Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушения звукопроизношения у детей с ЗПР






Нарушения звукопроизношения у детей с ЗПР встреча­ются гораздо чаще, чем у детей без нарушений психического развития. Так, по данным Е. В. Мальцевой, нарушения звуко­произношения наблюдаются у 29, 9% учеников младших классов для детей с ЗПР, что составляет 76, 3% от числа де­тей с ЗПР, имеющих нарушения речи. По данным В. А. Ков-шикова и Ю. Г. Демьянова, нарушения звукопроизношения наблюдаются у 70% учащихся 7-9 лет с ЗПР. В то же вре­мя в младших классах массовой школы нарушения звуко­произношения отмечаются лишь у 5-7% школьников (по Е.Ф. Pay).

Наибольшая распространенность нарушений звукопро­изношения имеет место у учеников 1 класса (55, 8%, по дан­ным Е. В. Мальцевой). К 4 классу это количество значи­тельно снижается (32, 5%).,

У учеников массовой школы, как правило, отмечается мономорфное нарушение звукопроизношения, т. е. наруше­ние произношения какой-либо одной группы звуков. У уча­щихся же с ЗПР, по данным Е. В. Мальцевой, мономорфное нарушение звукопроизношения встречается только у 52, 1% детей. У 30, 9% этих детей отмечаются нарушения произно­шения двух фонетических групп, у 11, 2% — трех групп зву­ков, а у 5, 6% — даже четырех фонетических групп звуков. Это свидетельствует о том, что почти у половины школьни­ков младших классов с ЗПР имеет место полиморфное нарушение звукопроизношения.

В речи детей с ЗПР, как и учеников массовой школы, чаще всего нарушаются артикуляторно сложные звуки: свистящие, шипящие, сонорные (р, ръ, л, ль).

Распространенность нарушений звукопроизношения от­дельных групп звуков у детей с ЗПР и без нарушений пси­хического развития неодинакова.

По данным М. А. Александровской, у детей 5-9 лет с нор­мальным интеллектом чаще всего нарушается произноше­ние звука р (26%) и шипящих (24%). Далее по распространенности следует нарушение произношения свистящих зву­ков (22%), звука л (10%).

У детей с ЗПР количественные отношения иные: преоб­ладающим является нарушение произношения свистящих звуков и сонорных.

Следует отметить, что свистящие звуки являются звука­ми, артикуляторно менее сложными, чем шипящие. Однако, по данным В. И. Бельтюкова, свистящие звуки характери­зуются наибольшей акустической близостью. Преобладание нарушений свистящих звуков, по-видимому, связано с не­доразвитием речеслухового анализа у детей с ЗПР. Это под­тверждается и результатами выполнения заданий на повто­рение слогов с акустически близкими звуками.

В картине нарушений звукопроизношения большое мес­то занимают смешения звуков (32, 3%, по данным Е. В. Мальцевой). Наиболее распространенными оказались смешения свистящих и шипящих звуков (с-ш, з-ж, с-ч, с-щ), а также сонорных (р-л).

У 23% детей с ЗПР выявлено искаженное произношение звуков, преимущественно межзубное произношение свис­тящих, а также увулярное и велярное произношение звука р, У 9, 8% учеников с ЗПР обнаружились стойкие замены одного звука другим звуком (р-л, л-ль, л-в, ш-с, ж-з). На­блюдалось и отсутствие звуков (9, 8%), в частности, сонор­ного/).

У детей с ЗПР выявлено своеобразие в соотношении сме­шений, искажений и замен. Преобладающим видом наруше­ний звукопроизношения является смешение звуков. На втором месте по распространенности стоят искажения, на третьем месте — стойкие замены. Факт преобладания смешений зву­ков над стойкими заменами и искажениями свидетельствует о нечеткости слуховых образов звуков, о недостаточной сформированное™ речеслухового анализа и синтеза.

Исследование механизмов нарушений звукопроизноше­ния (В. А. Ковшиков, Ю. Г. Демьянов, Е. В. Мальцева) по­казало следующее.

У детей с ЗПР нарушения звукопроизношения в большин­стве случаев носят характер дислалии. Так, по данным В. А. Ковшикова и Ю. Г. Демьянова, моторная, сенсорная и смешанные виды дислалий выявлены у 65% учащихся 7-9 лет с ЗПР и лишь у 5% — стертые дизартрии.

При стертой дизартрии у этих детей имеются не только нарушения звукопроизношения, но и общая смазанность речи, носовой оттенок голоса, его слабость, замедленный темп речи.

У большого количества детей с ЗПР нарушения звуко­произношения связаны с дефектами строения артикуля торного аппарата. Так, по данным В. А. Ковшикова и Ю. Г. Демьянова — у 84, 5%, по данным Е. В. Мальцевой — у 45, 1%, учащихся с ЗПР обнаружива­ются различные аномалии артикуляторного аппарата: ано­малии прикуса (прогнатия, прогения, передний открытый прикус), укороченная подъязычная связка, толстый мас­сивный язык, высокое узкое или уплощенное твердое небо, дефекты строения зубного ряда.

Исследование речевой моторики детей с ЗПР показало, что у большинства школьников младших классов, имеющих нарушения звукопроизношения, отмечается недоста­точность речевой моторики, которая особен­но ярко проявляется в движениях языка.

Движения языка характеризуются неточностью, из­лишним напряжением, трудностью удержания позы, пере­ключения от одного движения к другому. Как отмечает Е. В. Мальцева, в процессе выполнения задания «сделать язык чашечкой — иголочкой — лопатой» у детей часто на­блюдается нарушение плавности и последовательности дви­жений.

У некоторых детей движения языка хаотичны, неорга­низованны, замедленны. Многие артикуляторные движе­ния дети смогли выполнить только по подражанию после нескольких попыток.

Часто речь таких детей напряженная, аритмичная. При этом отдельные слоги и слова ребенок произносит четко, однако спонтанная речь неясная, смазанная.

По мнению Zlab (цит. по 3. Тржесоглава), одним из ха­рактерных признаков нарушений речи при ЗПР (церебраль­но-органического генеза) является «специфическая ассимиляция». Это нарушение проявляется в том, что

ребенок не может произнести правильно слова, содержа­щие звуки, близкие по артикуляции или звучанию. При этом изолированные слоги, а также слова, не включающие фонетически близких звуков, ребенок правильно произно­сит. «Специфическая ассимиляция» проявляется в двух формах: ассимиляция гласных и ассимиляция глухих и звонких согласных. Сочетание расстройств звукопроиз-ношения и «специфической ассимиляции» часто проявля­ется и в нарушениях письменной речи, в трудностях овла­дения правописанием, в дизорфографии.

Явления «специфической ассимиляции» наблюдаются и в примерах на повторение предложений, приведенных Е. В. Мальцевой: Слышится шелест сухого камышаШлы-шится шелест... камыша, Слысытся... камыш... сухой... камыш.

Zlab считает, что часто причиной «специфической ас­симиляции» являются не только расстройства артикуля­ции, но и нарушения слуховой дифференциации.

На наш взгляд, причина кроется как в недоразви­тии слухового восприятия, так ивтрудностях организации моторной программы высказы­вания, особенно тогда, когда в нем содержится много ар-тикуляторно близких звуков.

Одним из факторов, вызывающих нарушения звукопро-изношения у детей с ЗПР, в частности, смешения звуков, является недостаточная сформированность фо­нематического восприятия.

По данным Е.В. Мальцевой, среди детей с ЗПР, имеющих дефекты речи, 75, 2% испытывали существенные затрудне­ния при дифференциации звуков на слух. При этом дети плохо различали не только нарушенные в произношении звуки, но также и некоторые правильно произносимые зву­ки: твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки. Это проявлялось в том, что дети часто ошибались при по­вторении слогов с акустически близкими звуками. При­чем увеличение количества слогов приводило к существен­ному росту ошибок. Так, серии из двух слогов правильно воспроизводили 98, 5% детей, а серии из трех слогов — толь­ко 40, 8%.

 

Следует отметить, что использование некоторых облег­ченных приемов (дополнительное предъявление, замед­ление его темпа) не привело к уменьшению количества ошибок.

В ряде исследований (Ю. Г. Демьянов, В. И. Насонова, Г. Н. Рахмакова, 3. Тржесоглава) отмечаются затруднения рядообразования, недостаточность автоматизации речевых рядов, нарушения восприятия и воспроизведения ритма.

Нарушения фонематического развития у детей с ЗПР про­являются как в трудностях дифференциации звуков, так и в несформированности фонематического анализа и синтеза.

Нарушения звукового анализа и синтеза у этих детей оказались очень стойкими. По данным Е. В. Маль­цевой, они сохраняются в течение нескольких лет, вызывая нарушения чтения и письма. Особенно большую трудность представляет определение количества, последовательности звуков, установление позиционных соотношений звуков в слове. На формирование фонематического анализа отри­цательное влияние оказали и трудности слуховой диффе­ренциации звуков.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.