Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности психомоторного развития. Психологические особенности






У детей с ЗПР отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой (Т. В. Егорова, Л. В. Кузнецова, В. И. Лу-бовский, Н. А. Менчинская, Л. И. Переслени, В. Л. Подо-бед, У. В. Ульенкова, Г. В. Шаумаров, П. Б. Шошин).

Исследования восприятия свидетельствуют о том, что у детей с ЗПР имеются отклонения в процессах пере­работки сенсорной информации. Так, у этих детей скорость зрительного восприятия значительно ниже нормы, отмечаются более низкие показатели зрительного опозна­ния. Дети с ЗПР замечают значительно меньше зрительно воспринимаемых объектов, чем их нормально развивающие­ся сверстники.

Недостаточность зрительного восприятия приводит к бедности и недифференцированности зритель­ных представлений, что ограничивает возможности наглядно-образного мышления. Эти особеннос­ти зрительного восприятия не могут не оказать отрицатель­ного влияния на овладение зрительными образами букв и цифр, что обусловливает большие трудности при обуче­нии грамоте.

Как отмечают Strauss и Lethinen (цит. по 3. Тржесоглава), у детей с задержкой психического развития имеются на­рушения интерсенсорной и сенсомоторнои интеграции и координации. Эти дети с трудом вы­деляют фигуру из структурированного фона.

3. Тржесоглава обнаруживает у детей с легкой дисфунк­цией мозга нарушения ориентировки «право-лево», у них часто выявляется невыраженная или перекрестная л а -теральность. Однако автор не разделяет мнение о том, что среди детей с ЗПР преобладает левшество.

Многие иследователи (Т. В. Егорова, В. Л. Подобед, Н. Г. Под-дубная) отмечают, что в структуре дефекта познавательной деятельности детей с ЗПР большое место занимают нару­шения памяти. Особенно ярко эти нарушения прояв­ляются у младших школьников, когда ведущей является учебная деятельность. Известно, что необходимым услови­ем успешной учебной деятельности является сформирован-ность памяти.

У детей с ЗПР нарушена как непроизвольная, так и про­извольная память. Причиной трудностей непроизвольного запоминания является сниженная познавательная актив­ность этих детей.

Исследования Н. Г. Поддубной показали, что наглядный материал запоминается лучше вербального, а непроиз­вольное запоминание страдает в меньшей степени, чем произвольное.

По мере развития ребенка и особенностей учебной дея­тельности все большее значение приобретает произволь­ная память. Снижение произвольной памяти, по мнению Т. А. Власовой и М. В. Певзнер, представляет одну из зна­чимых причин неуспеваемости этих детей. Школьники с ЗПР с большим трудом запоминают условие задачи, быстро за­бывают прочитанное.

Детям с ЗПР свойственна недостаточность использова­ния рациональных способов запоминания.

У детей с задержкой психического развития страдает как механическая, так и логическая память (Л. В. Подобед). Снижение уровня логической памяти обусловлено не­достаточностью смысловой переработки получаемой инфор­мации.

Отмечается и своеобразие кратковременной памя­ти: снижение объема и скорости памяти, медленное нарас­тание продуктивности запоминания, нарушение порядка


воспроизведения рядов, излишняя тормозимость за счет по­бочных факторов.

По уровню развития мыслительной деятельности группа детей с ЗПР очень неоднородна. Незначительная часть этих детей по результатам выполнения мыслительных задач при­ближается к нормально развивающимся сверстникам. Боль­шая же часть детей с ЗПР характеризуется определенными особенностями интеллектуальной деятельности: сниженной познавательной активностью, отсутствием интереса и со­средоточенности при выполнении заданий, неумением кон­тролировать свои действия. У детей с ЗПР часто отсутствует этап ориентировки в задании. Так, дети не анализируют инструкцию, не планируют свои действия в соответствии с заданием.

У детей с ЗПР обнаруживается недостаточная сформиро-ванность аналитико-синтетической деятельнос­ти как в области наглядно-образного, так и понятийного мышления. Дети затрудняются в решении наглядно-образ­ных задач, не могут вычленить отдельные части сложного, многоэлементного комплекса. Еще большие затруднения на­блюдаются при необходимости синтезировать определенные признаки объектов.

Исследования мышления свидетельствуют и о недоста­точной подвижности наглядных образов у детей с ЗПР. В тех случаях, когда решение задачи связано с оперирова­нием образами, представлениями, дети прибегают к внеш­ним действиям, к манипулированию объектами.

Наиболее страдаету детей с ЗПР абстрактное мыш­ление, у них с трудом формируется обобщение, решение задач по аналогии, затруднено формирование отвлеченных закономерностей. Дети с ЗПР с большим трудом усваивают абстрактные, временные и пространственные понятия.

В целом, мышление детей с ЗПР является преимуще­ственно конкретным, инфантильным и стерео­типным (3. Тржесоглава). При выполнении мыслитель­ных задач дети часто отвлекаются, обращают внимание на несущественные детали, упускают существенное, не могут адекватно оценить ситуацию. Процесс мышления характеризуется импульсивностью, хаотичностью, застреванием, бессмысленными повторениями, замедленностью. Процес­су мышления детей с ЗПР свойственна повышенная чув­ствительность к незначительным раздражителям, слабая интеграция отдельных процессов.

Важным условием нормального функционирования пси­хической деятельности является внимание. Внимание улуч­шает восприятие существенных для организма воздействий, ослабляя реакцию на незначительные, второстепенные раз­дражители.

Нарушения внимания являются характерным признаком ЗПР. К недостаткам внимания детей с ЗПР от­носят его слабое развитие и неадекватность.

Особенно часто нарушения внимания отмечают­ся у детей с ЗПР церебрально-органического гене-за. Sturma (цит. по З.Тржесоглава) выделяет следующие особенности внимания этих детей:

1) нарушения концентрации внимания как следствие утом­ления ЦНС;

2) неадекватные колебания внимания, что является отра­жением незрелости нервной системы;

3) чрезвычайно ограниченный объем внимания. В каждый данный момент дети воспринимают ограниченное коли­чество информации, могут воспринимать не ситуацию в целом, а лишь отдельные ее элементы. В связи с этим, осуществление деятельности замедляется;

4) «генерализованное и неселективное» внимание, что про­является в неумении сосредоточиться на существенных признаках. Ребенок не может этого сделать из-за труд­ностей дифференцировать раздражители по степени важ­ности, у него наблюдается зависимость внимания от внеш­них воздействий;

5) «прилипание» (персеверация) внимания, выражающееся в сниженной способности переключать внимание с од­ного вида деятельности на другой.

Описанные нарушения внимания у детей с ЗПР отрица­тельно влияют на протекание всех познавательных процес­сов, снижают эффективность овладения знаниями, умени­ями и навыками, в том числе и речевыми.

У детей с ЗПР часто обнаруживаются симптомы недо­развития моторики, неловкость, неуклюжесть движений (3. Тржесоглава). По данным Gwerder (цит. по 3. Трже-соглава), почти у половины детей с легкой дисфункцией мозга имеются нарушения тонкой моторики, что во многом обусловливает их неудачи в письме, рисовании, конструи­ровании.

Особенно часто нарушения моторики наблюда­ются в группе детей с ЗПР церебрально-органи­ческого генеза. Выделяются следующие призна­ки недоразвития моторики у этих детей:

1) неловкость движений;

2) нарушение координации движений;

3) гиперактивность;

4) синкинезии;

5) повышенный мышечный тонус.

Указанные особенности психического и моторного разви­тия детей с ЗПР не могут не отразиться на формировании та­кой сложной функции, какой является речевая функция.

 

 

Г л а в а III. Особенности нарушений речи у детей с ЗПР






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.