Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инновации в профессионально-педагогическом образовании






Материалы Правительства РФ, определяющие приоритетные направления модернизации образования до 2010 г., содержат тре-


бование обеспечить опережающее развитие профессионального образования. Выполнение этого фундаментального положения обусловливает необходимость рассмотреть с т р а т е г и ч е с к и е ориентиры профессионального образования в современном обществе.

1. Образование призвано подготовить выпускника любой сту­
пени к успешной самостоятельной жизнедеятельности. Утрачивает
свое значение первоначальное профессиональное образование —
на всю жизнь. Актуальным становятся непрерывное и «трансгра­
ничное
» образование, которые подразумевают взаимодействие мира
труда и мира образования.

Следует также иметь ввиду, что в системе дополнительного образования и повышения квалификации появляются люди сори­ентированные на «второй шанс» профессиональной биографии, на изменение траектории профессиональной карьеры.

2. Профессиональное образование становится неотъемлемой частью экономики страны. Это означает, что при проектирова­нии образовании необходимо учитывать потребности индустрии, рынка труда. Отсюда следует необходимость сопряжения потреб­ностей экономики и образования. В разработке стандартов образо­вания, определении структуры специальностей, распределении выпускников профессиональной школы активное участие долж­ны принимать работодатели.

3. Жесткая ориентация профессионального образования на конкретную профессию (подчас не востребованную экономикой) оборачивается работой не по полученной специальности, а так­же безработицей. Очевидно, что подобная модель профессио­нальной подготовки бесперспективна, так как мир профессий постоянно обновляется. Востребованным становится динамичес­кая профессиональность — подготовленность выпускника к вы­полнению широкого радиуса социально-профессиональных фун­кций.

4. Развитие всех уровней профессионального образования обус­ловливает необходимость сопряженности структуры выпускаемых специалистов и рынка труда. Обеспечение нужного баланса объе­мов выпуска, уровня квалификации и структуры занятости требует систематического мониторинга рынков труда, развития договор­ных отношений профессиональной школы с работодателями и формирование экономически обоснованного заказа на подготовку кадров1.

5. В условиях неопределенности современного постиндустри­ального общества требуется ориентация профессиональной под-

1 Смирнов И.П., Поляков В.А., Ткаченко Е.В. Движение к открытой системе профессионального образования // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции. Вып. 3. — Екатеринбург, 2004.


готовки не столько на усвоение знаний и умений, сколько на формирование проектной культуры — способности решать зада­чи, находить пути ориентации в нестандартных ситуациях реаль­ной профессиональной деятельности.

Рассмотрим возможные инновации в профессионально-педа­гогическом образовании. Гриф «Профессиональное обучение (по отраслям)» относится к специальности широкого профиля. Педа­гог подготовлен к выполнению разнообразных функции:

– преподавателя и мастера производственного (практическо­го) обучения по спектру профессий начального профессиональ­ного образования, методического работника, маркетолога во всех видах профессиональных училищ и лицеев;

– преподавателя, инструктора производственного обучения и инженера по подготовке кадров в учебно-производственных и учебно-курсовых комбинатах, отделах технического обучения и подготовки кадров промышленных предприятий и предприятий обслуживания;

– исполняющие обязанности воспитателя и организатора учеб­ного производительного труда в образовательных учреждениях.

В среднем профессионально-педагогическом образовании го­товят, в основном, мастеров производственного обучения. Вы­пускники, освоившие профессиональные программы среднего ППО повышенного уровня, способны выполнять функции пре­подавателя общепрофессиональных дисциплин1.

Структурная трансформация профессионально-педагогического образования в связи с вступлением в Болонский процесс и воз­можным переходом на многоуровневую подготовку может приоб­рести следующие черты:

1. Введение новых квалификаций:

– бакалавр профессионального образования;

– магистр профессионального образования;

– специалист по специальности: менеджер образования, тех­нолог образования, преподаватель информационных технологий, преподаватель социальных технологий и т.п.

2. Переход от подготовки по отраслям производства к подго­товке педагогов по основным социально-профессиональным тех­нологиям. Дифференциация специальностей по наиболее распро­страненным технологиям.

3. Введение в техникумах/колледжах подготовки бакалавров, с последующей разработкой сопряженных ГОСов среднего и выс­шего профессионально-педагогического образования.

4. Инновацией может стать модель профессионального разви­тия обучаемых, формирующее социально-мобильную личность,

1 Комплексная программа развития профессионально-педагогического обра­зования. Проект. Екатеринбург, 2002.


обладающую базовыми компетентностями, ключевыми компетен­циями и метапрофессиональными качествами.

Личностное и профессиональное развитие обучающегося рас­сматривается как главная цель, что изменяет место субъекта уче­ния на всех этапах профессионального образовательного процес­са. Данное положение предполагает активность обучаемого, кото­рый сам творит учение и самого себя, при этом стирается грань между процессами обучения и воспитания. Их различие обнару­живается лишь на уровне содержания и конкретных технологий образования.

5. Подготовка педагогов в отраслевых вузах и колледжах путем введения блока психолого-педагогических дисциплин в учебные планы.

Следующее направление инновации в профессионально-педа­гогическом образовании — его содержание. Целевая ориентация профессионального образования на конечный результат обусло­вила проектирование стандартов профессий, которые отражают требования работодателя к качеству подготовки специалиста, оп­ределяют уровень квалификации, профессиональную мобильность, а для ряда профессий и совокупность личностных и профессио­нально важных качеств работника. Для развивающего профессио­нального образования чрезвычайно актуально определение соста­ва личностных и профессиональных качеств. Обобщение иссле­дований в области профориентологии личности позволило выде­лить их в особую группу квалификационных характеристик обу­чаемых и специалистов: учебно-познавательные и метапрофесси-ональнные качества. Речь идет о свойствах, способностях, каче­ствах, чертах личности, обусловливающих продуктивность выпол­нения широкого круга учебно-познавательной, социальной и про­фессиональной деятельности человека.

К ним относятся: обучаемость, организованность, самостоя­тельность, коммуникативность, саморегуляция, ответственность, практический интеллект, надежность, способность к планирова­нию, самоконтроль, рефлексия, социально-профессиональная мобильность, работоспособность, толерантность и др.

В табл. 35 обобщены возможные инновации в профессиональ­но-педагогическом образовании.

Приведенные в табл. 35 возможные инновации в профессио­нально-образовательном образовании имеют разную значимость, новизну, способы реализации и инновационный потенциал. И, конечно, рассмотренные варианты обновления профессиональ­но-педагогического образования ни в коей мере не исчерпывают всех возможных инновационных изменений.

Строки


Таблица 35 Возможные инновации в профессионально-педагогическом образовании

 

 

 

 

 

 

 

Направления инновации Содержание инновации Критерии оценки инновации
Значимость Новизна Способы реализации Инновационный потенциал
Трансформа­ция сложив­шейся модели подготовки кадров Переход на многоуровневую подготовку педагогов про­фессионального образова­ния Высокая Не имеет ана­логов в стране Традицион­ные Достаточный
Дифференциация специаль­ностей на основе социаль­но-профессиональных тех­нологий Исключитель­но высокая Не имеет ана­логов в стране Инновацион­ные Исключительно высокий
Реализация модели профес­сионального развития обу­чаемых Значительная Имеет аналоги за рубежом Личностно развивающие Высокий
Реализация дополнительно­го профессионально-педаго­гического образования по отраслевому принципу Невысокая Отсутствует Традицион­ные Частично имеется
Модернизация содержания образования на компетент-ностной осно­ве Проектирование профессио­нальных стандартов Значительная Имеет аналоги за рубежом и в стране Проектные Исключительно высокий
Сопряжение профессио­нальных стандартов с обра­зовательными стандартами Значительная Имеет анало­ги за рубежом и в стране Традиционн ые Достаточный

 

 

 

 

 

 

  Разработка образовательных программ на блочно-мо-дульной основе Значительная Имеет аналоги Современные Присутствует
Коррекция программ учеб­ных дисциплин с учетом введения зачетных баллов (кредитов) по типу ECTS Невысокая Новизна отсутствует Традицион­ные Присутствует
Определение технологий развивающего образования Саморегулируемое учение Высокая Отсутствует Личностно развивающие Частично присутствует
Самоуправляемое социаль­но-профессиональное вос­питание Исключи­тельно высокая Имеет аналоги Личностно развивающие Высокий
Контекстно - компетентно -стное обучение Высокая Имеет аналоги Развивающие Достаточный
Информационно-коммуни­кационные технологии Высокая Имеет аналоги Современные Присутствует
Технологии промежуточной и итоговой аттестации обу­чаемых Высокая Отсутствует Балльно- рейтинговая оценка Частично присутствует
Диверсифика­ция взаимо­действия педа­гогов и обуча­емых Новые социально-профес­сиональные роли педагогов: тьютор, консультант, техно­лог, менеджер образования Высокая Имеет аналоги за рубежом и частично в стране Развивающие Достаточный
Фасилитационные техноло­гии взаимодействия: иссле­довательское, проектное, рефлексивное Значительная Имеет аналоги Личностно развивающие Высокий






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.