Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование звукопроизношения






Особенности коррекции нарушений звуко­произношения у детей с ЗПР проявляются в следующем:

1) формирование правильного звукопроизношения осуще­ствляется на фоне развития и совершенствования зву­кослоговой структуры слова;

2) коррекция нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР проводится на основе развития речеслухового восприя­тия и артикуляторной моторики. При этом развитие ар-тикуляторной моторики обеспечивается формировани­ем как кинетической, так и кинестетической основы артикуляторных движений;

3) учитывая тесную связь в развитии звуковой стороны речи и фонематических процессов, коррекция нарушений звукопроизношения проводится одновременно с форми­рованием фонематических процессов (фонематического восприятия и фонематического анализа)


 

4) коррекция нарушений звуковой стороны речи осуществ­ляется в тесной связи с развитием лексики и граммати­ческого строя речи;

5) у детей с ЗПР имеет место не только искажение звуко-произношения, но и задержка формирования звуковой стороны речи. В связи с этим, большое внимание уделя­ется активизации процесса формирования звукопроиз-ношения, уточнению произносительного и слухового об­раза нормально произносимых звуков, что способствует совершенствованию артикуляторной моторики, рече-слухового восприятия и спонтанному появлению звуков речи;

6) при определении последовательности работы над звука­ми, звукослоговой структурой слова необходимо учиты­вать минимальное усложнение заданий и речевого ма­териала, постепенное введение трудностей с учетом зоны ближайшего развития этих детей.

Учитывая особенности симптоматики и меха­низмов нарушений звукопроизношения у дошколь­ников с ЗПР, можно выделить следующие ста­дии коррекционной работы:

I стадия (предварительная) имеет целью подготовить
слуховую, моторную и зрительную систему к последующей
работе над звуками.

II стадия — уточнение артикуляторного и акустическо­
го образа, выделение из речевого потока правильно произ­
носимых звуков.

III стадия — коррекция нарушенных звуков речи.

Рассмотрим содержание коррекционной работы на каж­дой из выделенных стадий.

I(предварительная) стадия

На предварительной стадии коррекционная работа про­водится по следующим направлениям:

1) развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти;

2) развитие ручной и речевой моторики;

3) развитие зрительно-пространственных функций;

4) формирование временных представлений;

5) развитие ритма;

6) формирование мыслительных операций анализа, син­теза, сравнения, обобщения и др.

Указанные направления коррекционной работы прово­дятся и на других стадиях, но на более сложных заданиях, в структуре других задач и содержания коррекционного обу­чения.

Развитие слухов ого восп риятия, слухового внимания, слуховой памяти

Примерные игры и упражнения

«Узнай звук»

Логопед воспроизводит за ширмой различные неречевые звуки: шуршание бумаги, забивание гвоздя, защелкивание замка портфеля или сумки, перелистывание страниц кни­ги или тетради, стук карандаша по столу и др. Дети слуша­ют звуки с закрытыми глазами, а затем определяют, что звучало.

«Что звучало?»

Вначале детям предлагается поиграть с различными иг­рушечными музыкальными инструментами (дудочкой, ба­рабаном, бубном, колокольчиком, гармошкой, балалайкой и др.). Затем логопед воспроизводит за ширмой звучание одного из игрушечных музыкальных инструментов и пред­лагает детям определить, какой инструмент звучал. Первоначально предлагаются контрастные звучания (дудочкабарабан, бубенколокольчик), а затем более близкие зву­чания (барабанбубен).

«Тихо — громко»

Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Логопед стучит в бубен то тихо, то громко. Если звук бубна тихий, дети идут на носочках, если более громкий — бегут. Кто ошибся, тот становится в конец колонны.

«Где хлопнули?»

Дети садятся в разных местах комнаты, выбирается во­дящий. Ему закрывают глаза. Один из детей по знаку лого­педа хлопает в ладоши. Водящий должен определить, кто хлопал.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.