Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Универсальные компетенции






1.1. Общенаучные компетенции бакалавра (ОНК)

Общенаучные (ОНК) — это компетенции, которые выражают готов­ность и способность личности к конструктивному использованию зна­ний, методов и технологий, находящихся в динамическом обновлении и развитии. По психологии профессионального образования необходимо сформировать следующие компетенции:

– знание теоретико-методологических оснований психологии про­фессионального образования и психолого-педагогические концепции образования;

– умение сопоставлять (анализировать) современные психологичес­кие теории с историческими предпосылками их развития;

– владение научной терминологией и понятийным аппаратом по учеб­ной дисциплине; уметь использовать научные понятия при решении профессиональных задач;

– умение определять и формулировать задачи учебно-исследователь­ской деятельности, планировать и проводить прикладные исследования по психологии профессионального образования;

– владение методами исследования психологии профессионального образования;

– умение анализировать профессионально-педагогический процесс, устанавливать его психологические закономерности, структурировать деятельность обучаемых, формулировать критерии эффективности пси­холого-образовательной подготовки;

– способность к проектировочной деятельности, формулирование проблемы, цели, задачи, критериев оценки профессионально-образова­тельного процесса, умение психологически компетентно обеспечивать реализацию моделей обучения, воспитания и развития обучаемых.

– понимание психологических закономерностей и механизмов раз­вития обучаемых, содействие преодолению психологических барьеров профессионально-личностного развития;

– представление о психологическом содействии оптимальному фун­кционированию индивида, группы сообщества в различных сферах со­общества;

– готовность реализовывать программы социально-нравственного воспитания, а также преодолевать профессиональные риски в различ­ных видах деятельности;

– прогнозирование результатов альтернативных сценариев профес­сионального становления;


– понимание смысла выполняемой профессионально-психологичес­кой и социально-педагогической деятельности.

1.2. Инструментальные компетенции (ИК)

Инструментальные компетенции (ИК), имеют инструментальную функцию. Они включают: когнитивные способности (понимать и ис­пользовать идеи и мысли); методологические способности (обращение с внешней средой, организация времени, стратегии учебы, принятие ре­шений или решение проблем); технологические навыки (использование технических устройств, навыки управления информацией и работы с компьютерами); коммуникативные навыки (устная и письменная ком­муникация и др.). К инструментальным компетенциям психологии про­фессионального образования относятся следующие компетенции:

– умение формулировать психологические проблемы образования, выбирать адекватные методы их решения, выдвигать гипотезы, разраба­тывать альтернативные программы решения проблемы;

– способности к целеполаганию, определению эффективных путей достижения целей/результатов, использованию в работе ранее получен­ных результатов, оценка и корректировка планов профессионально-об­разовательной деятельности;

– умение разрабатывать планы и программы психологического обес­печения (технологий реализации) профессионально-педагогической дея­тельности;

– умение организовывать свою индивидуальную деятельность и дея­тельность обучающихся;

– практический интеллект;

– умение диагностировать качество образования на основе компе-тентностного подхода;

– быть готовым оценивать уровень сформированности компетенции и статистически обрабатывать полученные данные: использовать графи­ческие и цифровые данные для измерения достигнутых целей; интер­претировать полученные результаты деятельности; делать выводы;

– владение информационными компьютерными технологиями, Ин­тернетом;

– способность к письменной и устной коммуникации на государ­ственном языке и знать второй язык;

– владение технологиями социально-профессионального воспитания;

– представление об использовании основных методов математической обработки психологических результатов образовательной деятельности;

– знание специфики психологии образования на разных возрастных этапах;

– готовность к профессиональному воздействию на развитие позна­вательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, функциональ­ных состояний индивида с целью гармонизации профессионально-об­разовательной деятельности;

– представление о современных технологиях обучения, воспитания и развития и умение их использовать в профессионально-образовательной деятельности;


– умение диагностировать и проводить коррекцию обучаемости и воспитуемости, а также отклонений в психическом развитии;

– владение психодиагностическими методиками изучения проблем психологии профессионального образования и методами математико-статической обработки данных и их интерпретации.

1.3. Социально-личностные компетенции (СЛК)

Социально-личностные компетенции (СЛК) — раскрывают способ­ность личности к позитивному интеллектуальному, психологическому и волевому саморазвитию и изменению, а также готовность ее к жизнеде­ятельности во многих контекстах социального взаимодействия, дости­жение согласия с другими. К социально-личностным компетенциям от­носятся:

– знание этических норм поведения, кодекса чести психологов и сле­дование их предписаниям;

– терпимость к другим мнениям и позициям;

– эмоциональная устойчивость в ситуациях социально-профессио­нальной напряженности;

– умение улаживать разногласия и конфликты в коллективе;

– толерантность к обучающимся и лояльность к педколлективу;

– социально-профессиональная ответственность;

– социально-нравственная устойчивость;

– организаторские способности;

– способность адаптироваться к инновациям и изменяющимся соци­ально-экономическим обстоятельствам;

– способность к конструктивному поведению в межличностных кон­фликтах;

– способность к аттракции;

– рефлексивные способности (способность к рефлексии);

– уверенность в себе, в своей социально-психологической компетен­тности;

– навыки межличностного общения;

– толерантность к обучающимся с отклоняющимся поведением, к представителям этнических меньшинств и мигрантам;

– критичность к информации СМИ;

– навыки самоконтроля;

– готовность осуществлять психологическое сопровождение профес­сионального становления обучаемых, выбирать индивидуальные образо­вательные траектории, обеспечивать профессиональный рост и карьеру.

1.4. Психологически обусловленные общекультурные компетенции

Состав этой группы компетенций определялся на основе базовых фундаментальных социально-профессиональных ценностей учащихся и студентов профессиональной школы: ценностных идей, взглядов, поло­жений, выступающих в качестве мотивов, побуждающих достижение социально и профессионально нравственных целей. Конкретизация об­щекультурных компетенций позволяет выделить следующие компетен­ции:


– представление о психологической культуре;

– способность эмоционально воспринимать культурное наследие;

– тактичность;

– готовность к сотрудничеству;

– способность работать в иной культурной среде (межкультурная ком­петенция);

– культура речи;

– понимание духовной организации других людей (обучающихся);

– готовность следовать этическим ценностям;

– расовая, национальная и религиозная толерантность;

– способностью к самопрезентации и формированию своего имиджа;

– способность осуществлять психологический анализ художественных произведений (литературы, живописи, театральных постановок и др.);

– сопричастность к социально-психологическим процессам, проис­ходящим в обществе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.