по теме «Овощи и фрукты».

    На доске — картинки с изображением фруктов и ово­щей. Ребенок называет картинки и составляет предложе­ния. Например: Я сварю компот из яблок (груш, слив и т. д.). Я сварю суп из свеклы (моркови, лука, картофе­ля и т. д.). Я сделаю салат из капусты (огурцов, помидо­ров и т. д.]

    д)Игра «Что с чем?». (Закрепление формы твори­тельного падежа с предлогом с.)

    Дидактический материал — картинки.

    Ребенку предлагается назвать картинки, например, чаш­ки с блюдцами; корзины с яблоками; вазы с цветами; клет­ки с птицами и т. д..

    Формирование словоизменения глагола

    В процессе логопедической работы по формированию си­стемы словоизменения глаголов и закреплению связей гла­гольных форм с существительными придается особое значе­ние. Это связано с тем, что именно глагол выполняет предикативную функцию, являясь организующим звеном предложения.

    На I этапе формирования морфологической системы словоизменения глагола проводится работа по дифференци­ации глаголов настоящего времени единственного и множе­ственного числа и их согласованию с существительными. Данные формы являются наиболее простыми и появляются раньше других в онтогенезе.

    На II этапе формирования морфологической системы словоизменения глагола осуществляется работа по диффе­ренциации глаголов настоящего времени по лицам, а также по согласованию глаголов прошедшего времени и существи­тельных в роде. Эти формы появляются в процессе онтоге­неза на более поздних этапах и вызывают большие сложно­сти при усвоении их детьми с ЗПР.

    Согласование в числе глаголов настоящего времени и существи­тельных

    На начальных этапах логопедической работы закрепля­ются глагольные формы без чередования звуков основы, с ударными окончаниями, например, стоитстоят; го­воритговорят; молчитмолчат. В дальнейшем боль­шое внимание уделяется глагольным формам с чередовани­ем звуков в основе, например, бежитбегут, печетпекут, течеттекут и т. д.

    С целью уточнения согласования глаголов настоящего времени и существительных в числе в импрессивной речи логопед называет глагол, например, читаетчитают, стоятстоит, лежитлежат и т. д. Ребенок должен догадаться, идет ли речь: об одном предмете или о несколь­ких (например, стоит —... (ваза), стоят —... (вазы)).

    Примерные виды, упражнений для закрепления правиль­ного употребления глаголов в самостоятельной речи:

    а) ответы на вопросы: «Что делает?», «Что делают?»;

    б) составление словосочетаний и предложений по кар­тинкам [Девочка читает. Девочки читают и т. д.);

    в) добавление слова (существительного или глагола)в словосочетание или предложение (Бежит... (мальчик).Бегут... (мальчики). Птицы... (летят). Птица... (ле­тит) и т. д.);

    г) добавление окончаний глаголов. Логопед называет пер­вый слог глагола, ребенок договаривает слово (Карандаш ле... (жит). Карандаши ле... (жат) и т. д.).

    Дифференциация глаголов настоящего времени по лицам Дифференциация глаголов проводится с учетом появле­ния грамматических форм глаголов в онтогенезе в следу­ющем порядке: а) формы глаголов 1 и 2 лица единственного числа; б) формы глаголов 3 лица единственного и множе­ственного числа; в) формы глаголов 1 и 2 лица множествен­ного числа.

    Примерные виды заданий на дифференциацию форм глаголов по лицам

    а) Дифференциация форм глаголов 1 и 2 лица единствен­ного числа.

    Речевой материал — слова (говоришь, говорю, думаешь, думаю, смотрю, смотришь, ухаживаю, ухаживаешь, решаю, решаешь, собираю, собираешь, катаю, катаешь и т. д.).

    Логопед предлагает ребенку внимательно послушать на­званное им слово и подставить к нему слова я или ты.

    б) Дифференциация глаголов 3 лица единственного и мно­жественного числа.

    Материал — картинки с изображением одного и двух мальчиков. Речевой материал — слова (читает, говорят, рисуют, говорит, читают, болеют, пьет, болеет, пьют, ри­сует и т. д.).

     

    Логопед предлагает ребенку внимательно послушать на­званное им слово (глагол) и отгадать, это слово относится к одному мальчику или к двум мальчикам, а затем поднять нужную картинку.

    в) Дифференциация форм глаголов 1 и 2 лица множе­ственного числа.

    Речевой материал — слова (собираем, катаете, лечи­те, собираете, лечим, думаем, думаете, копаете, копаем и т. д.).

    Логопед просит ребенка внимательно послушать слово, а затем подставить к нему слово мы или вы.

    Согласование глаголов прошедшего времени и существительных

    в роде и числе

    Коррекционная работа по дифференциации глагольных форм проводится сначала в импрессивнои речи (I этап), за­тем — в экспрессивной речи (II этап).

    На каждом этапе работа над глагольными формами осу­ществляется в следующей последовательности: а) формы мужского рода глаголов прошедшего времени; б) формы женского рода глаголов прошедшего времени; в) формы сред­него рода глаголов прошедшего времени; г) дифференциа­ция глагольных форм прошедшего времени.

    В логопедической работе большое внимание уделяется формам среднего рода глаголов прошедшего времени, кото­рые вызывают значительные трудности у дошкольников сЗПР.

    Для закрепления понимания глагольных форм прошед­шего времени в импрессивнои речи предлагается показать картинки, принести предметы, о которых говорит логопед (Покажи картинку, о которой скажем «упала», «упал», «упало»; Принеси игрушку, которая на столе «лежала», «лежал» и т. д.).

    Примерные виды заданий на дифференциацию глагольных форм в экспрессивной речи

    а) Добавление существительного или глагола в предложе­ние с опорой на картинки. (Разбилась.... Разбился.... Разби­лось.... Разбились....Девочка.... Мальчик.... Облако... и т. д.).

    б) Добавление последнего слога слова (глагола).
    Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на

    картинку и закончить начатое им слово (например, стул у па...; дерево у па...; кукла у па...).

    в) Выбор из предложенных картинок тех, которые соот­ветствуют названной глагольной форме, например, лежа­ло —... (дерево, яйцо, яблоко); висело —... (пальто, платье, зеркало); сидел —... (щенок, папа, кот, мальчик); плыла
    ... (лодка, утка, девочка).

    г) Исправление ошибок в окончании глагольной формы.

    Логопед предлагает ребенку внимательно послушать пред­ложение и исправить ошибку (На поляне выросла дерево. Девочка уже вырос. Около дома выросла дуб. Пошла снег. Река замерзло. Озеро замерз и т. д.).

    Формирование системы словоизменения прилагательных Формирование системы словоизменения прилагательных проходит с учетом появления форм прилагательных в про­цессе онтогенеза речи и предполагает работу по следующим направлениям:

    1. Согласование прилагательного с существительным в име­нительном падеже единственного и множественного числа.

    2. Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа (беспредложные конструкции; конструкции с предлогами).

    3. Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах множественного числа: а) беспредлож­ные конструкции; б) конструкции с предлогами.

    Согласование прилагательного с суще­ствительным в именительном падеже осуще­ствляется в следующей последовательности:

    1) согласование прилагательного с существительным в мужском роде;

    2) согласование прилагательного с существительным в женском роде;

    3) согласование прилагательного с существительным в среднем роде;

    4) дифференциация мужского, женского и среднего рода прилагательных.

    Каждая грамматическая форма рода отраба­тывается по такому плану: а) уточнение употребления фор­мы с ударным окончанием; б) уточнение употребления фор­мы с безударным окончанием.

    В импрессивной речи для уточнения понимания согласо­вания прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа могут ис­пользоваться такие задания, как: Покажи картинку, о ко­торой скажем «синий», «синяя», «синие», «синее». Выбери картинку, о которой скажем «красный», «красная», «крас­ные», «красное» и т. д.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.