Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примерная схема изучения личности школьника






I. Общие сведения о личности. Социальные особенности среды обучения, воспитания,

развития.

1. Физическое развитие, состояние здоровья (в частности, нервной системы).

2. Положение школьника в системе социально экономических отношений (материальное

обеспечение, социально-бытовые условия).

3. Положение школьника в системе внутрисемейных отношений (тип семьи, ее

количественный состав, возрастные и образовательные характеристики членов семьи, характер

деятельности членов семьи и др.)

4. Положение школьника в системе внутригрупповых отношений со сверстниками

(социально-психологический статус в группе, предписанные роли, наличие близких друзей).

 

II. Особенности познавательной деятельности

1. Успеваемость ученика по основным предметам.

2. Соотношение уровня умственного развития школьника и возрастной нормы.

3. Краткая характеристика особенностей основных познавательных процессов ученика

(восприятия, мышления, памяти, внимания, речи).

4. Степень владения умениями и навыками самостоятельного умственного труда.

 

III. Особенности мотивационно-личностной сферы

1. Наличие учебной мотивации и ее конкретное содержание (познавательный, социальный,

позиционный и другие мотивы учения).

2. Ведущий тип регуляции учебной деятельности - достижение успеха, избегание неудачи.

3. Направленность личности (жизненные цели, ценностные ориентации, убеждения,

потребности).

4. Эмоционально-волевые качества личности (возбудимость, устойчивость, стабильность,

настойчивость, выдержка и т.д.).

а) целеустремленность - способность ставить цели и следовать им в деятельности;

б) самостоятельность или внушаемость, зависимость от воли и мнения других;

в) активность, инициативность, настойчивость;

г) дисциплинированность, степень ее сознательности;


5.
Особенности


темперамента


и


типа


нервной


системы


(сила,


подвижность,


уравновешенность). Тип темперамента.

6. Основные черты характера ученика, его отношение к сверстникам, значимым взрослым

(педагогам), другим людям, к важнейшим видам деятельности и к своей собственной личности.

7. Конфликтность мотивационной сферы (личностная тревожность)

8. Общие и специальные способности, которые наиболее ярко проявляются у школьника.

9. Доминирующие интересы и склонности.

 

1V. Особенности поведения школьника в ситуациях внутришкольного взаимодействия

1. Какое положение занимает изучаемый ученик в коллективе (лидер, популярный,

принятый, непопулярный, изолированный, отверженный).

2. Взаимоотношения ученика с активом класса.


3.


Отношения


с


одноклассниками


(дружелюбие-конфликтность,


общительность-


замкнутость, щедрость-жадность, готовность помочь другим - эгоизм и т.д.)

4. Участие в неформальных объединениях вне класса, школы, роль в них.

 

 

5. Особенности поведения, обусловленные психодинамическими свойствами нервной

системы: повышенная энергетика, высокая саморегуляция, медлительность, импульсивность,

инертность и др.

6. Дезадаптивные поведенческие синдромы: уход от деятельности,

нарушение общения со сверстниками и педагогами, низкая социальная нормативность

поведения, двигательная расторможенность, депрессивность, эмоциональная незрелость,

невротические проявления.

7. Выводы:

- Наиболее характерные психологические особенности личности.

- Прогноз, проектирование возможного в личности.


- Необходимые педагогические меры в воспитании данного ученика.

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.