Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика формирования системы словоизменения






У дошкольников с ЗПР нарушена как дифференциация грамматических форм по значению и формально-языковому выражению, так и выбор грамматической формы из пара­дигмы словоформ, поэтому развитие системы словоизмене­ния должно быть направлено на уточнение грамматическо­го значения и его связи с языковым оформлением морфемы, актуализацию слуховых и кинестетических образов морфо­логического состава словоформ.

Логопедическую работу по формированию систе­мы словоизменения у дошкольников с ЗПР следу­ет проводить в следующей последовательности:

1) формирование системы словоизменения на уровне сло­восочетания;

 

2) закрепление системы словоизменения на уровне пред­ложения;.,..,, ■ •

3) закрепление системы словоизменения в связной речи.

С учетом закономерностей нормального онтогенеза, спе­цифики усвоения дошкольниками с ЗПР морфологической системы, взаимодействия морфологической и синтаксичес­кой системы языка формирование системы словоизменения проводится по следующим этапам:

I этап

1. Дифференциация именительного падежа единствен­ного и множественного числа.

2. Закрепление беспредложных конструкций единствен­ного числа в следующем порядке: а) винительный падеж (нулевое окончание; окончания -у; -а/-я); б) родительный падеж; в) дательный падеж; г) творительный падеж со зна­чением орудийности.

3. Усвоение предложно-падежных конструкций един­ственного числа.

4. Овладение формами существительных множественно­го числа (сначала беспредложными, а затем с предлогами).

5. Согласование глаголов настоящего времени и суще­ствительных в числе.

II этап

1. Дифференциация глаголов настоящего времени по лицам.

2. Согласование глаголов прошедшего времени и суще­ствительных в роде и числе.

3. Согласование прилагательного с существительным в име­нительном падеже единственного и множественного числа.

III этап

Согласование прилагательного с существительным в кос­венных падежах единственного числа: а) беспредложные конструкции; б) конструкции с предлогами.

В целом последовательность коррекционного обучения определяется закономерностями появления форм в онтогенезе. Первоначально закрепляются наиболее продуктивные формы, рано появляющиеся в онтогенезе. В дальнейшем ра­бота проводится с менее продуктивными и непродуктивны­ми формами, осуществляется их дифференциация.

Работа над каждой грамматической формой начинается с уточнения ее значения в импрессивной речи. После усвое­ния отрабатываемой формы в импрессивной речи осуществ­ляется ее закрепление в экспрессивной речи.

Каждая грамматическая форма отрабатывается по следу­ющему плану: а) выделение общего грамматического значе­ния ряда словоформ; б) соотнесение выделенного значения с флексией, обозначающей данное грамматическое значе­ние; в) звуковой анализ флексии; г) закрепление связи грам­матического значения и флексии в специально подобран­ных упражнениях; д) образование аналогичных словоформ в спонтанной речи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.